Реквием по «вечно-бабьему»
Статья

Эх, все-таки какими счастливчиками были Бердяевы да Розановы, что почти век назад о «вечно-бабьем» в русской душе спорили! Разве не красота — предмет для спора иметь вполне определённый: либо баба, либо мужик; третьего не дано!... Сегодня такой вопрос задавать уже совсем неполиткорректно: вдруг ошибочка выйдет при гендерной идентификации? Смех смехом, а вот когда мне один из наших бывших студентов, а ныне священник, позвонил в глубоком недоумении, с каким именем трансвестита причащать, не до смеха было. Представляете себе картину: усато-бородатое существо, со всеми характерными мужескому зраку телесными формами, смиренно подходит к батюшке со сложенными на груди волосатыми ручками, и весь храм с ужасом и изумлением узнаёт, что это — раба Божия Мария... Да, осознавшая свою ошибку, да, покаявшаяся и пришедшая в храм Божий, чтобы стать другой (другим?) — а куда деть-то результаты «транзишена?»...

Что греха таить, оскудела ныне земля и подлинной женственностью, и настоящей мужественностью. Мужьям предписано жениться, а жёнам — мужаться... Прежний образ мужчины как воина едва ли не полностью дискредитирован ежедневным промыванием мозгов об армейских жестокостях и присной милицейской паранойе.
 
В современном обществе едва ли не единственным институтом, жёстко защищающим право обоих полов на свою природную, а не мнимую идентификацию, остаётся Церковь. При том, что её конечная точка — Царство Небесное — не знает ни мужеского пола, ни женского. Такая вот парадоксальная ситуация. Впрочем, вполне законная и разумная. Тот, кто так и не понял на земле, муж он или жена, уж точно не войдёт в Брачный чертог: просто места там для таковых не предусмотрено. По определению. Да и не празднует Церковь ни «мужского», ни «женского» дня. Филиппо-Морисы и человеко-пауки, только которым и требуется регулярно напоминать себе о том, что нечто мужеское в них ещё остаётся, к счастью находятся за церковными стенами на безопасном расстоянии. 

Что же в остатке? Неужели единственная перспектива нашего общества — превратиться в бесполую — точнее, полую как пустую — аморфную среду недочеловеков? Кто сегодня может произвести новое форматирование образа мужчины? Школа, в которой 80% учителей — женщины? Армия, из которой под дружное улюлюкание СМИ победно бегут новобранцы? А может быть, Церковь и здесь выступит в качестве духовной панацеи любых болезней общества?

В Церкви молодой уверенный в себе успешный мужчина (то есть не-«лузер») — это завидная редкость. Увы, но традиционная церковная миссия совершенно не рассчитана на его привлечение. Гораздо проще привлекать инфантильных представителей субкультур, готов и эмо, чем такого независимого и знающего себе цену мужчину. Как-то совсем не хочется верить в то, что написал один известный священник в своем блоге: наша Церковь имеет преимущественно лицо женщины с неустроенной личной жизнью... 

Как это ни больно говорить, но пока мы проигрываем эту борьбу за мужчину. Быть может, первым шагом на пути возрождения мужественного мужчины станет приход настоящих мужчин-священников в военные части, чтобы своим примером заразить молодых ребят той мужественностью, которой критически не хватает сейчас нашему обществу. Ведь, похоже, на священника сейчас возлагается задача проведения основной воспитательной работы в армии.

На этой неделе вашему вниманию предлагается ряд очень разнообразных и в то же время поучительных статей, которые, надеемся, несколько скрасят ваше постовое чтение.

Евангелие учит нас, что милостыню следует делать в тайне, чтобы Отец наш Небесный воздал нам явно. Такой пример поистине евангельского смирения показал нам отец Иоанн Сергиев. Долгое время было неизвестно, что праведный Кронштадтский пастырь внес огромный вклад в успешное развитие «Попечительства о глухонемых» — государственной программы попечения об инвалидах по зрению и слуху. Помощь эта заключалась и в значительных денежных пожертвованиях, и в моральной поддержке, и, конечно, в молитвенной помощи страждущим. Об этом доселе неизвестном эпизоде из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского читайте в статье духовника екатеринбургской общины глухих иеромонаха Виссариона (Кукушкина) .

О малоизвестных годах жизни одного из замечательных иерархов Русской Православной Церкви читайте в статье священника Сергия Моделя, посвященной афонскому периоду владыки Василия (Кривошеина). Автор пытается реконструировать на основании частной переписки и других документов те двадцать два года, о которых владыка Василий не рассказывает в своих «Воспоминаниях». Из статьи вы узнаете, как сын царского министра пошел по пути церковного служения, что привело его на Афон, и как складывалась его жизнь на Святой горе. Все эти сведения, безусловно, колоритно обогащают портрет владыки.

Совсем о другом рассказывает статья диакона Сергия Барицкого. Автор задается целью обобщить мнение различных православных богословов относительно буддийского вероучения. Выделяя атеизм в качестве сердцевины буддийской веры, он пытается дать православное объяснение заблуждениям адептов этой религии. Статья примечательна еще и тем, что в ней приводятся взгляды многих богословов преимущественно конца XIX — начала ХХ века об этой практически неизвестной на тот момент религии. 

На этой неделе также читайте программную статью целой группы ученых-биологов, посвященную осмыслению теории эволюции жизни. Материал печатается в контексте 150-летнего юбилея автора теории — выдающегося ученого Чарльза Дарвина. В статье даётся  последовательное обоснование эволюционному подходу и критикуется креационистский взгляд на проблему возникновения жизни на земле. Работа, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не бесспорна, но мы надеемся, что данная публикация поможет вывести дискуссию на качественно новый уровень.

Кроме того, на этой неделе читайте, как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения , зачем ватиканской газете «Оссерваторе Романо» понадобилось публиковать список лучших музыкальных дисков по версии Ватикана. Мы также продолжим публикацию статей по истории Болгарской Православной Церкви .

...Василий Васильевич, конечно, многое понял или почувствовал правильно. Одного он не учёл: только настоящий мужчина может позволить себе роскошь иметь нечто «вечно-бабье» в своей душе. Другими словами, только крепко вросший в землю бытия корнями отцовства может смотреть в небо и считать звёзды.     
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9