Джон Генри кардинал Ньюмен
Статья кандидата богословия протодиакона Константина Марковича приурочена к 120-летию кончины выдающегося английского богослова, философа, просветителя, литератора Дж. Г. Ньюмена. Творчество этого выдающегося ученого, малоизвестного в России, но популярного в англоязычных странах и Европе, определило путь развития новой теологии, ставшей фундаментом современного католицизма.
Статья

В России творчество Джона Генри Ньюмена пока известно довольно узкому кругу людей, в основном или принадлежащих к Католической Церкви, или специально интересующихся западной религиозной мыслью. В отличие от популярных  у нас  произведений, написанных на религиозную тематику, К.С. Льюиса или Г.К. Честертона, книги Ньюмена не переведены на русский язык. Биографические сведения о нем на русском языке можно найти лишь в некоторых энциклопедических статьях.

В католическом мире, в особенности в англоязычных странах, Джон Генри Ньюмен (Newman, John Henry) (1801 - 1890) считается одним из выдающихся религиозных мыслителей и литераторов XIX века — «эпохи  агностицизма и эволюционных теорий»[1] — апологетом, столпом католической богословской науки. В одной из энциклопедических статей о Ньюмене писали: «Среди звезд литературы его времени Ньюмен выделялся чистым сиянием христианской веры, светившим в его жизни и его произведениях. Он был единственный англичанин своей эпохи, который отстаивал древнюю веру при помощи знаний, которыми обладал как исключительный богослов, шекспировской силой литературного слога и горячностью, достойной святого»[2]

Родился Джон Генри Ньюмен 21 февраля 1801 в Лондоне в семье банкира Джона Ньюмена и его супруги Джемаймы. Он был старшим ребенком в семье, в которой всего было  шестеро детей. Мать, француженка по происхождению, была гугеноткой, исповедовавшей кальвинизм. Впоследствии один из братьев — Фрэнсис Вильям — стал литератором, уклонился из Англиканской Церкви в деизм, младший брат Чарльз Роберт был эксцентричным человеком со странностями, атеистом по убеждениям.  В семье Ньюменов были еще три дочери: Мэри, Хэрриот и Джемайма. 

Мать воспитывала в своих детях любовь к Библии и молитве, но твердых религиозных убеждений привить им не смогла. Ньюмен писал в своей автобиографии: «С самого детства я испытываю глубокое наслаждение при чтении Библии, но до 15 лет я не имел сформировавшихся религиозных взглядов».[3] Ньюмен был мечтательным  и романтичным юношей. «Я, бывало, хотел, чтобы арабские сказки стали былью, мое воображение устремлялось к неизведанным явлениям, магическим силам, талисманам. Я думал, что моя жизнь, возможно, только сон, или я — ангел, а весь этот внешний мир — обман, мои друзья-ангелы своими веселыми затеями прячутся от меня и обманывают подобием вещественного мира».[4] 

В 1808 он поступил в школу доктора Николаса в Илинге; в школе воспитывалось 250 мальчиков. Ньюмен блестяще учился и в 15 лет считался лучшим учеником школы. Осенью 1816 г. он пережил «великую перемену в мыслях», которая произошла под влиянием его учителя Уолтера Майерса. Ньюмен пришел к осознанию ясной, точно сформулированной библейской веры. Правда то, что проповедовал Майерс, был модифицированный кальвинизм. Впоследствии Ньюмен  расстался с кальвинистскими убеждениями и примкнул к консервативному крылу Англиканской Церкви (т. н. High Church). 

В 1817 Ньюмен поступил в Тринити-колледж Оксфордского университета, где удостоился стипендии. По окончании колледжа он получил степень бакалавра.  В апреле 1822 года Ньюмен получил должность преподавателя Ориэл-Колледжа.

Особую заботу о молодом преподавателе проявлял д-р Ричард Уотли, позднее ставший англиканским архиепископом Дублина. Ньюмен, уже став католиком, тем не менее, с большой теплотой и благодарностью вспоминал своего учителя. «Это был человек щедрого и горячего сердца... Тогда, в 1822 г., я был неловким и робким, он взял меня в свои руки и принял во мне участие как мягкий и ободряющий наставник. Он открыл мой разум и учил меня думать и размышлять».[5] 13 июня 1824 г. Ньюмен был посвящен в кафедральном соборе Христа в Оксфорде в сан диакона. Первую свою проповедь он произнес в небольшой церкви Св. Троицы в Овервортоне, недалеко от Бэрнберри.  29 мая 1825 г., в праздник Пятидесятницы, Ньюмен принял сан священника и занял вакансию второго священника (викария) в церкви св. Климента в Оксфорде. Около двух лет он был погружен в приходскую работу, много служил и проповедовал, хотя не оставлял и научных трудов. В это время он написал статьи о Аполлонии Тианском, Цицероне и чудесах для Encyclopaedia Metropolitana. В том же году, по рекомендации Уотли, Ньюмен был назначен вице-ректором колледжа St. Alban Hall.  Этот пост он занимал только около года. Общение с Уотли заставило Ньюмена задуматься о многих богословских вопросах, прежде всего о том, что есть Церковь Христова. 

