Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Возвращение отпавших

12 марта 2010 г.
Как правильно стать крестными? Зачем на самом деле люди идут в храм? И как вернуть отпавших? Актуальной проблеме катехизации «невоцерковленных христиан» посвящается статья священника Тигрия Хачатряна.
Каждый Божий день я вижу людей. Они встречаются мне на улице, в общественном транспорте, в магазинах, в различных организациях. Почти все они крещены. Но их лица ничего об этом не говорят. После эпизодичного общения с основной частью крещеного населения в упомянутых местах становится грустно... Основные поведенческие реакции рядового попутчика или первого встречного, мягко говоря, не свидетельствуют о его жизни во Христе. Каждый раз, сталкиваясь с озлобленностью и замкнутостью, я отдаю себе отчет в том, что, как пастырь Церкви Христовой, несу полную ответственность за то, какой дорогой жизни и куда идут эти люди. Мера ответственности за спасение душ людей, о которых меня спросит Пастыреначальник Христос, требует прямого ответа на вопрос: что я делаю для их спасения?

Может, кому-то и покажется, что все это демагогия, потому что и так, вроде, ясно, что делать и как проповедовать. Но чтобы понять, насколько все печально, пусть каждый читающий эту статью православный батюшка представит себе небольшой сюжет из жизни. Перед началом, собственно, чинопоследования Крещения крестный и крестная (в наиболее распространенном сегодня варианте Крещения младенцев) должны произнести отречение от сатаны, обеты Крещения и Символ веры. Сюжет до боли знакомый каждому приходскому батюшке. Давайте посмотрим на него с точки зрения СУТИ происходящего: 1) кто произносит, 2) что произносит и 3) как произносит. 

1. Следуя неумолимой логике «теории пассивного членства в Церкви», которая по умолчанию принята в священнической среде, крестными становятся люди, которых согласно этой теории называют «невоцерковленными христианами». Конечно, можно понять, что не все знакомы с 80-м правилом VI Вселенского Собора, которое ясно говорит, что человек, избегающий церковного общения, должен быть отлучен от Церкви, потому что три пропущенных воскресных   богослужения — это ниже прожиточного минимума и есть основание для отлучения от Церкви, так как мы — крещеные — в Завете с Богом и не можем не участвовать в продолжающейся Тайной Вечере — совместной Трапезе. Но от этого незнания ни крещающему священнику, ни крестным, ни младенцу легче не становится. Каков же истинный канонический статус невоцерковленных христиан, ставших крестными? По канонам, они — отпавшие. Это не оскорбление или унижение личного достоинства, это канонический статус человека, который при этом может быть хорошим человеком, добрым семьянином и т.п. Просто такая констатация факта исходит из того, что евхаристический принцип принадлежности к Церкви Христовой еще никто не отменял, как и постановления Вселенских Соборов! Поэтому ни в одном учебнике по каноническому праву, как и в самих канонах, нет понятия невоцерковленных христиан.

Некоторые батюшки (мне приходилось вести сложные разговоры с такими священниками) свое «безграничное снисхождение» к этим людям объясняют любовью. Но где логика такой любви в последовательности слов Иисуса Христа: «...научите все народы, крестя их...» или словах ап. Павла: «ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать...»? Из контекста 1 главы 1 послания к Коринфянам ясно: не крестить так, чтобы появлялись раскольники Павловы, Кифины, Аполосовы.  Совершенно очевидно, что апостол Павел следует логике, заложенной в заповедь о Крещении Господом Иисусом Христом: сначала научить, а потом крестить, но не наоборот.

2. А дальше все продолжается по известному определению: лишь бы никого не обидеть и все произнести правильно. Кто из нынешних священников (от них же первый есмь аз), положа руку на сердце, уверенно может сказать, что каждый раз, когда он совершает таинство Крещения, крестные именно исповедуют, ощущая и осознавая свое предстояние перед Богом, а не произносят (потому что так сейчас надо) заветные слова? Мне неоднократно приходилось спрашивать крестных и плотских родителей перед началом собеседования о том, зачем нужно Крещение. В подавляющем большинстве случаев ответы в области сиюминутных телесных и душевных потребностей: от сглаза и порчи, чтобы был ангел-хранитель, чтобы покумиться, чтобы не болел, чтобы имел защиту. И крайне редко можно было услышать ответ, переступавший порог вечности: чтобы стал наследником Царства Небесного!!!

