Если голова стеклянная, нечего ею в дверь стучаться, или о богословии победы
Статья

Будучи вытеснена осьмомартовскими приуготовлениями, закончилась истерия СМИ по поводу блестящего провала нашей сборной на Олимпиаде в Ванкувере – значит, теперь самое время спокойно поразмыслить, а что же произошло на самом-то деле?
 
Не сработало. Так одним словом можно было бы охарактеризовать общий тон всех публикаций – и ругательных, и извинительных, и самоуспокоительных. Причём ничто не сработало: ни мощь финансовых вливаний, ни былая аура советского спорта, ни категорическая установка первых лиц на победу, ни даже благословение Патриарха. По идее, надо бы во вретище да со пепелом до морозу – благо, что пост на дворе, – только вот почему-то нет ощущения не то что вины, даже легкого смущения по поводу происшедшего. Не победили? Завалили всё? И слава Богу.
 
Странно, скажете вы, – разве не о победе нашей сборной молились и стар, и млад, прильнув носами к экранам телевизоров и мониторам? Не знаю, не знаю, что это за молитва такая новая – телевизионно-компьютерная – не специалист. А вот о патриаршем молебне и благословении, действительно, рассудить не помешает.
 
Итак, что же действительно сказал Святейший Патриарх в своём напутственном слове спорстменам? Патриарх говорил о том, что спортивная победа – больше, чем победа. Человеческий успех складывается из двух факторов – из готовности делать всё, что зависит от человека, и от действия Бога. Но Бог не отвечает на молитву лентяев, разгильдяев, людей, разрушающих своё здоровье. Не отвечает, потому что Бог – не фокусник: Он отвечает на молитву тех, кто своими трудами и силами приближает достижение цели.

Еще Святейший особо резко выступил против идеи «везения»: не удача должна сопутствовать соревнованиям, а действие Бога по отношению к людям, не «везение», а Божья помощь. И в завершение Святейший подчеркнул, что в борьбе побеждает сильнейший – но чтобы победить, надо быть прежде всего внутренне сильным человеком. 
 
В принципе, после этих слов можно было бы поставить точку: всё сказано. Осталось только настроить уши на слышание. А они, как выяснилось, были настроены на сверхъестественные фокусы. Которых так и не дождались. Впрочем, нет: и действие Бога было очевидным, да и ответ свыше был более чем определённый – не-за-чёт!
 
Главный вывод, который следовало бы сделать и участникам, и зрителям, предельно прост. Бог – совсем не мальчик на побегушках, который по первому звонку стремглав несётся исполнять поручение. С такими мыслями лучше к Нему и близко не подходить: а то ведь и в ответ схлопотать можно! Другими словами, без особой нужды Бог никогда не действует в противофазе: Его стратегия – резонансная.

Да, мы за победу. Но только не любой ценой. Мы за ту победу, которая видится только боковым зрением. Которая потому и приходит, что не заслоняет собой самого главного. Того Главного, ради Которого только и стоит не пожалеть ни души, ни тела.

Дай Бог, чтобы это наше поражение стало причиной и нашей победы: пусть глубоко-сокровенной и внешним – невидимой, но от этого не менее действенной. Разве не победа – отрезвиться от пагубной эйфории везунчиков и непобедимых чемпионов всем нашим хоккеистам и фигуристам, биатлонистам и  конькобежцам, всем тем, кого видели с золотой медалью на шее ещё задолго до Олимпиады? И мы наконец-то перестанем превозносить спортивных кумиров до разряда неприкосновенных небожителей. Чтобы не увидеть снова их поражение, только теперь ещё и на собственной земле. Ради такой победы – над собственными пристрастиями – не жаль и проиграть. Один раз. Если со всеми выводами. Вот такое богословие.

На грядущей неделе – Крестопоклонной – мы подготовили целый ряд интересных публикаций.

Прежде всего, это эксклюзивная статья известного археолога из Иерусалима профессора Василиоса Цафериса «Археологическое свидетельство распятия», в которой открываются особые, прежде неизвестные науке подробности совершения этой страшной казни в первом веке по Рождестве Христовом. 

Реформирование духовного образования в Русской Православной Церкви идет уже не первый год, и в этом направлении были уже достигнуты некоторые результаты. Однако множество вопросов, которые появились перед духовными школами в связи с новым этапом реформ совсем недавно, еще требуют своего осмысления. Например, вопрос интеграции в Болонскую систему. Какие сейчас рассматриваются варианты в связи с изменившейся ситуацией в российском образовании и какие требования будут предъявляться к студентам и профессорско-преподавательской корпорации, читайте в докладе заместителя председателя Учебного комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна).

ХХ век вошел в историю православного богословия как век экклесиологии – так считает протоиерей Джон Эриксон, чей доклад, прочитанный в ходе Виндзорского совещания по вопросам православной экклесиологии в декабре 2009 года, мы предлагаем вашему вниманию. На русском языке работа выходит впервые. В докладе говорится о постепенном переходе к новому пониманию учения о Церкви и основных деятелях этого процесса: протоиерее Николае Афанасьеве и митрополите Иоанне (Зизиуласе), рассматривается понятие автокефалии и евхаристической общины. 

Социологи говорят, что чуть ли не 70-80% российских граждан считают себя православными христианами. Но из них реально живут церковной жизнью не более 8-10% – причём по самым оптимистичным оценкам. Где же все остальные, те, кого принято называть «невоцерковленными православными»? Проректор Курской духовной семинарии иерей Тигрий Хачатрян предлагает называть вещи своими именами: «отпавшие» – так по православным канонам надо именовать большинство наших крещеных сограждан. Как же нам вернуть их в лоно Церкви? – Об этом статья отца Тигрия «Возвращение отпавших».

Кроме того, нас продолжит радовать М.Шкаровский своими изысканиями в области истории Поместных Православных Церквей в ХХ веке. На этот раз вашему вниманию предлагается статья о жизни Румынской Православной Церкви в период с 1917 по 1945 годы. Из статьи вы узнаете о перипетиях, связанных с переходом на григорианский календарь, гонениями на евреев, взаимоотношениях с фашистским режимом, установившимся в стране, а также других эпизодах из жизни православных румын в первой половине ХХ века. 

Аналитическая служба портала подготовила вашему вниманию состоящий из двух частей материал о начавшемся процессе объединения российских мусульман. Какова предыстория вопроса, кто выступил инициатором объединения, какие цели оно преследует и кто в нем в первую очередь заинтересован – читайте в статье «Что стоит за объединением российских мусульман?» 

И это ещё не всё! На этой неделе вы подробно познакомитесь с выдающимся католическим деятелем XIX века кардиналом Джоном Генри Ньюменом, беатификация которого запланирована на осень этого года, узнаете также о принципах, которыми руководствовался святитель Феофан Затворник, толкуя Послания апостола Павла, погрузитесь в глубины историософии К.Н. Леонтьева – одним словом, заглядывайте к нам почаще – не пожалеете!
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9