В 1826 году ушел с поста вице-ректора и вернулся преподавателем в Ориэл-Колледж. Во время своего преподавания Ньюмен сдружился с двумя своими учениками — Робертом И. Уилберфорсом (позже архидиаконом) и Ричардом Х. Фрудом. Ньюмен отмечал потом, что в этой дружбе зародились «первые элементы движения,  позже названного трактарианским»[6]. В конце 1827 - начале 1828 гг. Ньюмен переживает тяжелейший душевный кризис, вызванный болезненным переутомлением, а также несчастьями, обрушившимися на его семейство. Отец оказался на грани разорения. Спустя некоторое время скончалась его любимая младшая сестра Мэри. Эти переживания побудили Ньюмена искать утешения в творениях древних отцов Церкви. Он углубился в изучение истории Церкви, жизнеописаний древних святых и мучеников, свидетельств о различных чудесах. Ньюмен в своей Апологии вспоминал, что более всего его заинтересовала история Александрийской Церкви как исторический центр богословия никейского периода. Он изучал свт. Афанасия, Дионисия, Климента, Оригена[7]. Плодом его систематических ученых занятий стала книга «Арианство четвертого века» (The Arians of the Fourth Century, 1833). Также началась публикация его проповедей. В течение 9 лет — с 1834 по 1843 гг. — вышли в свет восемь томов «Приходских и простых проповедей» (Parochial and Plain Sermons).

По воспоминаниям современников, Ньюмен обладал исключительным даром слова. «Личное восхищение, безусловно, склоняло нас видеть в нем руководителя в предметах, относящихся к религии. Никто, кто слушал в те дни его проповеди,  не мог уже никогда забыть их. Они редко были строго богословскими. Ньюмен, проповедовавший на тему какого-нибудь библейского текста, говорил о нас самих, о наших искушениях, о наших испытаниях. Его примеры были неисчерпаемы... Его проповедь была поэмой, сформированной из определенной идеи, обворожительной в своей утонченности, внимание — какое внимание! — от ее искренности, интерес  — от оригинальности, даже для тех, кто был небрежен к религии, или тех, кто желали быть религиозными, но находили религию слишком сухой и утомительной; это было как бьющий источник воды из скалы».[8]

Зимой 1832 - 1833 гг. Ньюмен вместе с отцом и  Р. Фрудом отправился в путешествие по странам Средиземноморья. Они посетили Гибралтар, Мальту, Сицилию, Ионические острова; затем Милан, Неаполь и Рим. В Риме Ньюмен познакомился с Николасом Уайзменом, в то время бывшим ректором Английского католического колледжа в Риме. Во время путешествия Ньюмен написал ряд стихотворений, которые годом позже были опубликованы в сборнике "Lyra Apostolica". Затем Ньюмен вновь отправился на Сицилию, уже один. Там он тяжело заболел брюшным тифом. В своей Апологии он повествует, что его слуга,  видя,  что хозяин при смерти, уже попросил написать завещание. Ньюмен исполнил его просьбу, но ясно ощутил, что еще не пришло время его смерти, и сказал: «Я не умру, потому что я не согрешил против Света, я никогда не грешил против Света»[9]. Ньюмен чувствовал, что Провидение готовит его исполнить некий труд. По пути домой сочинил гимн «Веди, Благостный Свет» (Lead, Kindly Light), который уже в то время стал самым популярным христианским гимном на английском языке. Исполняя его, «каждый — и католик, и протестант, и тот, кто не связывает свой жизненный путь с определенной верой — может... присоединиться к общей молитве».[10] 

Прибыв в Оксфорд, Ньюмен услышал проповедь, произнесенную в церкви св. Марии Джоном  Кеблом.  Проповедь называлась «О национальной апостасии», в которой Кебл подверг разгромной критике правительство Англии за его стремление реформировать Англиканскую Церковь и контролировать ее деятельность. Поводом для выступления стало решение правительства о сокращении количества епархий Англиканской Церкви в Ирландии с 22 до 12. Эта проповедь положила начало т.н. Оксфордскому движению, лидерами которого стали Ньюмен, Кебл, Фруд, Пьюзи. К движению присоединились многие англиканские теологи и клирики «Высокой Церкви» (High Church), которые так или иначе были связаны с Оксфордским университетом (отсюда название).  Первоначально движение выступало против протестантского либерализма в теологии. Оксфордское движение проповедовало «теорию Трех Ветвей». Эта теория гласила, что Единая Кафолическая Апостольская Церковь имеет три ветви: Римскую Церковь, Восточную Православную Церковь и Англиканскую Церковь. Тело Кафолической Церкви, в сущности, является единым. Разделения имеют лишь внешний и локальный характер.  Все три ветви имеют апостольское преемство как доктрины, так и священной иерархии. В отличие от других протестантов «Английская церковь, — как тогда считал Ньюмен, — никогда не противилась тем, кто имел власть через апостольское преемство. Напротив, несомненно, что епископы и духовенство в Англии и Ирландии остались такими же, как и были до отделения... Обычаи и истинные догматы, существовавшие в древней Церкви, были признаны и утверждены».[11] Следовательно, Англиканская Церковь нуждается в очищении ее вероучения от элементов, привнесенных реформацией — лютеранством и кальвинизмом — и возвращении к чистым истокам христианской веры I тысячелетия. В сентябре 1833 г. Ньюмен приступил к изданию «Трактатов для нашего времени» (Tracts for the Times), 24 из которых он написал сам; эти трактаты дали оксфордскому движению второе название — «трактарианское» движение. Свои трактаты Ньюмен писал на различные богословские темы: догматика, экклезиология, история Церкви, литургика. В течение последующих семи лет он был духовным лидером движения: организовывал встречи, писал, беседовал с людьми. В 1837 г. Ньюмен стал редактором ежеквартального издания «Британская критика» (British critic), отражавшего позицию «Высокой Церкви». Впоследствии сторонников трактарианства стали именовать «англо-католиками». Движение вскоре породило противодействие протестантов, объявивших трактарианство ересью и утверждавших, что оно ведет к унии с Римом. Ньюмен считал эти обвинения ложными.  В «Лекциях о пророческом служении» (Lectures on the Prophetical Office, 1837), а также в других сочинениях он развил теорию «via media» («промежуточного пути»), согласно которой Англиканская Церковь находится на среднем пути между протестантизмом и латинским католицизмом и должна дистанцироваться от обеих крайностей. В 1838 г. Ньюмен опубликовал «Лекции об оправдании» (Lectures on Justification), в которых изложил свои мысли о Божественной благодати. 