3. Вопрос: с какими знаниями приходят эти люди и какого Бога они будут исповедовать в Символе веры? Они отдают себе отчет в том, что есть их словесное отречение от сатаны, насколько это страшно и ответственно?! А если мы, пастыри, не отдаем себе отчета и свободно формализуем своим попустительством этот важный момент духовной жизни младенца и крестных, то не есть ли это прямое надругательство над Христом, Пролившим кровь, чтобы мы действительно не жили под властью сатаны? Как-то жутковато становится при виде того, с какой беспечностью относимся мы, священники, к этим вещам.

Приведу пример из собственной практики. В нашем храме совершалось Крещение. Наступил ответственный момент, когда крестные должны были торжественно произнести: «Верую Ему (т.е. Иисусу Христу) яко Царю и Богу». Алтарник нашего храма, стоявший у купели лицом ко мне и крестным (он и проводил последнюю беседу с ними), вдруг неожиданно прервал плавный ход богослужения резким вопросом к одному из них: «Почему Вы молчите?» Второй раз этот вопрос задал крестному я.

- Я не верю, что Он Бог.

- Тогда Вы не можете участвовать в таинстве в качестве крестного и должны покинуть это помещение.

- Я скажу все, как надо, — после секундной паузы взволнованно сказал он.

- Нет, так не нужно, уходите.

Как потом оказалось (если верить этому мужчине), однажды его попросили быть крестным младенца в одной из соседних епархий. И когда он чистосердечно поведал священнику о том, что не имеет веры в Иисуса Христа как Бога, тот преспокойно ответил, что это не мешает ему быть крестным... Поэтому мое поведение показалось ему неадекватным.

Дорогие батюшки! Давайте честно спросим себя, сколько людей остается после Крещения и Венчания в наших храмах? Примерно 2 - 5%. Что это, как не парадокс? Эти парадоксы, не побоюсь этого слова, современной порочной практики, возведенной некоторыми в ранг догмата и канона, имеют самое прямое отношение к заявленной теме и мере ответственности за спасение душ людей, о которых нас спросит Пастыреначальник Христос. Эта проблема, которая стала перед нами СЕГОДНЯ во весь рост, так и называется: ВОЗВРАЩЕНИЕ ОТПАВШИХ. Она гораздо шире, чем проблема предкрещального оглашения, хотя и тесно связана с ней. Проблема эта появилась не сегодня, но именно в наши дни она стала восприниматься так остро, потому что спустя 20 лет стихийной практики совершения церковных таинств (без предварительной подготовки) так и не случилось чуда: Русь не стала православной.

Основной вопрос — нерв этой проблемы, — на который мы должны ответить честно: куда идут люди, приходя в наши храмы? В церковные лавки, похоронные и крещальные бюро, места душевного отдохновения, заповедники и хранилища церковных древностей и отечественной культуры? Или они приходят в собрание верующих во имя Иисуса Христа для участия в совместной Трапезе приобщения Святых Таин? Последнее представляется наименее актуальным... для основной части приходящих, заходящих, проходящих.

В связи со сказанным, одной из предпосылок нынешнего духовного кризиса в контексте возвращения отпавших можно смело назвать политику организации приходской жизни в Русской Православной Церкви. Вопрос стоит так: по какому принципу сформировались приходы РПЦ за прошедшие 20 лет? Огромное число воцерковленных прихожан, отвечая на этот вопрос, говорят, что их привело в храм какое-то горе, несчастье — личное или семейное. Не то, что они увидели свет духовного маяка в бурном море житейских волн или каких-то любящих до самозабвения членов приходской общины. НЕТ! Я не утверждаю, что все нынешние прихожане именно так и пришли в храм, но таких очень много. Сегодня, спустя много лет, они так и стоят где-то в углу, особенно не вникая в проблемы и беды приходской жизни, и потихоньку вознося к Престолу Божию свои скорби и воздыхания. Одним словом, больница: «...се бо во врачебницу пришел еси...». Они так и ходят в больницу. Но в таком качестве эти прихожане не способны к работе на благо Церкви, не способны дать приходящим свет и тепло, поскольку сами ищут его. Такими людьми полна наша Церковь.

