Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Реквием по «вечно-бабьему»

22 февраля 2010 г.
Эх, все-таки какими счастливчиками были Бердяевы да Розановы, что почти век назад о «вечно-бабьем» в русской душе спорили! Разве не красота — предмет для спора иметь вполне определённый: либо баба, либо мужик; третьего не дано!... Сегодня такой вопрос задавать уже совсем неполиткорректно: вдруг ошибочка выйдет при гендерной идентификации? Смех смехом, а вот когда мне один из наших бывших студентов, а ныне священник, позвонил в глубоком недоумении, с каким именем трансвестита причащать, не до смеха было. Представляете себе картину: усато-бородатое существо, со всеми характерными мужескому зраку телесными формами, смиренно подходит к батюшке со сложенными на груди волосатыми ручками, и весь храм с ужасом и изумлением узнаёт, что это — раба Божия Мария... Да, осознавшая свою ошибку, да, покаявшаяся и пришедшая в храм Божий, чтобы стать другой (другим?) — а куда деть-то результаты «транзишена?»...

Что греха таить, оскудела ныне земля и подлинной женственностью, и настоящей мужественностью. Мужьям предписано жениться, а жёнам — мужаться... Прежний образ мужчины как воина едва ли не полностью дискредитирован ежедневным промыванием мозгов об армейских жестокостях и присной милицейской паранойе.
 
В современном обществе едва ли не единственным институтом, жёстко защищающим право обоих полов на свою природную, а не мнимую идентификацию, остаётся Церковь. При том, что её конечная точка — Царство Небесное — не знает ни мужеского пола, ни женского. Такая вот парадоксальная ситуация. Впрочем, вполне законная и разумная. Тот, кто так и не понял на земле, муж он или жена, уж точно не войдёт в Брачный чертог: просто места там для таковых не предусмотрено. По определению. Да и не празднует Церковь ни «мужского», ни «женского» дня. Филиппо-Морисы и человеко-пауки, только которым и требуется регулярно напоминать себе о том, что нечто мужеское в них ещё остаётся, к счастью находятся за церковными стенами на безопасном расстоянии. 

Что же в остатке? Неужели единственная перспектива нашего общества — превратиться в бесполую — точнее, полую как пустую — аморфную среду недочеловеков? Кто сегодня может произвести новое форматирование образа мужчины? Школа, в которой 80% учителей — женщины? Армия, из которой под дружное улюлюкание СМИ победно бегут новобранцы? А может быть, Церковь и здесь выступит в качестве духовной панацеи любых болезней общества?

В Церкви молодой уверенный в себе успешный мужчина (то есть не-«лузер») — это завидная редкость. Увы, но традиционная церковная миссия совершенно не рассчитана на его привлечение. Гораздо проще привлекать инфантильных представителей субкультур, готов и эмо, чем такого независимого и знающего себе цену мужчину. Как-то совсем не хочется верить в то, что написал один известный священник в своем блоге: наша Церковь имеет преимущественно лицо женщины с неустроенной личной жизнью... 

Как это ни больно говорить, но пока мы проигрываем эту борьбу за мужчину. Быть может, первым шагом на пути возрождения мужественного мужчины станет приход настоящих мужчин-священников в военные части, чтобы своим примером заразить молодых ребят той мужественностью, которой критически не хватает сейчас нашему обществу. Ведь, похоже, на священника сейчас возлагается задача проведения основной воспитательной работы в армии.

На этой неделе вашему вниманию предлагается ряд очень разнообразных и в то же время поучительных статей, которые, надеемся, несколько скрасят ваше постовое чтение.

Евангелие учит нас, что милостыню следует делать в тайне, чтобы Отец наш Небесный воздал нам явно. Такой пример поистине евангельского смирения показал нам отец Иоанн Сергиев. Долгое время было неизвестно, что праведный Кронштадтский пастырь внес огромный вклад в успешное развитие «Попечительства о глухонемых» — государственной программы попечения об инвалидах по зрению и слуху. Помощь эта заключалась и в значительных денежных пожертвованиях, и в моральной поддержке, и, конечно, в молитвенной помощи страждущим. Об этом доселе неизвестном эпизоде из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского читайте в статье духовника екатеринбургской общины глухих иеромонаха Виссариона (Кукушкина) .