В 1836 г. скончался Р. Х. Фруд, что стало тяжелым испытанием для Ньюмена. В 1838 г. Ньюмен и Кебл опубликовали его «Остатки» (Remains). В последующие годы Ньюмен обнаружил, что многие его ученики всерьез увлеклись католицизмом и были готовы расстаться с англиканством. В 1839 г.  Ньюмен изучал историю монофизитской ереси и в первый раз задумался о том, насколько соответствует учение англиканства тем принципам древнего христианства, которые он считал единственно истинными. Эти сомнения вновь закрались в его душу, когда он читал слова блаж. Августина против донатистов, а также статью Н. Уайзмана «Англиканская претензия» ("The Anglican Claim"). В 1841 г. он написал последний «Трактат 90». В нем он доказывал, что основной догматический документ — «39 статей» — англиканского вероисповедания практически не «исключают умеренный католицизм». Они не были направлены против официальной римской доктрины как таковой, ни, тем более, против декретов Тридентского собора, обнародованных в 1564 г., поскольку сами «статьи» были приняты в 1562 г.[12] Этот трактат вызвал бурю возмущения протестантов и неудовольствие высшего церковного начальства и правительства. Дело заключалось в том, что  5 октября 1841 года английский парламент принял акт «О епископах в заграничных странах», на основании которого была учреждена совместная епархия для англикан и немецких лютеран в Иерусалиме и Святой Земле. Таким образом, был создан не только прецедент англикано-лютеранского интеркоммуниона, но и единая церковно-административная структура, объединившая верующих обоих вероисповеданий. Поэтому прямая или косвенная критика лютеранства или симпатия Риму на тот момент расценивалась как прямая оппозиция английской государственной власти. Эти события стали решающим поворотом на его жизненном пути — Ньюмен понял, что Англиканская Церковь в сущности своей остается протестантским сообществом, и ему с его богословскими взглядами, с его стремлением к идеалу Единой Святой Апостольской Церкви места в англиканстве нет. В 1842 г. Ньюмен оставил редакцию и преподавание в Оксфорде и удалился в Литлмор (близ Оксфорда).

В Литлморе он жил как мирянин и вел полумонашескую жизнь в небольшом кругу своих учеников. В этот период Ньюмен работает над фундаментальным, и, пожалуй, самым известным своим богословским сочинением «Развитие христианского учения» (The Development of Christian Church), в котором он сформулировал и доказывал теорию «развития доктрины» (Theory of Development of Doctrine). В этой книге Ньюмен на примерах из истории Церкви доказывает, что христианское вероучение, провозвещенное апостолами, в сущности, содержит в себе полноту Божественной истины и является неизменным. Но в течение веков это вероучение по мере необходимости облекалось в различные догматические формулировки, разъясняющие и уточняющие те или иные его аспекты. Таким образом, происходило его развитие. «Я был поглощен выстраиванием положительных и ясных аргументов, — писал Ньюмен в этой книге, — в защиту внутренней связи, а точнее, тождества между древним апостольским учением и основой того учения, которое в наши дни известно под именем Католического и исповедуется, в сущности, Восточным и Западным христианским миром. Эта вера, неоспоримо, есть продолжение той религиозной системы, которая носила имя Кафолической и в 18, и в 17, и в 16 столетиях, и в каждом предшествующем веке, вплоть до того, пока мы не дойдем до первого века». Эта вера есть наследие «религии Киприана, Василия, Амвросия и Августина»[13]. Между протестантизмом и «историческим христианством» существует «абсолютное несоответствие». Поэтому протестантизм не имеет никакого отношения к «христианству истории»[14]. Современный ему католицизм Ньюмен провозгласил «репрезентацией»[15] (representative) древней веры, «естественным и необходимым» ее развитием[16].