Но мы-то, пастыри, знаем, что это лишь одно из постигаемых в духовном опыте измерений Церкви Христовой, которой она не ограничивается. А задумывался кто-либо из нас, что нормальный приход — это, в первую очередь,  община, основанием которой является единство Святой Троицы: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - чтобы мир уверовал, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21) (т.е. когда они будут в том общении любви, как Мы с Тобой, говорит Христос, тогда мир уверует)? Что это за общение? Это общение любви, а не статичное сосуществование Трех Ипостасей. Любовь — вещь абсолютно практическая, и апостол Иоанн Богослов, чтобы раз и навсегда отнять право рассуждать о любви у тех, кто не имеет ее на деле, формулирует вполне практический критерий любви: «Кто говорит: "я люблю Бога", а своего брата ненавидит, тот лжец: ибо не любящий своего брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4,20)?

Чтобы не уходить в туманные дали спекулятивного богословия, приведу простой пример. Представим себе, что человек полностью прослушал один из курсов современной катехизации, например, в Екатеринбурге, где согласно последнему распоряжению владыки Викентия должно проводить не меньше 12 бесед перед Крещением. Он приходит в храм после красочных описаний богослужения и понимает 10% происходящего. Ладно, проблема церковнославянского языка. Он не понимает самого главного: а где же та любовь, о которой вещали катехизаторы, где она на практике. Даже если бабуля не толкнет локтем в бок, и никто не наступит на ногу, все равно человек так и не поймет, что происходит в этой церкви, где люди молча совершают какие-то телодвижения, куда-то идут (имеется в виду, к Чаше) и после окончания молча расходятся в неизвестном направлении. Складывается ощущение, что любовь зависает где-то под куполом, куда не дотянуться без специальной лестницы МЧС...

А ведь Сам Христос ставит единство общины, по образу Своего единства с Отцом, условием и залогом распространения веры. Он хотел бы видеть общину именно такой: «как МЫ с ТОБОЙ едины»! То есть люди уверуют, если увидят эту самую общину! Чем она для них является? Светом во тьме и якорем спасения. А если общины нет, тогда налицо отсутствие важнейшего принципа организации церковно-приходской жизни. Это принцип единства веры и жизни по любви. Смею утверждать, что пока этого единства не будет, основная часть крещеных так и будет идти в наши храмы как в бюро ритуальных услуг...

Существует опасная игра цифрами. У нас в стране 80 процентов православного населения, говорим мы. И что есть их православие? Может быть, они просто в поиске культурной идентичности? А если они начинают утро не с молитвы Богу, а внимая и следуя астрологическим прогнозам? Если образ жизни основной массы крещеных людей продолжает оставаться языческим по сути, далеким от  молитвы и Причащения, может быть, стоит отказаться от перечисления результатов социологических опросов для легитимизации вхождения Церкви в школу — и так уже впускают!

Тот факт, что в стандарте годового епархиального отчета, предложенного Патриархией, в разделе катехизации весь упор делается на ОПК, красноречиво говорит, что проблема возращения отпавших еще не осмыслена в масштабах как отдельно взятой епархии, так и всей Русской Церкви. И владыка Меркурий, вселивший в нас надежду своими словами об общеобязательной предкрещальной катехизации, впервые прозвучавшими с высокой трибуны в его программном выступлении на XVIII Рождественских чтениях, тем не менее, ничего не сказал о возвращении миллионов крещеных и, — простите за откровенность! — выброшенных нами за борт церковной жизни наших соотечественников.

