Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

О мерах по борьбе с сектантством: Доклад Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. 22 июля 1945 — 10 апреля 1946 гг. Черновые записи; фрагменты

24 марта 2010 г.
Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ.

Митрополит Григорий (Чуков)При современном обсуждении вопросов реформирования духовного образования полезен опыт как дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного образования в советский период. Поэтому будет интересно познакомиться с фрагментами доклада высокопреосвященного митрополита Григория (Чукова) «О мерах по борьбе с сектанстсвом». Сам митрополит Григорий является представитель дореволюционной духовной школы, а данный доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали лишь Богословский институт и пастырские курсы в Москве (с 1946 года — Московская Духовная Академия) и Богословско-пастырские курсы в Ленинграде (с 1946 года Ленинградская Духовная семинария). На тот момент духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно умирали, и нужно было растить им смену. Материальное положение и духовенства, и храмов было несравнимо с нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей Церковью, в той или иной мере существуют и поныне. Владыка Григорий рассматривает в своем докладе все имевшиеся на то время проблемы Церкви. Так, вопросы и внешней миссии, и катехизации владыка предлагал пастырям решать внутри храма. Доклад написан для прочтения чиновниками Совета по делам РПЦ, поэтому теоретические сведения представлены на самом элементарном уровне. Раздел «Раскол старообрядчества» в данном черновом варианте не представлен. Еще ранее в июне 1944 года, когда была начата подготовка к Собору 1945 года, владыка Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить на Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако тогда это не нашло отклика.

Л.К. Александрова-Чукова

 

Сущность всякой секты заключается в уклонении от правильного православного религиозно-нравственного учения, а сущность раскола в уклонении от православно-церковного руководства, от церковной дисциплины.

Внутренними причинами этого уклонения являются: 1) «неразумная ревность» о спасении, толкающая на искание новых путей и средств спасения; 2) самомнение и гордость, производящие распри, словопрения и разъединения и 3) увлечение разными учениями без надлежащего руководства.

Внешние причины уклонений от Церкви коренятся отчасти в исторических, социальных и культурных условиях быта, а, главным образом, в сложившихся под влиянием этих условий формах церковной жизни, не всегда спокойно принимаемых склонными к безоговорочной критике людьми. Некоторые из этих форм жизни со стороны наиболее нетерпеливых ревнителей «истинной церковной жизни» подвергаются особенной критике вследствие ослабления в последнее время церковного авторитета или даже утраты у иных благоговейного отношения к предметам религиозного почитания и нередко ведут таковых к уклонению от общения с Церковью.

Обновленчество. Обновленческий раскол в церкви появился в мае 1922 г. Пользуясь временным заключением Патриарха Тихона в связи с делом изъятия церковных ценностей, небольшая группа петроградских и отчасти московских священников (прот. А.И. Введенский, свящ. Е. Белков, прот. Красницкий и др.) обманным образом захватила церковную власть в свои руки. Получив от Патриарха право на временное исполнение текущих дел, они, пригласив жившего на покое в Москве еп. Леонида (Скобеева), объявили себя Высшим Церковным Управлением, разослали указания по епархиям и, пользуясь общей растерянностью, захватывали в свое ведение как отдельные приходы, так и целые епархиальные управления. Под предлогом оживления церковной жизни, они вводили богослужения на русском языке, служили при открытых царских вратах, допускали второбрачие духовенства, и, в целях якобы более широкого и лучшего выбора ставленников, вводили женатый епископат. Таким образом, на первых порах привлекли многих на свою сторону. Но с возвращением к власти Патриарха Тихона движение это остановилось, и многие примкнувшие к обновленцам вернулись снова под главенство Патриарха. Началась борьба обновленцев с тихоновцами, продолжавшаяся и по смерти Патриарха в 1925 г.

В связи с этой смутой появлялось обновленчество и на Украине то в виде автокефалистов, объявивших себе самостоятельность от Патриарха Тихона, то в виде самосвятов, посвящавших избранных в архиереи лиц без участия епископов просто рукоположением присутствовавших и совершавших богослужение на простонародном украинском языке.