В феврале 1843 года Ньюмен в «Oxford Conservative Journal» опубликовал как объявление свое отречение от всех резких суждений, которые высказывал по отношению к Католической Церкви.  25 сентября 1843 г. произнес свою последнюю проповедь, названную «Прощание с друзьями» (The Parting of Friends), а через неделю ушел в отставку с должности англиканского священника. 

9 октября 1845 г. Ньюмен стал членом Римо-Католической Церкви. Исповедание Ньюмена принял Доминик Барбери — «апостол Англии», как его прославляет Католическая Церковь. Доминик Барберри, итальянец по национальности, был членом Конгрегации  босоногих служителей Святейшего Креста и святых Страстей Христовых (Пассионистов), основанной бл. Павлом Св. Креста (Паоло Франческо Данеи) в 1725 г.

В октябре 1841 г. Барберри прибыл в Англию и несколькими месяцами позже основал общину пассионистов в Астоне, графстве Стаффордшир. В то время Католическая Церковь в Англии переживала тяжелые испытания. С 1688 г. по 1850 г. в Англии были упразднены католические епархии. Существовали только 4 т.н. апостолических  викариатства, т. е. 4 должности титулярных епископов, находившихся в непосредственной юрисдикции папы. Католики были ущемлены в гражданских правах, испытывали постоянные притеснения как со стороны правительства, так и протестантского духовенства. Доминик Барбери самоотверженно проповедовал среди простого народа, со смирением, любовью и вниманием относился ко всем, кто к нему обращался, чем заслужил любовь своей паствы и ненависть протестантов. Ему не раз приходилось сталкиваться со смертельной опасностью. Но его мужество и упорство в  миссионерском служении привлекали в его общину множество людей, которые переходили из протестантизма в католицизм. После его смерти в 1849 г. католики в Англии стали почитать его память как праведника. В 1964 г. папа Павел IV прославил Доминика Барберри в лике блаженных с именем «блаженный Доминик Матери Божией».

Барбери, после своего приезда в Англию, сразу заинтересовался Оксфордским движением. В 1841 г. один из сподвижников Ньюмена из Литтлмора, Дж. Д. Дэлгейрн, опубликовал во французском журнале «L'Univers» статью об англиканской «Высокой Церкви». Барбери решил ответить на эту статью. 5 мая того же года он обратился с открытым письмом к профессорам Оксфордского университета, где выразил свою надежду на обращение Англии в католицизм и на то, что Оксфордское движение станет средством такого обращения. Он также отверг утверждение, что  «39 статей» англиканского исповедания веры могут быть интерпретированы как не противоречащие католическому вероучению. Это письмо дошло до Дэлгейрна, и между ними завязалась переписка и знакомство. В сентябре 1845 г. Делгейрн принял католицизм в Астоне, и, в свою очередь, познакомил Ньюмена с Домиником  Барбери. 7 октября вечером Барбери посетил общину Ньюмена в Литтлморе. Вечер был дождливым, Доминик грелся у огня, а в это время Ньюмен стоял на коленях и просил его принять его исповедание католической веры. Ньюмен и два его товарища были приняты  в Церковь, а на следующее утро Доминик совершил для них мессу и причастил их[17].

В феврале 1846 г. Ньюмен покинул Литлмор и отправился в Оскотт, где в то время жил его старый знакомый Николас Уэйзмен, ставший уже в это время епископом — апостолическим викарием округа Мидланд. Осенью 1846 г. Ньюмен прибыл в Рим, где стал студентом  Коллегии Конгрегации пропаганды веры. 30 мая 1847 г. кардинал Дж. Ф. Франзони, префект Конгрегации, посвятил Ньюмена в сан священника. Став священником, Ньюмен вступил в конгрегацию Оратории. Он особо почитал память св. Филиппо Нери (1515 - 1595), основателя Конгрегации Оратории[18]. Конгрегация оратории была основана в 1558 г. как Общество апостольской жизни — особый институт в Католической Церкви, члены которого не обязаны приносить монашеские обеты.  Первая община ораторианцев собиралась под руководством св. Филиппа для бесед на духовные темы, упражнений в молитве и пении гимнов в римской церкви Сан-Джироламо-делла-Карита в особом помещении — оратории (отсюда и название общества). В конгрегацию входили как клирики, так и миряне. Ораторианцы прославились просветительской деятельностью, способствовали развитию образования, особенно в области философии, науки и духовной музыки. К ораторианцам принадлежали церковный историк кардинал Бароний, композитор Палестрина, философ Николя  Мальбранш и другие. После нескольких месяцев пребывания в Риме Ньюмен вернулся в Англию. 1 февраля 1848 г. он основал первую английскую Ораторию (отделение конгрегации ораторианцев) в Меривейле (близ Бирмингема). Несколько месяцев спустя он также открыл ораторианскую общину в Лондоне, которую возглавил Фр. Фабер. Окончательно Ньюмен поселился в Еджбастоне, недалеко от Бирмингема, где также основал отделение Оратории и при нем школу для мальчиков, которая со временем прославилась высочайшим уровнем образования, так что ее стали называть «католическим Итоном».