Мало кто поверит, что впервые о проблеме возвращения отпавших в Церковь нам поведали... англикане. Именно они на общецерковной Миссионерской конференции в Москве в 2006 году поделились с нами — православными миссионерами — опытом реализации знаменитого «Альфа-курса». Не хочется вспоминать те грустные дни... Как откровенный противник данного протестантского проекта с его неотъемлемыми «уик эндами со Святым Духом» могу сказать, что лишь в некоторых деталях этого курса, заимствованных из практики раннехристианских общин, я увидел свет в конце тоннеля проблемы возвращения отпавших.  
Поскольку речь, по большому счету, идет о катехизации, только направленной на возвращение отпавших от Церкви, кратко укажу на основные недостатки, присущие почти всем современным проектам по возрождению катехизации как таковой.

Ущербность современной катехизации в том, что она основана на ретрансляции сведений из Священного Предания Церкви. Эти знания не могут полноценно усваиваться современным человеком по следующим причинам:

1. во-первых, потому что говорящий, то есть катехизатор, должен говорить от опыта, что нечасто встречается в наших храмах, иначе в лучшем случае рабоче-крестьянская аудитория будет иметь «на ужин» неплохо прочитанную лекцию — несколько утомляющее условие допуска к Крещению;

2. отсутствуют предпосылки для переживания истин веры самими слушателями: а) отсутствие диалога; б) отчужденность слушателей по отношению к жизни данного прихода со всеми его радостями и скорбями. На выходе — недовольно утомленные лица отсидевших лекционную пару крестных и родителей, но самое неприятное — после такой беседы, всевозможных пояснений во время совершения Крещения, увещевательной проповеди по воцерковлении — исчезновение всех купно стоящих... до наступления катастрофических ситуаций в семье, до начала проблем со здоровьем ребенка или до венчания и... погребения по православному обряду. Значит, все происходившее сердце не тронуло...

Во избежание подобных недоразумений такое ответственное служение, как катехизацию по возвращению отпавших от приходской жизни было бы неплохо строить в сочетании с:

-  совместной трапезой;

- диалогичностью общения, которое может и должно сопровождаться сообщением истин веры и, может быть, даже совместным проведением досуга;

- привлечением к какой-то несложной работе в храме, церковной ограде, подготовке трапезы, других служениях, будь-то подготовка баптистерия и т.п.

Такая катехизация может и должна заканчиваться искренним Покаянием за жизнь, прожитую без Бога, и первым ответственным Причащением!

Речь в данном случае не идет о слепом копировании каких-то протестантских образцов общинной жизни, а о воссоздании общинной духовной жизни в русле православной Традиции, и здесь, конечно, не обойтись без помощи опытного духовника, но это уже тема другого разговора.

Самое главное сегодня — люди! Люди, крещенные нами без подготовки к жизни в ограде Церкви, должны увидеть, что они нам, пастырям, нужны, нужны просто так, как нужен ребенок родителям, которые любят его за то, что он есть. Вот тогда-то начнется истинное пробуждение, когда человек поймет, что он рассматривается не через свой кошелек или лишнюю квартиру, как бывает в сектах, а просто потому, что он сотворен Богом как человек и может быть любим.
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (25)

Написать комментарий
#
30.04.2018 в 21:51
Многие люди оправдывают себя не посещая храм,мол времени нет,дел много,усталость и т.д.а вот просто интересно если бы за то что пришёл на литургию платили бы то прихожан было бы очень много каждый день. Когда меня лень одолевает я сама себе говорю, конечно не хочется идти на службу денег же не платят. Ведь на работу мы идём не взирая ни на что ( погоду, головную боль,лень)но когда я побываю в храме у меня очень хорошее настроение.обязательно надо посещать храмы и участвовать в таинствах евхаристии. Желаю всем мира и добра.
Ответить

#
7.02.2016 в 08:28
про отпавших-мой личный опыт долго не учавствовал в таинствах чудом созрел,-нечего не вкушал день кроме воды, отстоял вечерню все последование ко причастию исполнил,после исповеди был ответ грехи тяжелые приди через две недели -прости Господи значит не достоин даже редкой поддержки таинства
Ответить