О малоизвестных годах жизни одного из замечательных иерархов Русской Православной Церкви читайте в статье священника Сергия Моделя, посвященной афонскому периоду владыки Василия (Кривошеина). Автор пытается реконструировать на основании частной переписки и других документов те двадцать два года, о которых владыка Василий не рассказывает в своих «Воспоминаниях». Из статьи вы узнаете, как сын царского министра пошел по пути церковного служения, что привело его на Афон, и как складывалась его жизнь на Святой горе. Все эти сведения, безусловно, колоритно обогащают портрет владыки.

Совсем о другом рассказывает статья диакона Сергия Барицкого. Автор задается целью обобщить мнение различных православных богословов относительно буддийского вероучения. Выделяя атеизм в качестве сердцевины буддийской веры, он пытается дать православное объяснение заблуждениям адептов этой религии. Статья примечательна еще и тем, что в ней приводятся взгляды многих богословов преимущественно конца XIX — начала ХХ века об этой практически неизвестной на тот момент религии. 

На этой неделе также читайте программную статью целой группы ученых-биологов, посвященную осмыслению теории эволюции жизни. Материал печатается в контексте 150-летнего юбилея автора теории — выдающегося ученого Чарльза Дарвина. В статье даётся  последовательное обоснование эволюционному подходу и критикуется креационистский взгляд на проблему возникновения жизни на земле. Работа, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не бесспорна, но мы надеемся, что данная публикация поможет вывести дискуссию на качественно новый уровень.

Кроме того, на этой неделе читайте, как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения , зачем ватиканской газете «Оссерваторе Романо» понадобилось публиковать список лучших музыкальных дисков по версии Ватикана. Мы также продолжим публикацию статей по истории Болгарской Православной Церкви .

...Василий Васильевич, конечно, многое понял или почувствовал правильно. Одного он не учёл: только настоящий мужчина может позволить себе роскошь иметь нечто «вечно-бабье» в своей душе. Другими словами, только крепко вросший в землю бытия корнями отцовства может смотреть в небо и считать звёзды.     
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (30)

Написать комментарий
#
2.03.2010 в 17:54
Ирине Николаевне.
Нет уж, Вы извините, мой скептик - совсем не дурак. Просто Вам трудно понять мужскую точку зрения.
Ответить

#
2.03.2010 в 23:46


Уважаемый Андрей,
я ведь не об умственных способностях вашего скептика дурно отозвалась, они мне
неведомы. Я всего лишь не приняла его пессимизма по поводу отсутствия образца
мужественности в Православии.



И, помилуйте,
зачем же мне вставать на мужскую точку зрения в этом вопросе? Не с нашей ли
бабьей (я замужем и взрослый сын) колокольни виднее? Мне вот за всю жизнь и в
голову не пришло не согласиться с рассуждающим о женственности
философом, будь то Розанов или кто другой, по той одной причине, что он рассуждает с
мужской точки зрения. Напротив, есть у меня даже некоторое предвзятое «им
виднее» - особенно когда речь идет о наших, «ими» чаемых, совершенствах. Чем бы
мы, женщины, стали, если бы основывали наше мнение о себе только на нашей же «внутренней»
точке зрения? – а таковая имеется, и не менее развитая, чем ваша! Убеждена, что
корреляция должна быть взаимной, а не как, например, в исламе...



Кстати на всякий
случай по-бабьи признаюсь, что никакой из предлагаемых исламом идеальных
образов мужественности никогда меня всерьез не привлекал. То же скажу и о
буддизме, иудаизме, индуизме, зороастризме и пр. Аргумент, конечно,
малонаучный, но от всего сердца. Как учил Василий Васильевич.

Ответить

#
4.03.2010 в 17:00
Нет ничего плохого в том, что каждый пол видит мир по-своему. С мужской точки зрения, православие - женственная, не мужественная религия.
Ответить

#
5.03.2010 в 01:21


Если эта мужская
точка зрения на православие как на женственную религию принадлежит
неправославному, то не мне заниматься спасением его души. Но если Ваш скептик –
православный, то не могу не продолжать увещаний... Вы читаете комменты
соседние, эту перестрелку по поводу наличия ниши для успешного мужчины? Уважаемый
А. Р. настаивает на отсутствии таковой, а наш уважаемый главред мягко его
переубеждает. Пока не получается, но это не страшно – оставаясь на точке зрения
А. Р., можно быть добрым христианином. Успешность или лузерство – достаточно внешние
мужские качества и переменчивые, с вас не за это спросится. Вот ум,
образованность, свобода, дерзание, талант, энергия, честность, душевная
тонкость – уже более существенные дары, и по отношению к ним лучше
предполагать, что традиционная церковная миссия все же рассчитана на привлечение
их носителей. Но Ваш скептик думает, что в православии как таковом нет ниши для мужественности, его и
Вашего основного и от вас независящего свойства. Это, если хотите, даже
догматически неправильно, тем более что вы с Богом воплотившимся принадлежите к
одному полу, ни много ни мало. Полагать, что в Церкви не освящается и не
ставится на должную высоту ваше сущностное свойство, за которое с вас спросится
– мне кажется, что это ересь, да еще и чреватая депрессией.



И не думаете ли
Вы, что всякую женщину заведомо устраивает тот тип женственности, который ныне
является расхожим и культивируемым на приходской, а иногда и монастырской
территории? Да мне семь пар железных сапог пришлось сносить по ухабам родной
конфессии, прежде чем Господь начал время от времени посылать мне встречи с женщинами,
чья женственность как-то соответствовала высоким меркам, явленным в образе
Богородицы. Почему Вашему скептику все должно быть сразу открыто? Пускай тоже
побегает, дело того стоит.



Ответить

#
А. Рогозянский
5.03.2010 в 14:33
ум,  образованность, свобода, дерзание, талант, энергия, честность, душевная 
тонкость -  всё это не так интересно. Скажите, что собираетесь привлечь умного человека или успешного человека. Есть разница! 

...уверенный в себе успешный мужчина не-«лузер», я так понимаю, - образ новой куртуазности. Как в прежние времена обществом внезапно овладевала тяга то к рыцарским, то к байроническим, то к "серебряновековским" типам. Сегодня таким же манером все спешно обязаны определиться со своей успешностью и ею присаливать любое тематическое блюдо. Вроде бы никто не заставлял, но мысль поневоле раз за разом возвращается к этому.

Ответить

#
5.03.2010 в 22:18
Конечно, есть разница - затем я и двинулась по восходящей от успешности - через "ум, честь и совесть" - к мужественности и женственности. "Не так интересно" то, что вечно и вроде бы и так всем ясно (кроме скептика:-)). И Ваше сопоставление успешности с другими модными мужскими мундирами тоже правомерно и очень интересно. Но ведь и рыцарский тип, и байронический, и тем более серебряновековский имели проблемы с их нишами в Церкви, даже если говорить о христианстве вообще, а не о православии в частности - на что же успешным жаловаться? Докажите сначала, что они лучше!
Ой, впрочем, соврала малость: кое-кто из серебряновековеков и -вековух сумел себе отрыть такую нишу именно в православии... Иной вопрос - было ли это для них спасительно? И для православия полезно?
Ответить

#
А. Рогозянский
6.03.2010 в 21:32

Молодец, Ирина Николаевна, Брюссель. Перипетии успешных в Церкви меня, если честно, не сильно волнуют, поскольку по теории наиболее трудны и неприкаянны  "лузеры" - неадекватны, как теперь говорят. За "не-лузеров"-то чего беспокоиться? На то они и "не-лузеры", чтобы быть адекватней и со всем справиться. Беспокоит новый стандарт суждений, зачитываемых разными людьми как с одного листа.  Грустно,  если пастыри будут делить прихожан на успешных и неуспешных, в первую очередь. 

Ответить

#
1.03.2010 в 01:27

Благодарю Вас, отец Павел. Тут на самом деле целый букет интересных тем, непаханное Эльдорадо. Во-первых, «процентное соотношение» различных разрядов святости, мужской и женской, в программе храмовых росписей - это тема чисто иконографическая, знай себе подсчитывай по странам и эпохам. Во-вторых, вопрос выраженности или даже просто наличия глубокой антропологической характеристики в иконных изображениях – тут тоже все может быть очень по-разному. В-третьих, сама эта антропологическая характеристика – каков есть Бог вочеловечивыйся? Каков есть человек обоженный? Что узнала, наработала, поняла Церковь о Первом и о втором (мужчине и женщине) за пятьсот лет своей истории, за тысячу, на сегодняшний день? Только живя на Западе, начинаешь понимать, как сказывается на внешнем и внутреннем облике христианина многовековое пренебрежение иконой или полная ее утрата. Бедным протестантам просто вообще не на кого и посмотреть – откуда все ноги и растут, с женским и голубым «священством». У католиков ситуация не такая безнадежная, но тоже запущенная с очень давних пор, особенно по христологической линии. Да прибавим их целибатное духовенство, да феминизм, да роковые 60-е годы! Все это исключительно интересно, и, как говорила инославная философка Алиса-в-стране-чудес, чем дальше, тем любопытственнее.

Ответить

#
28.02.2010 в 21:46
А что удивительного в том, что "в Церкви молодой уверенный в себе успешный
мужчина — это завидная редкость"? Как правило, если человек уверен в себе, то Бог ему и не нужен. А если он еще и успешен (в материальном плане), то этого успеха ему еще хочется еще больше. Не нужна ему никакая Истина. Скорее всего, к Богу его могут привести только скорби. А вот среди представителей молодежных субкультур как раз больше людей, ищущих Истину, чем среди яппи.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
28.02.2010 в 22:52
Не могу с Вами во всём согласиться, Александр. Мне кажется, надо отделить состояние "самоупоённости" от "успешности". О первом – да, таким нужны скорби и без оных до храма они не дойдут. А вот в отношении вторых – "успешных" – но адекватных, то есть нуждающихся в церковной жизни – всё куда сложнее. Наша беда в том, что зачастую они воспринимаются исключительно как "дойные коровы" – коль уж успешные, пусть "делятся успехами" :-) При этом совершенно исчезает из внимания то, что эти люди, как правило, весьма не глупы и ищут в Церкви не только "поститься, молиться и слушать радио Радонеж", а чего-то более интеллектуально-насыщенного или, быть может, социально-активного; они также хотят видеть, как могут работать их деньги, какой реальный плод могут приносить... И когда такой человек начинает ходить в храм, а по прошествии некоего времени замечает, что его реальное участие сужается едва ли не до тривиального вспомоществования, зачастую таковым становится очччень грустно...
Ответить

#
А. Рогозянский
3.03.2010 в 18:23

Любопытно. А как, поясните, будем оценивать успешность? По самооценке? Успехам? А кто определяет, какие успехи достаточные? Допустим, у человека есть успехи, и он по разным причинам считает себя неуспешным. Или наоборот. Или по мнению других (семьи например) он лузер, а никакой не успешный. Или он неуспешный, но для конкретных батюшкиных нужд достаточно. ) Возможно, я думаю, произойдет и вот какой кульбит: расставание с образом успешности после двух-трех подробных исповедей. Что Вы по этому поводу думаете? Или Вы полагаете нужным внедрить в исповедь особые мотивы поддержания наряду с покаянием образа успешности?

Т. е., с "самоупоённостью" допустим ясно, но вот вопрос, достаточно ли твёрдая дефиниция? Похоже, Вы полагаете возможным постулировать самооценочную "успешность" в качестве базы для психотипа и на этом основании строить рабочие обобщения.

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
3.03.2010 в 18:45
Успешность оценивается исключительно по внешним, объективным критериям: положение, перспективы, удовлетворение от работы, достаток. Понятно, что для разных слоёв населения и понятия успешности будут различными, однако что это меняет? "Сыны века сего мудрее сынов света в своём роде". Однако Христос вовсе не предаёт "сынов века сего" анафеме. Почему они не должны быть предметом пастырского попечения: более того, они входят в "группу повышенного риска" именно по причине большой вероятности растворения в своей "успешности" вместо жизни в Боге.
А внешняя успешность может прекрасно уживаться с чувством глубокого и искреннего покаяния перед Богом. Только бодливой корове Бог рога не даёт. У благодарной же всё будет более чем успешно :-)
Ответить

#
А. Рогозянский
3.03.2010 в 20:56

Нет, чтоб Вы понимали, я не против. Я согласен, что, увы, традиционная церковная миссия совершенно не рассчитана на привлечение здорового, молодого, богатого, с устроенной личной жизнью мужчины. Она не рассчитана также на привлечение китайцев, бомжей и много кого еще. Каковы причины, вопрос интересный. Я бы по кр. мере не стал его определять вскользь, как у Вас, одной фразой. Объяснение явно не в том только, что "традиционная" и  "не рассчитана", верно? Наверняка будут, как Вы говорите, объективные данные.

Далее, "лузер" - "не лузер" - очевидно у Вас ушло "не в ту степь". Вопреки тому, что Вы в последнем постинге пишете, очень определенная адресация  в сторону общественной мифологии и даже социопатии. Вот он, успех! И вот вам, лузеры! "Я накануне в ИКЕЕ сборный шкаф купил". "А я авто в кредит, задолжал на 3 года". С этой успешностью вы, честно, с ума сойдете. Привлекавши. Высокое положение, достаток - да, это более определенно. Хотя тоже сложно.

Наконец,  благодарная корова... Позволю себе усомниться. На внешний взгляд очень специфический образ: чтоб человек жил, не имея понятия о вере, с положением, достатком и из него легко выходила благодарная корова. Я про себя могу сказать, постоянно чувствую некие затруднения с благодарностью. Дать себе характеристику как человека благодарного Богу, по кр. мере, не возьмусь. Возможно, Вы также ощущаете в отношении себя нечто подобное. Может быть, я думаю, вот какой вариант: человек постепенно переосмысливает свою доцерковную практику, переменяется сам и переустраивает свои дела из христианского видения. Сохраняя при этом высокое положение. Но это будет в любом случае не та "успешность", с которой он приходит невоцерковленным к порогу храма. В любом случае, это серьезная ломка, критика прежнего образа успеха. Пусть дидактичная, но критика. Как такового, миссионерского сопровождения для современного успешного человека, с принятием его в Церковь "в сущем сане", мне кажется, невозможно предусмотреть. Спасибо.

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
4.03.2010 в 03:16
Подводя итог всему вышесказанному, остаётся только вспомнить Златоуста: "Вера есть удел душ благодарных!..."
Ответить

#
А. Рогозянский
4.03.2010 в 19:43
Подумал. Нет, всё-таки можно развернуть эффективную миссионерскую стратегию привлечения богатых, продвинутых, успешных. Совместный проект с Управлением Налоговой службы и Следственным комитетом прокуратуры. ))
Ответить

#
А. Рогозянский
3.03.2010 в 18:59

Таким образом, если я правильно понимаю, в сухом остатке Вы собирались сказать: традиционная церковная миссия совершенно не рассчитана на привлечение людей с высоким положением, перспективами и достатком. 

Ответить

#
28.02.2010 в 20:21


Андрею из Софии



К счастью, все
врет Ваш скептик. Из всего нынешнего христианского мира именно и только в Православии,
с его культурой иконы, постоянно присутствует и совершенный образ
мужественности, и совершенный образ женственности. Прежде всего, конечно, речь
об иконе Христа (не стал Он для православных ни женственным, ни расслабленным,
ни безответственным, ни трусливым...) и иконе Богородицы – Она тоже не имеет
ничего общего с «женщинами с неустроенной личной жизнью». Это - самое главное. Хотя,
действительно, можно посетовать на то, что чин воинов-мучеников, выражавший
идеальные черты христианской мужественности, как-то стал непопулярен в
современной иконописи. В Средние Века «присутствие» воинов-мучеников в декорации
храмов было равным «присутствию» святителей.

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
28.02.2010 в 22:54
Очень интересную тему Вы подняли – генезис храмовых изображений в контексте мироощущения эпохи. Можно было бы сделать темой какого-нибудь специального исследования, почему бы и нет?
Ответить

#
26.02.2010 в 11:01
Я этот вопрос глубоко не изучал, поэтому сказанное ниже - всего лишь предположение.

Не сталкиваемся ли мы здесь в очередной раз с тем, что современный мир ставит перед христианством вопросы, которых раньше не существовало и на которые традиционное богословие ответов не дает? Благодаря науке и новому социальному опыту мы узнали о человеке нечто такое, чего раньше не знали. И если, как утверждают медики, это генетическое заболевание, то многие глубокомысленные богословские рассуждения теряют под собой почву, ирония становится неуместной, и относиться к этим людям надо как к больным, прошедшим курс лечения и нуждающимся в реабилитации.

Видимо, то же самое (с очевидными поправками) справедливо и по отношению к другим половым аномалиям.
Ответить

#
26.02.2010 в 13:50

Думаю, не всё однозначно. Если бы было ясно, что душа здорова, а тело больно (или наоборот), тогда было бы понятно, что лечить. Даже в случае т.н. "приобретённого" гомосексуализма это не просто: в первую очередь больна душа, но и у тела есть греховная привычка...

А что лучше в т.н. "врождённом" случае? Что тут обусловлено гормональным составом, а что - внешними впечатлениями, движениями души? Что лучше: операция (которая всё равно не превратит физически - следовательно, и душевно - в полноценного человека другого пола) или исправление души ("Бог идеже хощет, побеждается естества чин...")?

P.S.: Светская медицина в основном не относится к этому как к заболеванию. Так, вариант нормы... Списывать всё на гены и на социальное воспитание опасно; так мы рискуем лет через 100 дойти до оправдания зоофилии и педофилии: гены, дескать, такие и "среда заела" :-)

Ответить

#
24.02.2010 в 00:30
"В Церкви молодой уверенный в себе успешный мужчина (то есть не-«лузер») — это завидная редкость. Увы, но традиционная церковная миссия совершенно не рассчитана на его привлечение. Гораздо проще привлекать инфантильных представителей субкультур, готов и эмо, чем такого независимого и знающего себе цену мужчину. Как-то совсем не хочется верить в то, что написал один известный священник в своем блоге: наша Церковь имеет преимущественно лицо женщины с неустроенной личной жизнью... "

Прочитал Ваши слова и вспомнил аргументы одного знакомого скептика. Православие, говорил он, не мужественная религия, оно подавляет мужские черты характера - упрямство, гордость, силу воли, независимое мышление, скептицизм - и развивает женские: смирение, покорность, зависимость, самопожертвовательность... Даже в фигуре православного монаха или священника с его длинными волосами, долгополой одеждой, есть что-то женское, женственное... Увы, хоть и печально, но истина в этом есть.
Ответить

#
5.03.2010 в 20:38
"Даже в фигуре православного монаха или священника с его длинными волосами, долгополой одеждой, есть что-то женское, женственное..."
Св. Иоанн Предтеча тоже был, как и все пророки древности, "с длинными волосами и долгополой одеждой", только вряд ли у кого-то возникнет желание назвать Его женственным! Длинные волосы и долгополая одежда - признак причастности к древним установлениям Святой Церкви - и Моисей Боговидец, и св. пророк Илия, и св. прав. Симеон Богоприимец были образцом твердости (или как сейчас модно говорить- брутальности), и длинные волосы и долгополая одежда тому не помеха! Кстати на востоке, куда опять же пока еще не проник дух "унисекса", мужчины носят долгополую одежду, что не мешает им быть мужчинами ( я сам видел, с каким одобрением узбеки встретили на улицах Москвы православного священника- и одобрение вызвала как раз его "долгополая одежда")!
Ответить

#
23.02.2010 в 14:22
Да, отец Павел, я с Вами абсолютно согласна: "разве может быть человечность ВНЕ "мужественности" или "женственности"? Разве не утверждая то и другое Церковь сохраняет именно человечность". Это действительно так. Именно идя по пути развивая в себе ИСТИННО женственных или мужественных личностных черт - соответственно - человек в итоге приходит к гармоничности и целостности личности, способной познать глубину христианской истины, понять , что христианские ценности - это не отвлеченная абстракция, а "работающие" в жизни незыблемые принципы и законы.
Но возникает новая проблема - сильнейший дефицит в современном обществе людей, имеющих истинными, неискаженными женственными и мужественными чертами характера (ведь мы сильно зависим от окружающих нас людей и воспитываем друг друга), а изобилование лишь искаженными и оплеванными представлениями о мужественности и женственности, для мужчин сводящимися к неуемной похотливости, черствости, бесчеловечности и агрессивности, а для женщин - к образу пустой, бездушной и похотливой "барби". А между тем, как истинно проповедует Церковь, и подлинная женственность, немыслимая без целомудрия, скромности и материнства, и истинная мужественность, немыслимая без доброты, благородства, человечности, чувства ответственности и бережности за преданных тебе, отцовства и, как это не удивит современника - целомудрия - все это вырастает из христианских добродетелей и со временем лишь укрепляет в них. Ибо "сотворил Бог человека по образу Своему...мужчину и женщину сотворил их" - говорит Святая Библия.
Ответить

#
Фёдор, С-Петербург
23.02.2010 в 00:29

вступление про "молодых и уверенных в себе мужчин" - интересное, но оно прерывается на полпороге  оффтопным вклейкой-анонсом, а развернуть тезис интродакшна не помешало бы. В смысле статью. в духе двух приведенных ниже цитат.

1.В последнее время мне приходит иногда мысль, что нашей Церкви едва ли не более всего не хватает - мужественности. В том смысле, что "настоящие пацаны" не находят у нас стиля жизни, подходящего своему характеру...

2. Самое сильное отторжение возникает у молодежи из-за предельной сентиментальности, которой окрашено христианство «благодаря» душевно слабым людям, ищущим в христианстве комфорта, эмоциональной поддержки, слезливости и душевности; а это есть самое настоящее извращение православной доктрины. В то время как молодые люди ищут воинственный, героический настрой и неоязычество несмотря на свою полную несостоятельность предлагает им худо бедно эти настроения.

Ответить

#
игумен Арсений (Соколов), Лиссабон
22.02.2010 в 18:24
С нетерпеньем жду публикации материала о том, как "преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения". Больной вопрос.
Ответить

#
22.02.2010 в 14:58
Да, счастливый до определенной степени В.В.Розанов: отошел ко Господу без подарков (бритвочка, носочки, монетка редкая) в день 23 февраля . Более того, он знал, что произошло в тот день, а о "вечно бабьем" спорил до того. А было вот что: "...особенно быстро нарастало революционное движение в Петрограде. Первыми вышли на улицу рабочие - путиловцы. 23 февраля (8 марта), в Международный женский день, женщины - работницы подняли красные флаги и присоединились к демонстрантам-рабочим. Петроградский комитет большевиков призвал рабочих к восстанию: "Впереди борьба, но нас ждет победа. Все под красные знамена революции! Долой царскую монархию!"
26 февраля Бюро Цк Большевистской партии выпустило манифест с призывом к созданию революционного правительства. Рабочие захватили склады с оружием и начали вооружаться для отпора полиции. В то же время большевики проникли в казармы и призывали солдат объединяться с рабочими. 27 февраля (12 марта) войска в Петрограде стали переходить на сторону восставших".
См.:Наша Советская Родина. Изд.Политич.Л-ры.1953.М.С.220.
Современные историки "всех направлений" единогласно утверждают, что в 1918 г. в этот день ни побед Белой Армии над Красной, ни наоборот, и никаких побед (а было отступление), над внешним врагом, - не было.
Что такое "день защитника Отечества" 23 февраля. Непонятно, 23.02 и 08.03 - это "международный женский день" два раза празднуется, или февральская революция?
Ответить

#
22.02.2010 в 14:43
Конечно, так оно и есть, - "Мужчину и женщину сотворил их".

Но вот парадокс - как только начинаются специальные поиски "мужественности" и "женственности", начинается нечто одновременно и притягивающее, и пугающее.

Тот же самый Розанов был первым в русской культуре, кто стал пристально рассматривать пограничные состояния человеческой сексуальности и гендерной идентичности: это подметил еще о. Флоровский. В этом Соловьев подготовил почву Розанову. Чего стоит концентрация Розанова на гомосексуализме, следы которого он искал даже в средневековой русской агиографии (житие Моисея Угрина)! Да и вообще по Розанову человек есть андрогин, в котором то женское, то мужское, то гермафродитическое проявляется.

Утверждение "мужественности" и "женственности" в Церкви может идти только в русле утверждения естественного закона, то есть защиты целостности Божия творения, как оно есть, против произвольных на него посягательств.

Потому как пол как таковой "дан" человеку, а гендерная идентификация "задана" - то есть имеет появиться, развиться и своевременно угаснуть в соответствии с воспитанием человека, то есть "мужественность" и "женственность" - они "онтологически" конструируемы - во-первых, социумом, во-вторых, биологическими особенностями личности.

Задача Церкви - возвещать и утверждать нормы естественного закона, помогая человеку избежать и справиться с проблемами, в том числе проблемами гендерной идентификации. Но так как эти проблемы волнуют очень малое количество людей (ну, не каждый день увидишь транссексуала на улице!), важно другое - это вклад Церкви в формирование образа "мужчины" и "женщины" в современном сознании. И тут нам нужно не делать акцент на том, что не гендерные проблемы составляют суть человеческой жизнь, а Нечто Иное, точнее - Некто Иной.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
22.02.2010 в 16:36
Аминь. Нисколько не спорю. Именно так и есть.
Ответить

#
22.02.2010 в 12:54
Отче!

Тему половой самоидентификации подняли в Риме на последнем Синоде по Африке. И, кажется, дали однозначный ответ - транссексуалов и трансвеститов допускать к Таинствам нельзя. Они нуждаются в особой пастырской опеке.

Ну а приход священников в армию, по правде говоря, совершенно бесчеловечную организацию-полутюрьму,с процветающим унижением человеческого достоинства, приведет только к тому, что Церковь получит дембелей-безбожников.

Дело в том, что священник в армии (в армии - но не для конкретного там человека!), если он честный христианин - всегда чужой, всегда на враждебной территории. Потому армия per se воспитывает в человеке готовность убить, уничтожить - пусть и прикрывая это высокими словами.

И тут есть только два пути - либо священники будут бескомпромиссно возвещать Евангелие вчерашним школьникам и их командирам, обличая бесчеловечность нынешней армейской системы, и тогда их оттуда погонят взашей, либо священник, а в его лице для военнослужащего - вся Христова Церковь, будет исполнять роль политрука, жреца, дающего религиозную санкцию. Тем более, что в капелланы наберут именно бывших военных, которые будут с похвалами от начальства, которое на Церковь плевало, распространять милитаристские и националистические мифы о "подвигах православного воинства", а так же и воинства атеистического; главное же - российского. Набор известен: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Ушаков, Кутузов, потом - маршал Жуков, убитый в Чечне рядовой Евгений Родионов. Все это воспитает в солдате - отвращение к Церкви (которое и на гражданке будет не меньше), в офицере - отношение к Церкви как к чему-то у него на побегушках, а к попу - как к слегка младшему товарищу, ответственному по культовой части. О Христе и Его Евангелии, как о взрывоопасном для армии и вообще этого мира веществе, видимо, постараются толерантно умолчать.

Увы, именно такая невеселая перспектива открывается нам при о. Димитрии Смирнове, которому переход Власова от большевиков к нацистам напоминает предательство Спасителя Христа Иудой...

Тут-то и становится понятно, что не мужественность или женственность - а человечность есть предмет заботы Церкви.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
22.02.2010 в 14:21
Никита, но разве может быть человечность ВНЕ "мужественности" или "женственности"? Разве не утверждая то и другое Церковь сохраняет именно человечность?
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку
Объявления
добавить на Яндекс добавить на Яндекс