По возвращении в Англию Ньюмен ведет напряженную духовную и просветительскую деятельность, публикует многочисленные лекции, статьи, эссе. В «Лекциях о трудностях англиканства» (Lectures on Anglican Difficulties, I, 1850) он призвал тех, кто еще сохранял верность трактарианскому движению, последовать за ним в Рим, т.е. принять католичество. Его «Лекции о современной позиции католиков» (Lectures on the Present Position of Catholics, 1851) были ответом на враждебную протестантскую пропаганду, развернувшуюся после восстановления папой Пием IX католической иерархии в Англии в 1850 г. Публикация этих лекций привела к судебному процессу, на котором Ньюмену было предъявлено обвинение в клевете. В этом издании Ньюмен дал жесткий отпор доктору Акилли, бывшему итальянскому монаху-доминиканцу, ставшему протестантом и выступившему с клеветой на католиков. Ньюмен раскритиковал Акилли не только за его ложь, но и привел многочисленные доказательства его личной аморальности. Формально Ньюмен проиграл процесс и был вынужден выплатить штраф в размере 100 фунтов, в то время как его издержки как ответчика в судебном процессе составили 14 000 фунтов. Необходимая сумма была собрана по подписке среди католиков не только в Англии, но и других европейских странах, а сам он получил международную поддержку и популярность. В 1854 г. Ньюмен принял предложение занять пост ректора университета для англоязычных католиков (Католический университет Ирландии), основанного ирландскими епископами в Дублине, при котором существовало Литературное и Историческое Общество. В 1852 г. он прочитал там лекцию об университетском образовании («Идея университета»/The Idea of a University), в которой на основе своего опыта пребывания в Оксфордском университете описал либеральное светское образование и его отношение к христианскому идеалу. Однако практическая деятельность, связанная с организационно-хозяйственными заботами, не была в числе талантов Ньюмена. Он провел на посту ректора университета 4 года и вновь вернулся в Бирмингем, где его ожидала ораторианская община.

В Бирмингеме Ньюмен столкнулся с неприятностями. Кардинал Уайзман обратился к нему с просьбой перевести Библию на современный английский язык. Но после того, как Ньюмен собрал группу помощников, заказ на перевод был отменен. Далее по просьбе епископов он взял на себя руководство авторитетным католическим журналом либерального направления «The Rambler» (Странник). Вскоре поступил донос в Ватикан по поводу статьи «О консультировании верующего по вопросам вероучения» (On consulting the faithful in matters of doctrine),  в которой подчеркивалась важная роль мирян в Церкви.

В январе 1864 г. известный английский историк и новеллист профессор Ч. Кингсли в одной из журнальных статей случайно бросил фразу, что «отец Ньюмен сообщает нам, что истина ради самой себя не нужна и, в целом, не должна существовать, а только как добродетель Римского клира». В ответ Ньюмен написал памфлет «Г-н Кингсли и д-р Ньюмен. Переписка по вопросу о том, что д-р Ньюмен учит, что истина не есть добродетель». Этот памфлет в одной из энциклопедических статей охарактеризован как «непревзойденный в английском языке по своей сатирической энергии»[19]. В этом же году Ньюмен, в продолжение полемики, опубликовал «историю его религиозных мнений» — «Апологии своей жизни» (Apologia pro Vita Sua). В простом, доверительном тоне Ньюмен повествовал о том, как происходил его духовный и интеллектуальный рост, как развивались его религиозные взгляды, о том, какие причины побудили его сделать выбор в пользу католицизма. «Апология» сразу стала очень популярной и даже модной книгой.[20] До сих пор она считается шедевром автобиографического жанра в английской литературе.

Когда епископ Уильям Аллоторн предложил Ньюмену возглавить католический приход в Оксфорде, тот решил основать при приходе ораторианскую общину и школу. Но возвращению Ньюмена в Оксфорд помешали его же собратья по вере — представители ультрамонтанской партии во главе с Генри Эдвардом Маннингом (1808 - 1892), будущим архиепископом Вестминстерским и кардиналом. Ультрамонтане — фундаменталистская партия католического духовенства, выступавшая за самое жесткое подчинение римскому папе национальных католических церквей, против либерализма в богословии и образовании. Маннинг не питал симпатии к Ньюмену и его просветительской деятельности, считая его модернистом.

В 1870 г. Ньюмен публикует работу «Эссе в помощь грамматике согласия» (An Essay in Aid of a Grammar of Assent), которая считается наиболее глубокой по своему  философскому содержанию из всех многочисленных его сочинений. Это апология веры, в которой автор защищает веру как закономерный способ интеллектуальной деятельности человека, согласующуюся с разумом и опытом, а также говорит о том, что человек обоснованно может верить в то, что он сам в силу личного интеллектуального развития не понимает, или в то, что не может быть логически доказано. Эта книга была задумана как христианский ответ на философскую теорию эмпиризма, которую развивали английские философы Джон Локк, Дэвид Юм и Джон Стюарт Милл. 

Помимо богословских и полемических сочинений особое место в творчестве Ньюмена занимают книги по истории и художественные произведения, такие как «Исторические наброски» (Historical Sketches), собранные и изданные в 1872 г.; «Потеря и находка» (Loss and Gain) (1848); «Каллиста» (Callista) (1855). В 1865 г. Ньюмен написал драматическую поэму «Сон Геронтия» (The Dream of Gerontius).  В 1891 г. Анна Мозли, сестра мужа Джемаймы Ньюмен, издала «Переписку Дж.Г. Ньюмена» (Letters and Correspondence of J.H. Newman). В 1917 г. бирмингемская Оратория опубликовала «Переписку Джона Генри Ньюмена с Джоном Кеблом и другими за 1839 - 1845 гг.» (Correspondence of John Henry Newman with John Keble and Others, 1839-1845). Уже после смерти Ньюмена были изданы «Размышления и молитвы» (Meditations and Devotions) (1893), сборник стихотворений «Verses on Various Occasions» (1903), «Автобиографические сочинения» (Autobiographical Writings) (1956).

В 1869 - 1870 гг. в Риме состоялся I Ватиканский собор, на котором в конституции «Pastor Aeternus  был провозглашен догмат о безошибочности учения папы, когда он провозглашает его «ex cathedra». Первоначально этот пункт конституции встретил сопротивление значительной части епископата.  88 епископов проголосовало «против» включения этого пункта в окончательный текст конституции и 62 епископа — «за» c условием его доработки («за» — 451). Но при голосовании за окончательный текст конституции 18 июля 1870 г. «против» голосовало только 2 члена собора. Тем не менее часть верующих встретила это решение с недовольством, а группа наиболее радикальных католиков, в основном германоязычных, образовала т.н. Старокатолическую церковь, отделившуюся от церковного общения с Римом. Вдохновителем старокатолического движения был Й. Доллингер, немецкий историк и богослов. Ньюмен открыто не высказывался против догмата о безошибочности, но и не спешил с его признанием, считая соборное решение  «несвоевременным». В частном письме к своему правящему епископу Аллоторну, позже опубликованном исподтишка, без согласия автора,  Ньюмен назвал епископов, проголосовавших за безошибочность, «дерзкой и агрессивной фракцией»[21]. Однако в 1875 г. Ньюмен публикует трактат «Послание герцогу Норфолкскому», в котором он уже защищает решения I Ватиканского собора. Причиной появления этого трактата стало антикатолические публичные заявления бывшего премьер-министра Великобритании Уильяма Гладстона, заявившего, что Католическая Церковь «отвергает древнюю историю» и «отрицает современную мысль», а также «вновь достает свои ржавые инструменты». По мнению Гладстона, догмат о папской безошибочности подрывает лояльность и гражданскую ответственность британцев-католиков по отношению к государству. Кроме того, и в среде самих собратьев по вере появились слухи о симпатиях Ньюмена к Доллингеру и старокатолическому движению. Поэтому Ньюмен подчинился принятой официально церковной доктрине и защищал ее. Хотя он признавал, что неоднократно высказывался: «Я не буду верить, что безошибочность папы будет провозглашена, до тех пор, пока она не будет провозглашена».[22] В 1878 году Ньюмен переиздал некоторые из своих работ англиканского периода. В предисловии и обширных примечаниях Ньюмен опроверг свои же антикатолические аргументы.

В 1878 г. оксфордский Тринити-колледж, в котором некогда преподавал Ньюмен, присвоил ему степень почетного преподавателя. К своему великому  удовлетворению после 32-летнего перерыва Ньюмен снова смог посетить Оксфорд. В этом же году скончался папа Пий IX, не жаловавший Ньюмена. В 1879 г. новый папа Лев XIII, по ходатайству Герцога Норфолкского и других влиятельных английских католиков-мирян, возвел его в достоинство кардинала (кардинала-диакона базилики San Giorgio in Velabro). Лев XIII и сам лично питал к Ньюману глубокую симпатию, так что при встрече назвал его ласково «мой кардинал»[23]. Это стало высшей степенью признания церковных заслуг Ньюмена, поскольку он не был ни епископом, ни клириком, приближенным к папскому двору. Согласно особому распоряжению ему было позволено остаться в его Оратории в Бирмингеме, для руководства растущей общиной. Английские католики, за немногим исключением, уже давно видели в нем своего духовного лидера. Протестанты также уважали Ньюмена за его принципиальность и честность. После возвращения из Рима Ньюмен  проживал в Бирмингемской оратории. Незадолго до смерти Ньюмен посетил Лондон, где имел встречу со своим старым другом, настоятелем собора св. Павла Р.В. Черчем, который в свое время наложил вето на осуждение «Трактата 90» в 1841 г.  В Рождество 1899 г. Ньюмен отслужил свою последнюю мессу. Здоровье его становилось все хуже, и 11 августа 1890 г. Ньюмен скончался от пневмонии. Тело Ньюмена похоронили на ораторианском  кладбище в Реднал, недалеко от Бирмингема. Через год было вскрыто его завещание, согласно которому все его имущество оценивалось 4,206 фунтов стерлингов.