#
свящ. Андрей Дудченко, Украина, Киев
8.06.2010 в 20:04
Спасибо, отец Тигрий, Вы очень хорошо и четко обозначили проблему. Увы, все это горькая правда нашей жизни. И свет в конце тоннеля вряд ли есть пока. Лекции тоже утомляют людей. Нужна живая беседа, нужен диалог и соработничество. Вы предлагаете хорошую методику, кажется. Есть ли практический опыт в этом у Вас?
Ответить

#
17.03.2010 в 13:39
Дорогой о. Тигрий! Я благодарен Вам за эту статью. Слава Богу, Вы написали, как мне кажется, об очень больном вопросе. Мне, как прихожанину храма, всё это знакомо и мне кажется, что на эту тему необходимо еще много думать, молиться об этом и писать. Писать, может быть, не только статьи, но и книги. Согласен, что принятая практика крестить(+миропомазывать)-венчать-отпевать всех желающих без разбора есть практика порочная, т.к. для многих людей именно отказ священнослужителя преподать Таинство мог бы быть поводом осознать, что всё происходящее в Церкви имеет огромный вес. Сказано "не давайте святыни псам".
Проповедь уверовавших должна прежде достигнуть человека, а потом он уже пойдет и испросит совершить над ним таинства.
Ответить

#
17.03.2010 в 01:10
Спасибо. Все по сути. Как о нас и пишут на разных  форумах:  один формализм и обрядовая сторона. Дух -  у единиц.
Ответить

#
17.03.2010 в 00:06
Трезвитеся, братия, и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити, ему же противитеся, тверди верою, восприяв щит веры (1Пет.5:8-9).
Ответить

#
14.03.2010 в 19:50
"они так и стоят где-то в углу, особенно не вникая в проблемы и беды приходской жизни, и потихоньку вознося к Престолу Божию свои скорби и воздыхания. Одним словом, больница: «...се бо во врачебницу пришел еси...». Они так и ходят в больницу. Но в таком качестве эти прихожане не способны к работе на благо Церкви, не способны дать приходящим свет и тепло, поскольку сами ищут его. Такими людьми полна наша Церковь."

Отец Тигрий, эти Ваши слова резанули по сердцу. А как же:
" Приидем, поклонимся Царю нашему, Богу. приидем, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви нашему Богу"?
"Просите и дано будет?"
Наверное, Господь находит что-то именно в таких людях, а не только в тех, которые способны проявить активность по отношению ко внешнму миру.
Потому что только исцеленный Любовью Божественной может дать свет миру, стать светочем, нести Любовь и свет Божий людям. А найти такое исцеление человек может только в Церкви Христовой. Потому как никто другой, кроме как Господь, не может уврачевать раны сердца, в которых стыдно признаться кому- бы то ни было. А пастырям душ человеческих дарована такая благодать - исцелять души раненные, но и самому быть раненным этими признаниями.
Господь исцелил 10 прокаженных, но лишь один вернулся поблагодарить Его.
Отче! Ваше служение не пропадает втуне, даже если сразу не даёт плода. Но сберегается до времени, чтобы прорасти в благоприятное время.
А агрессивная, принудительная катехизация - только отвращает от насилия. Души человеческие больны от насилия, которое претерпевают в социуме.
и Церковь - как тихая и благая пристань, которой так жаждал человек, бросаемый по волнам в шторм на утлой лодочке. Неужели, вернувшись в дом родной, он найдет в нём упрек, что лег отдохнуть, прежде чем обратиться к новым делам?
Ответить