Постепенно это обновленческое движение ослабевало. Настоящее время обновленческое Центральное Управление находится Москве в виде Синода, где председателем м. Виталий, а одним из активных деятелей является м. А. Введенский. По местам кое-где (особенно на юге и в Сибири) еще есть обновленческие епископы и обновленческие приходы.

Григорианство. В конце 1925 г. группа православных епископов во главе с архиеп. Свердловским Григорием (Яцковским) воспользовалась арестом митр. Петра (Полянского) и, не дожидаясь объявившегося м. Сергия Страгородского, назначенного митр. Петром в качестве Патриаршего Местоблюстителя, пыталась также захватить власть по управлению Русской Православной Церковью в свои руки. Около них объединились до 10 архиереев, которые некоторое время в своих епархиях управляли от имени своего Совета, но постепенно оно (движение Л.А.) само сошло на нет. Идеологически оно не вносило ничего нового и являлось только борьбой за власть.

Иосифлянство. Иосифлянское движение явилось в Ленинграде как протест против перевода митр. Иосифа (Петровых) из Ленинграда в Одессу вследствие незарегистрирования его гражданской властью. Во главе этого дела стояли, кроме самого митр. Иосифа, еп. Дмитрий (Любимов), еп. Сергий (Дружинин); примыкали скрытно и некоторые другие архиереи. Отличительной особенностью этого движения было непоминание митр. Сергия как Патриаршего Местоблюстителя при богослужении, и уклонение от поминовения власти. Держалось это движение в некоторых приходах духовенством и, главным образом, монашками разных подворий. Как движение исключительно политическое (непоминание Сергия из-за его распоряжения о поминовении власти), оно скоро было прекращено.

Сектантство. В то время как раскол отделяется от Церкви вследствие разности в обрядах, сектантство отделяется вследствие самого религиозного учения, отличного от принятого Церковью и считающегося Церковью еретическим. Русское сектантство по содержанию своего учения делится на секты рационалистические и мистические. К сектам рационалистическим относятся: духоборцы, молокане с разветвлениями, штундо-баптисты, толстовцы и адвентисты.

Рационалистические идеи обнаружились в России издавна (еще с XIV века), особенно распространились с XVIII века.

В Ленинградской области раньше существовала секта скакунов хлыстовского типа, широко распространенная на Кавказе. Из отчетов Епархиального управления за 1945 г. усматривается, что во многих епархиях сектантство и раскол не только не исчезают, но имеют склонность к дальнейшему развитию.

В Ленинградской епархии, часто в Новгородской и Псковской имеются сектанты евангелисты, баптисты, чуриковцы; проявляется в наши дни у некоторых лиц особый интерес к местам Священного Писания, говорящим о втором пришествии Христовом, к своеобразному толкованию библейских пророчеств, к предсказанию будущего по Священному Писанию. В связи с этим есть данные для развития секты типа адвентистов. По личному опыту Саратовской епархии надо думать, что и в других епархиях сектантские и раскольнические течения также не только не исчезли, но живут и даже имеют склонность к развитию в связи с недостатком священников в приходах и с их недостаточным богословским образованием.

Такое развитие сектантских и раскольнических течений не только вносит разложение в среду верующих, отторгая их из ограды Святой Православной Церкви, но вносит разлад и в само общество через пропаганду идей, развращающих его сознание и нравственность, скопчество, лжемистицизм и т.п.

Ввиду этого, представляется необходимым и своевременным обратить особенное внимание на эти печальные явления и принять меры к борьбе с ними.

Какие же меры было бы возможно принимать в этом отношении в настоящих условиях?

Вследствие такого двойного характера причин, порождающих секты и расколы, борьба с этими явлениями должна идти по двум направлениям чисто церковному и государственному.

В церковном отношении, прежде всего

1. Должна быть выяснена наличность тех или иных сект или раскола в каждом приходе епархии через местное духовенство и таким образом установлены районы распространения сект в епархии для ориентировки при назначении в такие места специально подготовленных священников.

2. После выяснения характера находящейся в данном приходе секты прежде специального разбора учения этой секты в своих богослужебных беседах и проповедях священник должен раскрыть положительное учение Православной Церкви, особенно тех основных истин веры, которые неправильно толкуются сектантами. Священник должен при этом объяснить значение Церкви в жизни христианина: значение таинств, смысл отдельных моментов богослужения, особенно осторожно объясняя те места вероучения, которые ошибочно понимаются сектантами. [Разработать для местного духовенства тематику церковной проповеди. Священники приходов, где есть сектанты, должны сдавать систематически отчеты о своей работе с ними].