В англоязычном мире Ньюмен снискал всеобщую славу как великого просветителя, ученого философа, историка, литератора. Во многих университетах и учебных заведениях Великобритании, Ирландии, Америки, Канады существуют научные и студенческие общества памяти Джона Генри Ньюмена, которые занимаются изучением и популяризацией его творчества. Самое известное среди них находится в Оксфорде. Но верующие стали почитать его еще и как праведника: совершали паломничества на его могилу, обращались к нему в своих молитвах. В 1991 г. начался процесс беатификации Ньюмена — Папа Иоанн Павел II провозгласил его  «досточтимым служителем Божиим» (the Venerable Servant of God). Начался сбор информации о почитании его после смерти и о чудесах, которые совершались по молитвам, обращенным к нему. 3 июля 2009 г. папа Бенедикт XVI официально признал факт чудесного исцеления от тяжелейшего заболевания позвоночника клирика епархии Бостона, диакона Дж. Салливана, в 2001 г. Летом 2010 г. ожидается беатификация Ньюмена во время намеченного визита папы Бенедикта XVI в Великобританию.

В своем отношении к православию, в частности к Российской Церкви, Ньюмен следовал тем общим взглядам, которые бытовали тогда в католической среде. Он называет православных Греции и России «фотинианами», говорит о «греческой схизме», сравнивает с несторианами[24] и т. д. Впрочем, это была вполне естественная позиция католического богослова XIX века. Эпоха экуменизма, а также православного свидетельства в западноевропейских странах еще не наступила. Совершенно очевидно, что Ньюмен имел поверхностное представление о православной духовности. Он  не считал должным различать православие и протестантизм («Если вы посмотрите на Россию, Англию или Германию, то увидите, что духовность там в недостатке»).[25]  И, по сути, ни одного серьезного аргумента против православия он не приводил, кроме голословного присвоения досадных эпитетов.

В 1882 г. была опубликованы «Заметки о посещении Русской Церкви» англиканского священника Уильяма Палмера, одного из вождей Оксфордского движения, который в 1840 - 1841 гг. дважды посещал Россию. Ньюмен написал предисловие к этой книге, в котором едко критиковал Святейший Синод Русской Православной Церкви. По его мнению, церковная власть в России, хотя и оказала Палмеру и его спутникам теплый прием, оставила без внимания его желание установить  церковное общение между Православной и Англиканской Церквами. Ньюмен обвинил церковную власть в том, что она «проигнорировала кафоличность Церкви, которая заявлена в Символе Веры» и «возрождает древний донатизм». «Они, в сущности, сказали, пусть и не явно: "Мы ничего не знаем о Единстве, ничего о Кафоличности — это не наши понятия. Они действительно когда-то имели значение, но не сейчас. Наша Церковь не Кафолическая, она Святая и Православная, к тому же (поскольку она произошла с  Востока, откуда распространилась Божественная истина) она Восточная. Мы не знаем другой истинной Церкви, кроме нашей. Мы — единственная Церковь в мире. Латиняне — еретики, и все остальные — еретики. Вы — хуже нас, и мы даже не знаем вашего имени. Нигде нет истинного христианства, кроме России, Греции и Леванта (т. е. Ближнего Востока)"»[26]. Но ведь и католики, в том числе и сам Ньюмен, считали только свою, Римскую Церковь единственно истинной, «универсальной», за пределами которой нет и не может быть подлинного христианства. И, так же как и Церковь в России, они сами не спешили принимать «англо-католиков» в общение, не признавали англиканских таинств, действительности рукоположений и апостольского преемства. Причем вопрос принятия англиканских общин в лоно Католической Церкви с сохранением их идентичности, традиций, богослужения окончательно не решен до сих пор. 

В наше время католические богословы считают, что богословское наследие Джона Генри Ньюмена определило путь развития новой теологии, ставшей фундаментом современного католицизма — католицизма после II Ватиканского собора. Кард. Ратцингер — ныне Папа Бенедикт XVI — в 1990 г. в своей статье, посвященной 100-летней годовщине кончины Ньюмена, писал: «Он вложил в наши руки ключ к построению исторического мышления в теологии, или, более того, он учил нас думать исторически в теологии и признавать идентичность веры во всех путях развития... Мне кажется, что начало, положенное Ньюменом, в современной теологии еще не до конца оценено»[27].

Творчество Джона Генри Ньюмена представляет несомненный интерес для современного православного богословия. Следует выделить несколько причин, по которым можно считать важным переводы и изучение его наследия:

1)      Ньюмен был одаренным философом и апологетом, защищавшим традиционное христианство, основанное на Божественном Откровении, выраженном в Священном Писании и Священном Предании, от враждебных ему атак со стороны секулярной философии и науки.

2)      Ньюмен был крупнейшим исследователем своего времени  в области истории Древней Церкви и патрологии. Его сочинения и трактаты по истории арианских споров, о св. Афанасии Александрийском,  блаж. Августине, о развитии христианского вероучения и мн. др. считаются на Западе  классическими образцами фундаментальной богословской науки XIX вв.

3)      Особое место в творчестве Ньюмена занимает основательная критика протестантизма. Причем, наверное, трудно назвать еще хотя бы одного богослова, который бы так сочетал силу и убедительность аргументов со сдержанностью и тонкостью в суждениях. Но с точки зрения православного читателя сожаление вызывает то, что Ньюмен, приравнивая, по сути,  православие к протестантизму, высказывал безосновательные критические суждения в адрес Православных Церквей Востока и России.

4)      Уже сейчас авторитет Ньюмена практически приравнивается католическими богословами к святоотеческому. Поэтому, в перспективе православно-католического диалога, необходимо не только знать, но и дать объективную оценку с точки зрения православия взглядам того человека, которого с высоты папской кафедры провозглашают «великим учителем Церкви, который учил не только мыслями и речами, но и всей своей жизнью».[28] 

Но самым важным поводом обратиться к личности Джона Генри Ньюмена является тот  огромный вклад, который он внес в культуру англоязычного мира, христианской Европы как ученый, просветитель, основатель школ, писатель и, наконец, человек, показавший пример нравственности, честности, преданности Евангельскому Закону и совести. 

 

Список Литературы

Сочинения Дж. Генри Ньюмена:

1. Apologia pro vita sua.  London 1908.

2. Tracts for the Times. Tract No. 15.  On the Apostolical Succession in the  English Church . Электронная библиотека www.newmanreader.org .(http://www.newmanreader.org/works/times/tract15.html), Tract No. 90.  Remarks on Certain Passages of  the Thirty-nine Articles. The Via Media, Volume 2.  London 1908. 

3. An Essay on the Development of Christian Doctrine.  2. 5. London 1909. 

4. Meditations and Devotions. London 1907.

5. A Letter Addressed to the Duke of Norfolk on Occasion of Mr. Gladstone's Recent Expostulation. Certain Difficulties Felt by Anglicans in Catholic Teaching, Volume 2.  1900

6. Discourses to Mixed Congregations. London 1906.

 

О нем:

1.Barry, William. "John Henry Newman." The Catholic Encyclopedia. Vol. 10. New York: Robert Appleton Company, 1911.

2. Froude J. A. Short Studies on Great Subjects, Vol. 4 London, 1899

3. Ward W. Life of John Henry Cardinal Newman Vol. 1 London 1912

4. Meynell W. Cardinal Newman.  London 1907

5. Ratzinger J. card.  Presenation on the Occasion of the First Centnerary of the Death Card. John Henry Newman . Rome, 28 April 1990

6. Notes of a Visit to the Russian Church.  (http://www.newmanreader.org/works/miscellaneous/palmer.html)

7. John Henry Newman. Статья в электронной энциклопедии  en.wikipedia.org. (http://en.wikipedia.org/wiki/John_Henry_Newman#cite_note-eb-8)

8. Ratzinger J. card.  Presenation on the Occasion of the First Centnerary of the Death Card. John Henry Newman . Rome, 28 April 1990.



[1] Barry, William. "John Henry Newman." The Catholic Encyclopedia. Vol. 10. New York: Robert Appleton Company, 1911.

[2] Там же.

[3] John Henry cardinal Newman . Apologia pro vita sua.  London 1908.  стр. 1

[4] Там же.

[5] Там же. стр.  11.

[6] Там же стр.  16.

[7] Там же  стр.  27.

[8] Froude J. A. Short Studies on Great Subjects, Vol. 4 London, 1899 стр.  283-284.

[9] Apologia pro vita sua.  стр. 28

[10] Там же р. 277.

[11] Tract No. 15.  On the Apostolical Succession in the  English Church . §4. Электронная библиотека www.newmanreader.org . ( см. http://www.newmanreader.org/works/times/tract15.html)

12] Tract No. 90. Remarks on Certain Passages of  the Thirty-nine Articles. The Via Media, Volume 2.  London 1908  стр. 264

[13]  An Essay on the Development of Christian Doctrine.  2. 5. London 1909  Стр. 169.

[14] Там же стр. 8.

[15] РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ - многозначное понятие, широко употребляется в философии, психологии, социологии, социальном познании в целом. Наиболее общее определение может быть зафиксировано как «представление одного в другом и посредством другого». См. Энциклопедия «История философии», Книжный Дом, Минск, 2002.

[16] Там же стр. 169.

[17]  Ward W. Life of John Henry Cardinal Newman Vol. 1 London 1912.  Стр. 94

[18] См. Novena of St. Philip.  Meditations and Devotions. London 1907 . стр. .91-119.

[19] John Henry Newman. Статья в электронной энциклопедии.  en.wikipedia.org. (http://en.wikipedia.org/wiki/John_Henry_Newman#cite_note-eb-8)

[20] Meynell W. Cardinal Newman.  London 1907.  стр.  91

[21] См.  Там же.

[22] A Letter Addressed to the Duke of Norfolk on Occasion of Mr. Gladstone's Recent Expostulation. Certain Difficulties Felt by Anglicans in Catholic Teaching, Volume 2.  1900 p.300

[23] Meynell W. Cardinal Newman.    Стр. 118

[24] Certain Difficulties Felt by Anglicans in Catholic Teaching, Стр. 345

[25] Prospects of the Catholic Missioner . Discourses to Mixed Congregations. London 1906  Стр. 252

[26] Notes of a Visit to the Russian Church. См. http://www.newmanreader.org/works/miscellaneous/palmer.html

[27] Ratzinger J. card.  Presenation on the Occasion of the First Centnerary of the Death Card. John Henry Newman . Rome, 28 April 1990.

 [28] Там же.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9