#
27.03.2010 в 23:18
"агрессивная, принудительная катехизация - только отвращает от насилия."
Бывает так, что не только отвращает от насилия, но и от Православной церкви вообще!
Натыкаясь на насилие со стороны малоопытных батюшек в вопросах катахизации, которые заставляют людей приходить 3 воскресения подряд, а потом крестят, мало заботясь об их внутреннем состоянии и отношении к этому Таинству и церкви.
Те люди, которые выполняют это требование, и все таки крестят ребенка, в эту церковь большинство не возращается и имееют отвращение и горький осадок от общения с "духовным" окормителем прихода. А те, кто не подчиняется требованию, идут в ближайшие, по их мнению, "православные" церкви, к грекокатоликам, украинскую, вселенскую церковь (в данном случаи идет речь о загранице, где выбора фактически нет) и крестят свое чадо там, мало заботясь о том, где есть истинная церковь. Есть поп, есть вода, свечи, что еще надо?
Так и кому стало легче? Священнику, который соблюдает чистую формальность в вопросе катахизации ,чтобы свою совесть очистить, и своим условием отвратил людей от истинной церкви? Или же родителю, который рад, что его ребенок был крещен, хотя он и не подозревает, что не там где надо бы и выполнил свой долг перед своим чадом? Или младенцу, который выростет и не догадаеться, что был крещен у грекокатоликов?
Начать наверное надо бы с воспитания и образования самих священников, а не с желающих воспользоваться возможностью и благодатью Таинств, даже и не разумеющих.
Ответить

#
13.03.2010 в 02:11

Правильно заметил о. Георгий Сергеев из Эдмонтона, что роль священника определяющая в проблеме "отпавших". С крестивших пастырей спросится в первую очередь! Если к семейным медикам цивилизованный мир пришел, то христианский мир должен прийти к семейным священникам.

Ответить

#
12.03.2010 в 18:13
Отче Тигрие, а куда собственно по вашему должны идти люди, причастившиеся св. Тайн? Эти люди идут не в никуда, а домой, к семьям, и думаю, что несут туда свет или хоть частицу света Христовой любви, хотя это и не бросается в глаза
Ответить

#
12.03.2010 в 13:59
Конечно, вопрос этот давно требует общецерковного решения, расхождение нашей церковной практики с канонами достигло ужасающих размеров
Ответить

#
архим. доц. Павел Стефанов, Шуменский унив., Болгария, Болгария, Шумен
12.03.2010 в 11:26
Дорогой о. Тигрий,

Судя по имени, Вы армянин. Монофизит как все армяне или православный? Я не понимаю почему Вы так обиделись. Моя заметка написана по поводу псевдо-крестных, а не псевдо-священников. Долг священника - предварительно ознакомится с людьми, которые хотят быть крестными, и уверится в том, что они действительно православные христиане. В противном случае ему надо настаивать на их смену или отказать совершить таинство.

Парев (по армянски),
о. Павел
Ответить

#
12.03.2010 в 05:25
Что делать? Наставлять, разъяснять, увещевать. Капля камень точит.
К сожалению, не могу давать рекомендации приходским батюшкам, т.к. тружусь в колонии для осужденных.
Там крещу два раза в год - перед Рождеством и перед Пасхой, если есть оглашаемые. Работают с ними сами верующие заключённые.
Ответить

#
12.03.2010 в 03:14

"Огромное число воцерковленных прихожан, отвечая на этот вопрос, говорят, что их привело в храм какое-то горе, несчастье — личное или семейное. Не то, что они увидели свет духовного маяка в бурном море житейских волн или каких-то любящих до самозабвения членов приходской общины. НЕТ! Я не утверждаю, что все нынешние прихожане именно так и пришли в храм, но таких очень много. Сегодня, спустя много лет, они так и стоят где-то в углу, особенно не вникая в проблемы и беды приходской жизни, и потихоньку вознося к Престолу Божию свои скорби и воздыхания. Одним словом, больница: «...се бо во врачебницу пришел еси.

Конечно, очень многие люди приходят в храм, как в больницу. Иначе бы и не пришли вовсе. И лечить души в этой больнице нам нужно будет долго, до конца своих дней. И иначе никак. Не став светлым, как можно нести свет другим людям? Слова Серафима Саровского «Спасись сам...» не привожу, их и так все знают. Пройдя через эту «больницу», можно и самому помогать врачам в спасении и лечении других. Опыт «болезни» - ценный опыт...

Я крестилась, уже будучи взрослой, и ещё несколько лет «болталась» без чёткого понимания сути православия. А сейчас просто не представляю себе жизнь без веры в Бога, без Его святых таинств... Любовь к людям приходит не всегда сразу, покрестился – и всех полюбил. За неё ведь тоже бороться надо. Через веру, и через молитвы к Богу о даровании любви. Учение про азы православия и подготовка ко крещению – это хорошо, конечно. Но без открытия сердца человека Богу и другому человеку, без истинного покаяния недостаточно. А вообще, я вижу, что большинство людей, стоящих в храме, когда-то испытали на себе действие Божественной благодати, иначе повторно зачем им в храм идти?... Хочется благодати ещё, без неё не живётся дальше :)







Ответить

#
священник Георгий Сергеев, Канада, Эдмонтон
12.03.2010 в 02:50
Автору большое спасибо за поднятие столь злободневной темы.

А часто ли мы, пастыри (от них же первый есть), молимся и поминаем на проскомидии тех, кого мы крестили, венчали (крестные, родители, свидетели тоже должны быть в их числе)?
Продолжаем ли мы поддерживать с такими "требными захожанами" дальнейший контакт?
Можно было бы, к примеру, брать у таких людей контактную информацию, поздравлять их по почте или e-mail c церковными праздниками, днем небесного покровителя.... посылать издаваемые при храме приходские газеты и т.д. Одним словом, дать почуствовать людям, что мы к ним не безразличны, что мы ждем их участия в жизни прихода.....
Ответить

#
12.03.2010 в 00:22
Браво, о. Тигрий!

Замечательная статья! Самое главное - вещи названы своими именами. Правда, строго говоря эти люди, то есть абсолютное большинство населения России - не совсем отпавшие, ибо и членами Церкви-то не были. Потому как они ВООБЩЕ НИЧЕГО не знали о Крещении и Миропомазании. Так что они - скорее жертвы порочной практики. Впрочем, с них это ответственности не снимает.

Тут следует вспомнить о латинском разделении категорий "законности" и "действительности" Таинства. Так, абсолютно все Крещения, совершенные без катехизации и не приведшие к жизни во Христе, есть Таинства НЕЗАКОННЫЕ, хотя и действительные.
Ответить

#
11.03.2010 в 23:41

Дорогой отец Павел! Может быть, в Болгарии действительно дела обстоят не так печально или просто Вам повезло в том, что крестные всегда верили в Христа как Бога, но если в России спуститься с небес на землю и посмотреть, что читают и смотрят по телевизору наши рядовые сограждане, ничего удивительного в этих словах и нет. А насчет методики пятиминутной катехизациии и убеждения в Божестве Иисуса Христа - это ВЫ, простите, погорячились!!! Иначе и в Древней Церкви, и в наше время все бы объясняли за 5 минут высокотехнологичным способом убеждения несогласных и они мгновенно!!! превращались бы из неверующих в верующих. Чтот нечитал я в Евангелии, у отцов Церкви и в современном православном богословии о методах высокотехнологичного убеждения. Мы же не ведем чисто логический спор. Это принятие веры СЕРДЦЕМ, которое осталось для Вас за скобками, Вы его просто не увидели. Простите, но мне немного страшно за Вас, потому что одним росчерком пера Вы выгнали меня из Церкви, но сами можете оказаться в этой ситуации, когда все Ваши аргументы разобьются о банальное неверие, нежелание верить вБожество Иисуса, потому что крестным иногда нет дела до нашей веры, они отбывают повинную в храме на Крещении, выполняя желание друзей и родственников. На Вашем месте я бы не осмелился такое написать по отношению к священнику, который не совершил смертного греха, а лишь обнаружил неверие человека, желающего быть крестным.