3. Для лучшего ознакомления с Православным вероучением, необходимо вводить в приходах общее пение установленных при богослужении молитв всеми молящимися.

4. Всемерно заботиться о внешнем благолепии богослужения и его истовости (уставности): не допускать в совершении богослужения торопливости, небрежности, уклонения от устава; соблюдать строгую благоговейность в храме, в алтаре; устраивать церковные хоры со строго церковными напевами. На это должно быть обращено самое серьезное внимание. [Обратить особое внимание на исполнение треб, особенно таинства крещения, брака, погребения-отпевания. Перед коллективным крещением полезно разъяснить значение таинства и обязанности восприемников и родителей, значение нательного креста. Не сокращать произвольно отпевания, молебна, панихиды. Совершение как следует индивидуальных треб лучший миссионерский прием, часто воздействующий глубже и непосредственнее, чем общее богослужение. Главнейшие молитвы, которые должен знать христианин, петь всем храмом, чтобы люди выучили. Шире привлекать желающих в церковный хор].

5. В своей духовной работе в приходе весь причт должен учитывать все положительные черты жизни сектантов, уделяя особенное внимание наиболее выдвигаемым ими вопросам (нравственная жизнь, трезвость, воспитание воли, нравственное значение догматов Церкви и пр.).

6. Особенно строго должно наблюдать духовенство сектантских приходов за нравственной стороной своей жизни, помня, что «слова только учат, а увлекают примеры». Без собственного личного примера жизни каждого члена клира никакая успешная борьба с сектанстсвом немыслима. Поэтому в поведении клира строгая дисциплина должна быть на первом месте, и такие поступки, как пьянство и курение, посещение увеселительных мест, вносящие соблазн в среду верующих, должны беспощадно преследоваться в интересах борьбы с сектантством. [Так как многие священники и другие члены клира пришли из гражданской среды укрепить дисциплину и объяснить правила поведения, необходимые для духовенства в общественных местах, при посещении мест увеселения особенно в районах, зараженных сектантством, так как сейчас господствует слишком либеральный взгляд (например, Маслов появляется на Островах в легкомысленном окружении)].

7. Церковная благотворительность имеет большое значение для привлечения сектантов к жизни Церкви. Поэтому клир прихода должен заботиться об организации в приходе благотворительной помощи (денежной и натуральной) сиротам, больным и инвалидам, находящимся в приходе.

8. Назначенные в сектантские приходы священники должны непременно предварительно изучить общий курс сектоведения и расколоведения, а затем, во время прохождения службы в приходе, их необходимо периодически вызывать в епархиальный центр для консультации по вопросам теории данной секты, и по методике ведения бесед и обращения с сектантами. Не лишне ввести и заочный курс обучения сектантства и расколоведения при Богословско-Пастырский школах (курсах). [Для привлечения к церкви детей хорошо устроить им место за решеткой со скамейками, где бы их не давили и откуда они могли бы видеть богослужение. Для священников и диаконов, не имеющих богословского образования, и даже для архиереев, организовать при Московском Богословском институте заочное обучение, обязательное для священников и дьяконов до 50-летнего возраста. Обучаются дома по программе и приезжают 2 раза в год на консультации и экзаменационные сессии; получают дипломы, как и студенты. Для заинтересованности выдавать пособия или стипендию].

9. В епархиальном центре должно быть при епархиальном архиерее особое ответственное лицо консультант-миссионер, который лично и заочно проводил бы поименно руководящую работу с духовенством по борьбе с сектантами и, по мере надобностей и возможностей, выезжал бы на места для такого руководства

10. Чтобы в закрытых приходах не замирала церковная жизнь, обеспечить их церковным руководством. Способы возможные: 1) Иметь при епархиальном управлении разъездного епархиального наблюдателя священника с обязанностями обслуживать по плану приходы епархии. 2) Прикрепить к наиболее подготовленным священникам по нескольку закрытых приходов епархии. В закрытом приходе нужно хотя бы 2 раза в год совершать требы, служить в храмовый праздник, в Рождество, поминальный день и в Великом Посту. 3) Снабдить главным образом сельских священников материалом на рясы, чтобы имели приличный вид.

11. Для усиления работы в данном направлении совершенно необходимо, чтобы не один только священник, как настоятель прихода, но чтобы и весь состав причта соответственно своей подготовке работал в этом направлении под руководством настоятеля. [Ввиду отсутствия возможностей для обмена опытом прикреплять молодых членов клира к более опытным и образованным, для совета и опыта благочинным усилить работу с ними].

12. В епархиальном центре должна быть собрана справочная литература по вопросам сектоведения и расколоведения, которою могло бы пользоваться духовенство сектантских приходов.

13. Для большего удобства желательно было бы подготовить ряд методически разработанных бесед по отдельным темам, касающимся сектантства и раскола, с указанием в них конкретного материала, мест из Священного Писания, фактов, приемов и т.п., которыми духовенство могло бы пользоваться на местах в приходах.

14. Такие методически разработанные беседы должны быть издаваемы Патриархией наряду с изданием молитвословов для общего употребления. Полезно было бы переиздание хотя бы «Миссионерского руководителя по Библии», составленного диаконом И. Смолиным, журнал «Миссионерское обозрение» и его же «Меч духовенства в ограждении от меча лжеучителей».

Кроме всех этих мероприятий, осуществление которых зависит главным образом от церковной власти и самого духовенства, очень большое значение в деле борьбы с сектантством и расколом имеют и внешние мероприятия общекультурного характера, проведение которых зависит от гражданской власти. К числу таковых относится, кроме широкой пропаганды развития просвещения чрез общеобразовательные школы для борьбы с темнотою и невежеством, от которых главным образом зависит уклонение в секты и расколы, следующее:

1. Содействие правительства широкому открытию храмов, где верующие могли бы получать удовлетворение своих религиозных духовных нужд из нормального источника, минуя сектантских и раскольничьих начетчиков, увлекающих темные массы в крайности рационализма и мистицизма.

2. Разрешение священникам одного прихода совершать богослужение в тех соседних храмах, где нет священников вследствие того, что пока их недостаточно. В настоящее время такого разрешения нет, между тем эта мера, дающая возможность удовлетворять духовные потребности верующих тех приходов, где временно нет священников, вместе с тем лишала бы возможности различных самозваных «учителей» проникать в свободные приходы и вести там свою пропаганду.

3. Содействие к возможно широкому распространению противосектантский и противораскольнической литературы. [Просить у государства: 1) Печатание Библии, Евангелия, кратких молитвенников с разъяснением молитв, шире распространять краткий церковный календарь и более дешевый. 2) Непременно организовать производство нательных крестов и мелких икон. Наладить печение просфор, чтобы это вошло в быт].

4. Прекращение издания низкопробной антирелигиозной литературы макулатурного характера, с заменою ее исключительно литературой естественно-научного содержания.

5. Разрешение на открытие нескольких женских монастырей, куда могли бы собраться рассеянные повсюду бывшие обитательницы женских монастырей и подворий. Под руководством надежных настоятельниц и просвещенных священников эти «монашки» сами питались бы чистым религиозным учением и лишены были бы возможности сеять в народе всякие нелепые учения узкого фанатизма, сектантства и раскола.

6. Поднятие внешнего авторитета духовенства со стороны низших представителей власти на местах, нередко в своих отношениях к духовенству проявляющих линию поведения, идущую в разрез с указаниями центральной государственной власти, и тем дающих повод разным бесконтрольным пропагандистам нарушать желательный правильный и законный ход церковной жизни в приходах.

 

Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)
© Александрова Л.К. СПб. 2010.

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (3)

Написать комментарий
#
12.04.2010 в 10:52
Христос Воскресе! Роман Михайлович, рада слышать мнение специалиста.
В том, что "мнение владыки Григория находится в полном соответствии с
догматическими документами Церкви" не сомневалась, сомневалась в том, правильно ли я расшифровала рукописный текст. Сам доклад, думаю, может находиться в ГАРФ Ф Р-6991. Николай Никанорович Глубоковский прот.Н.Чукова в свое время (Петроградский Богословский институт) высоко ценил, как, разумеется и о.Николай - выдающегося русского экзегета.
После войны Церкви надо было решать все вопросы - восстановления духовного образования, возрождения епархий и др. Во время зимней сессии Синода 25 декабря 1945 г. митрополит Григорий записал в дневнике: "Арх.Лука поднял вопрос о борьбе с сектанством а Тамбовской епархии, чтобы предохранить православных от влияния сектантов. Я сказал, что готовлю доклад по этому вопросу. Кстати об издательстве напомнил об Арх.Афанасии Сахарове и предложении им услуг по исправлению богослужебных книг. Но сам он не обращался в Патриархию (оппозиция?) и нет его адреса...". Запись дневника 4 апреля 1946 года: "Сегодня на заседании (Синода - Л.А.) были утверждены положения - отдела внешних церковных сношений Свящ.Синода, Учебного Комитета при. Св.Синоде и Миссионерского Совета при Св.Синоде. Состав ...3-го - М.Иоанн, арх.Василий, пр.Колчицкий, пр.Боголюбов".
Благодарю Вас за отзыв.
Ответить

#
11.04.2010 в 17:02


Лидия Константиновна, спасибо за публикацию интересного
документа! О важности обращения к святоотеческому и церковному опыту
противостояния сектантству я писал в моей
книге «Введение в сектоведение». Эл. версия находится по адресу: http://nds.nne.ru/content/184.



К сожалению, я не знал о существовании доклада митрополита
Григория «К вопросу о борьбе с сектантством». Владыка Григорий совершенно верно
определил природу сектантства: «Сущность всякой секты заключается в уклонении
от правильного православного религиозно-нравственного учения, а сущность
раскола в уклонении от православно-церковного руководства, от
церковной дисциплины». Термин секта в начале 20 в. использовался как синоним
ереси ( Глубоковский
Н.Н.
Русская
богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С.
21; «Ведение…» С. 279 http://nds.nne.ru/content/184.)



До
1917 гг. Св. Синодом было принято много документов, где баптизм и евангелизм
названы сектами. Некоторые примеры приведены в книге «Введение в сектоведение»
с. 294-296.



Критерии
ереси (секты) сформулированы в чине Торжества Православия, принятого на
Поместном Соборе 1917-1918 гг. Среди них, в частности, следующие:



«Отметающим вся Таинства
святая, Церковию Христовою содер-



жимая, — анафема (трижды).



Отвергающим Соборы святых Отец
и их предания, Божественному



Откровению согласная и
Православно-Кафолическою Церковию



благочестиво хранимая — анафема
(трижды).



Ругающим и хулящим святыя
иконы, ихже святая Церковь ко вос-



поминанию дел Божиих и
угодников Его, ради возбуждения взираю-



щих на оныя и благочестию, и ко
оных подражанию приемлет, а глаго-



лющим оныя бытии идолы —
анафема (трижды).»



Уточняют эти определения постановления Вселенских Соборов и Поместных
Соборов. Все перечисленные документы: решения Вселенских Соборов, Поместных
Соборов, анафематизмы Чина торжества Православия еще ни один Архиерейский собор
не отменял. Таким образом, баптисты и евангелисты суть сектанты в смысле
еретики. Мнение владыки Григория находится в полном соответствии с
догматическими документами Церкви.



Ответить

#
24.03.2010 в 11:28
Очень интересный доклад. Отец Григорий зрит в корень: для того, чтобы не было сект, нужно в своих рядах все поправить. Люди с большей легкостью увидят истину, если если эту истину понятно преподносить. Хотелось бы, чтобы и сегодняшние "борцы" это помнили и не прибегали к власти Кесаря, для борьбы с сектами.

Кстати, один нюанс, который стоит уточнить. Его Преосвященство отец Георгий сектантами называет как религиозные группы полностью заслуживающие такое наименование, так и тех, кто его не заслуживает (напр., баптисты, евангелисты). Тут, конечно, можно долго спорить о том, употребляется ли слово "секта" в религиоведческом смысле или в народном, но все таки при чтении лучше учесть и официальное мнение Русской Церкви, высказанное на Архиерейском соборе 2000 года:


"6.3. Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект".


См. полный текст: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс