[Рец.на:] Труды Нижегородской духовной семинарии: Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 7. Нижний Новгород, 2009
В рецензии кандидата исторических наук, доцента РПИ св. ап. Иоанна Богослова Т.Н. Кузнецовой рассматривается содержание вышедшего в конце 2009 года 7-го выпуска «Трудов Нижегородской духовной семинарии».
Статья

В конце 2009 года вышел в свет 7-й выпуск Трудов Нижегородской духовной семинарии, периодического издания, прочно занявшего свои позиции в деле возрождения церковной науки и духовного образования. Как и предыдущие выпуски, новый номер и прекрасно издан, и объемен, и содержателен. В этом томе представлены традиционно четыре раздела: труды преподавателей, работы студентов, выступления преподавателей и студентов НДС на конференциях, «круглых столах» и семинарах и, наконец, учебно-методические разработки и авторские программы основных и факультативных курсов НДС.

Открывает сборник в подразделе «Богословие» работа доцента Нижегородской духовной семинарии А.В. Ворохобова по истории библеистики Нового Завета. Его статья «Сотериологическая значимость Иисуса Христа в качестве самооткровения Бога (Карл Барт) и экзистенциального обращения Абсолюта (Рудольф Бультманн)» развивает тему предыдущих публикаций автора и посвящена сопоставлению христологических воззрений двух, пожалуй, наиболее значимых протестантских теологов XX века, внесших значительный вклад в исследование Нового Завета. В последнее время внимание многих ученых обращено к изучению теологии кальвиниста К. Барта и лютеранина Р. Бультманна, их книги постепенно издаются, однако в целом труды этих богословов являются труднодоступными. Автор в достаточно сжатой работе, опираясь на первоисточники на языке оригинала, концептуально излагает существо взглядов К. Барта и Р. Бультманна на Личность Иисуса Христа, выделяя при этом как их сильные стороны, так и их недостатки, что делает публикацию безусловно полезной для всех, кто хочет познакомиться с современным протестантским богословием. В качестве пожелания следует заметить, что нужно было бы хотя бы кратко оценить учение К. Барта и Р. Бультманна с позиций православного богословия.

Проблеме непреходящей важности — свободе человеческой воли — посвящена яркая статья (запись выступления на научной конференции в НГПУ) протоиерея Василия Смагина «Вольному — воля, спасенному — рай»: о свободе человека с христианской точки зрения». Автор в удобной для восприятия современного человека с гуманитарным образованием форме, богато украшая свою речь цитатами из классиков русской и мировой литературы, излагает историю происхождения и развития современной идеи свободы, оценивает её с христианских позиций, обсуждает сущность проблемы истинной свободы как великого дара Божия и свободы в Истине. В наше время, когда «свободе прав человека» уделяется избыточно много внимания, что приводит к крайним перекосам в сознании людей и соответствующим их нелепым действиям, еще одно напоминание о настоящем содержании слова «свобода» является далеко не лишним.

По смыслу к этому выступлению примыкает другая статья, помещенная в третьем разделе сборника — «Христианское понимание греха» А.А. Пешкова, в которой указывается на сопутствующую неверному пониманию свободы в нынешнем мире утрату осознания, или чувства греха и греховности современным человеком. То, что в христианстве считается грехом, совершается повсеместно как норма поведения. Сами слова «грех» и его производные, по справедливому утверждению автора, потеряли свое значение. Их вычеркивают из жизни, как ограничение на «свободу человека». В краткой статье А. А. Пешков делает обзор понимания греховности в нехристианских обществах и ясно, опираясь на святоотеческую традицию, излагает православное понимание греха.

Третья статья первого раздела в подразделе «Богословие» — обзор книги проф. А.А. Бронзова «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» протоиерея А. Мешкова. В последнее время нам возвращаются незаслуженно забытые имена православных профессоров XIX-XX веков. Сквозь расстояние более века их значение становится особенно зримым. К числу таких заметных богословов и педагогов без сомнения принадлежит Александр Александрович Бронзов (1858-1936). В частности, его трудами был сделан подробнейший и обширнейший обзор дисциплины Нравственного богословия в XIX веке с рассмотрением и предшествующего ее развития, являющийся до сих пор непревзойденным трудом в этой области. Благодаря статье прот. А. Мешкова читатель получает как будто путеводитель по этой объемной (350 страниц) книге, а в случае необходимости может прямо обратиться к нужным учебникам и пособиям, охарактеризованным в этой работе, минуя сложные поиски книги профессора. Представленная статья, несомненно будет полезна как преподавателям Нравственного богословия и студентам, так и всем, кто хочет знать больше об этой важной области богословия или интересуется историей развития богословия в России.

Столь же полезной, но уже для тех, кто более склонен к изучению Священного Писания Ветхого Завета, будет и следующая статья сборника, помещенная в подразделе «Библеистика» — «Очерк по истории экзегетики учительных книг Священного Писания Ветхого Завета» священника А. Зуева. Нельзя не согласиться с автором, что «при изучении учительных книг в духовных школах учащимся бывает зачастую трудно сориентироваться в немалом объеме исследовательских научных работ и вычленить конкретные сведения об экзегетах, которые обращались непосредственно к той или иной Священной книге». Поэтому приведенный в статье тщательный обзор истории толкования этих книг является ценным вкладом в дело развития и преподавания экзегетики Священного Писания. Автор определяет место учительных книг в христианстве и подробно рассматривает историю развития традиции их толкования от самого раннего периода истории Церкви и до современных работ, где изучаются эти книги. В статье прослеживаются все школы и направления экзегетики в Церкви первого тысячелетия по Р.Х. и дальнейшие православные толкования. Очень подробно свящ. Зуев рассматривает историю толкования учительных книг в России. К сожалению, автор не всегда критически анализирует упоминаемые источники. Так, однозначно положительно отмечая публикации проф. прот. Герасима Павского, посвященные в частности книге Псалмов, свящ. А. Зуев не указал на тот факт, что несмотря на безусловный талант Павского как гебраиста и как филолога, его труды оценивались различно, митрополит Филарет (Дроздов), например, считал, что тот во многом сблизился с протестантизмом, а сам прот. Герасим даже находился под следствием ввиду высказанных им весьма сомнительных толкований и своего, по выражению прот. Г. Флоровского, «самого острого западничества». Однако обилие информации искупает такого рода недоработки и, возможно, как и надеется свящ. А. Зуев, этот очерк станет основой для дальнейших библейских исследований.

В следующем подразделе «История русской философии» помещена небольшая статья П. П. Шитихина «Взгляды евразийцев и Л. Н. Гумилева на особенности цивилизационного развития России». Очередное обращение к этой теме и напоминание о творчестве представителей евразийского течения в начале XX века актуально в силу нерешенности для России вопроса о «национальной идее». До тех пор пока судьбы Родины будут волновать сердца русских (в гумилевском смысле слова) интеллигентов, они вновь и вновь будут обращать свой взор к наследию мыслителей XIX-XX веков и искать ответы на злободневные проблемы в философско-религиозных направлениях той эпохи. С все тем же вопросом «есть ли у России будущее?» обращаются многие и к трудам известного этнолога Льва Николаевича Гумилева, признававшего свою связь с евразийцами, выражавшего согласие с их историко-методологическими выводами и обогатившим их философию своей теорией этногенеза и пассионарности. Немалое количество его идей уже признаны, многое оспаривается, однако каждый православный богослов должен иметь представление о его работах, равно как и об идеях евразийцев, так что публикация очерка П. П. Шитихина в сборнике представляется вполне уместной и своевременной.

Весь второй раздел Трудов НДС отдан дипломной работе студента НДС А. Логинова. Не так уж часто, увы, дипломные работы заслуживают публикации, а тем более в богословских сборниках. Однако труд А. Логинова несомненно этого достоин. Читая его сочинение «Проблема экклезиологических различий в контексте взаимоотношений Рима и Константинополя в IX и XI веках» временами забываешь, что это выпускная работа студента. Написанное хорошим, ясным языком, сочинение это затрагивает одну из наиболее трагичных тем в истории Церкви — разделение Восточной и Западной Церквей. А. Логинов пытается проанализировать тот сложный период, основываясь на евхаристической экклезиологии, введенной в современное богословие прот. Николаем Афанасьевым в его книге «Две идеи Вселенской Церкви» (1934 г.). Автор дипломного исследования предлагает изучать события описываемого им времени не с точки зрения внешних исторических факторов, а исходя из евхаристической природы Церкви, без понимания которой нельзя говорить о ее человеческих проблемах. Для объяснения происходивших в Церкви процессов он подробно разбирает вопрос об экклезиологическом сознании и положении Римского и Константинопольского патриархатов и обращается к конкретным фактам истории. В результате автор приходит к справедливому выводу о постепенно нараставшей трансформации экклезиологического видения в Риме вследствие включения в существо церковного сознания имперской идеи универсализма, при которой иерархи (а прежде всего — первосвященник кафедры) стали представляться главными, если не единственными, путями поиска истины; что, в свою очередь, привело к принижению значения Евхаристии. С другой стороны, и в Восточной Церкви были свои проблемы, связанные со сращиванием Церкви и государства, хотя они и не привели ни к включению имперских начал в экклезиологию, ни к построению на них особой модели Церкви. И все же, все эти искажения, как на Западе, так и на Востоке, вели к взаимному непониманию сторон. Таким образом, работа А.Логинова, не лишенная, впрочем, некоторых недостатков, еще приближает нас к более полному представлению о совокупности причин разделения единой Церкви на Восточную и Западную. Эта публикация должна быть интересна как историкам, так и всем, кто хотел бы яснее составить себе картину того, отчего же разошлись врозь две ветви некогда единой Церкви.

Третий раздел представляет собой публикацию выступлений преподавателей и студентов Нижегородской духовной семинарии на конференциях, «круглых столах» и семинарах.

Первым помещен доклад ректора НДС архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия «Специфика духовного образования в православно-христианской перспективе», прочитанный им на совещании ректоров нижегородских вузов. Тема выступления особо актуальна в нынешнее время не только для руководителей и преподавателей высших учебных заведений, но и для всех, кто так или иначе связан с системой высшего образования, то есть для научных сотрудников, студентов, священнослужителей Православной Церкви, осуществляющих свое миссионерское или социальное служение в стенах светских университетов, институтов или иных учебных заведений, и для всех, кому не безразлична судьба образования в России. В дискуссии о значении и статусе религиозного образования, привлекшей широкие слои общественности, нередко участники её, увлекаясь полемикой, начинают смешивать между собою различные понятия об образовании — о духовном, церковном и светском, что вызывает неадекватность используемых в полемике доводов. Архиепископ Георгий четко разделяет эти типы, или подходы, указывая что «сегодня всем участникам церковно-общественного диалога об образовании ... важно научиться различать пересекающиеся, но не тождественные понятия» духовного образования, осуществляемого в контексте полноты благодатной жизни Церкви, научно-богословского церковного, церковно-практического и теологического образования. И далее ректор НДС представляет основы традиционного православно-христианского понимания образования духовного, которое и является собственно образованием в наиболее глубоком смысле с точки зрения христианского сознания.

«Философское объяснение природного единения в труде преп. Иоанна Дамаскина "Источник знания"» — тема второй статьи раздела, написанной доцентом НДС А. В. Ворохобовым. Изложив сущность учения святого отца о соединении двух природ в Ипостаси Христа, автор отмечает, что осмысление его надо считать большим вкладом прп. Иоанна Дамаскина в богословско-философскую традицию. Обращение к наследию преп. Иоанна Дамаскина для преподавателей и студентов НДС не случайно, это одно из приоритетных направлений их научной работы, поскольку он является святым покровителем семинарии.

О третьей статье этой части сборника мы уже говорили ранее.

Последний, четвертый, раздел будет, очевидно, интересен всем преподавателям духовных школ. В новом сборнике опубликованы учебные программы кафедры Богословия Нижегородской духовной семинарии. Это программы по Катехизису для 1-го курса (доцент прот. А. Мякинин), по Догматическому богословию для 2-го и 3-го курсов (свящ. О. Стручков), программы по Основному и Пастырскому богословию для 4-го курса, по Нравственному богословию для 4-го курса (А. А. Пешков), по Апологетике для 5-го курса (доцент А. В. Ворохобов), по Аскетике для 5-го курса (игумен Андрей Ярунин), по Сравнительному богословию для 3-го курса (свящ. С. Радаев), по Истории русского богословия для 5-го курса (профессор Н. К. Гаврюшин), по Сектоведению для 4-го курса (доцент Р. М. Конь), по Истории русской религиозной философии для 4-го курса (профессор Л. Е. Шапошников), по Истории западного богословия для 4-го курса (доцент А.В. Ворохобов), по Истории религий для 4-го курса (доцент А. В. Ворохобов), по Философии для 2-го и 3-го курсов (свящ. В. Спирин), по Психологии для 4-го курса (доцент Е. Б. Маслова), по Логике для 3-го курса (доцент Е.Б. Маслова), по Истории науки для 5-го курса (свящ. В. Спирин), по предмету «Чтение святых отцов» для 1-3-го курсов (А. А. Пешков).

Итак, новый сборник Трудов Нижегородской семинарии порадовал, как и предыдущие, интересными и содержательными статьями. Этот факт свидетельствует об осуществляющемся возрождении старейшей в России Нижегородской семинарии к ее былой славе, славе духовного и научного центра, выпустившего многих видных церковных и государственных деятелей. Будем ждать следующих выпусков.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9