Ответить

#
11.03.2010 в 23:16
Автор ставит вопрос об статусе невоцерковленных христиан и отвечает на него: "По канонам, они - отпавшие." Я не специалист по каноническому праву, но как-то сомневаюсь в справедливости такой оценки. В моём представлении, отпавшие - это те, кто имел веру, а потом потерял. Или те, кто по малодушию отрёкся во время гонений. Но в случаях, указанных в статье, по сути дела, не просходит фактического присоединения к Церкви. Причём часто с молчаливого согласия самих священников. Следовательно, не просходит и отпадения...
Ответить

#
архим. доц. Павел Стефанов, Шуменский унив., Болгария, Болгария, Шумен
11.03.2010 в 21:23
"- Я не верю, что Он Бог." Я никогда это богохульство не слушал во времени крещений, потому что предварительно знакомился с крестными и уверялся, что они действительно христиане. А если один из них вдруг произнесет эти слова, каждый подготовленный священник должен остановить таинство и методом быстрых вопросов и ответов убедить его в течении 5 минут в Божестве Христа. Если он неспособен сделать это, ему не место в Церкви.
Ответить

#
12.03.2010 в 09:35
Не встречал еще священника, который за 5 минут может это сделать да еще "методом быстрых вопросов"... Следовательно, по мнению отца Павла, всем батюшкам, которые нас окружают, в Церкви не место???

Отец Павел, а можно меня убедить? Жду Ваших вопросов...
Ответить

#
12.03.2010 в 05:16
Даже апостол Павел не сумел методом быстрых вопросов и ответов убедить жителей Афин. Как умно не говори, но для того, чтобы сердце человека стало принадлежать Богу, этого будет недостаточно. Церковь, как правило, отводила время для подготовки своих членов.
Ответить

#
11.03.2010 в 20:10
У нас после возгласа "Оглашенные, изыдите", оглашенные выходят и направляются в трапезную. С ними выходят и те, кто не причащается в этот день. Там, после молитвы, начинается чтение отрывков Писания сего дня. После предлагается их обсудить. И это короткий, спокойный, располагающий к беседе момент, в который ничего не происходит. Обсуждать никто ничего не хочет. Нет интереса. А если заставлять, возвышая голос, то идет сопротивление. Быстро переходим к сбору денег на трапезу и разговорам тет-а-тет. Дальше нарастает гомон. На трапезе, перекрывая гомон, объявления, предложения собрать денег и поздравить. И всё.
Ответить

#
игумен Арсений (Соколов), Ливан, Бейрут
11.03.2010 в 16:40
Безо всяких эвфемизмов, вполне в русле церковной традиции о. Тигрий называет отпадших отпадшими. Статья злободневна и говорит о давно наболевшем. Чаще всего люди приносят крестить ребёнка вовсе не потому, что хотят его воспитывать в вере и Церкви, а - "чтобы сосочку не выплёвывал", "чтоб лучше спал, а то всю ночь плачет и нам спать не даёт", "бабка лечить не берётся", "не самолёте надо лететь" и проч. Как таких "отпадших", имеющих самое смутное представление о христианстве, увлечь оглашением и церковной жизнью? Если не увлечём, катехизация так и останется для них горькой пилюлей, которую их заставляют проглотить перед крещением. Спасибо о. Тигрию, поднявшему этот жгучий вопрос. То, что сейчас эта проблема получает, наконец, общецерковное обсуждение, укрепляет в надежде, что скоро развеется, наконец, многовековой туман предрассудков, связанных с крещением. И тогда станут отпадшие верными, и перестанут воспринимать церковь как "бюро ритуальных услуг", таинства - как магические действия, а священника - как шамана.
Ответить

#
11.03.2010 в 13:49
Интересуют комментарии к этой статье, публикации о конкретном опыте приходов
Ответить

#
11.03.2010 в 09:23
Трудно не согласиться с тем, что пишет автор о проблемах оглашения крещаемых и крестных. Но было бы неплохо, если бы он предложил и конкретную практику разрешения сложившейся ситуации (например, из опыта своего прихода). То, что автор конспективно представил в конце статьи, а именно совместные трапезы, диалогичность общения, привлечение к работе в храме, требует изрядной коммуникабельности со стороны самого священника (это далеко не всегда возможно) и довольно длительного периода оглашения. Представляется, что при таких условиях многие будут просто избирать другой храм, где можно быстрее и "без ненужных проблем" крестить ребенка или креститься самому.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс