Пост! - Модерн?
Статья

Что бы там ни говорили злопыхатели о «глобальной клерикализации» и «агрессивном воцерковлении», отрадно видеть, как постное меню с каждым годом всё успешнее отвоёвывает своё место в магазинах, кафе, ресторанах и даже фаст-фуд забегаловках. Правда стоит лишь вкусить этих постных яств, невольно вспоминаешь бородатый анекдот о ливерной колбасе и бабушке, которую на исповеди батюшка произвёл из грешниц в мученицы...

Вы уже ощутили, что коль разговор пошёл о еде – явно пост уже наступил? Однако речь о другом: как бы там ни было, но сегодня игнорировать церковный устав может быть чревато последствиями, в том числе и для бизнеса.

Но самое неприятное для людей внецерковных – то, что уже невозможно списать на «моду» неумолимый факт поста немалой части общества. Более того: в этом факте едва ли Церковь как институция сыграла решающую роль. Как-то не слышно, чтобы духовенство то и дело со всех углов вещало о важности и необходимости соблюдения поста. Очевидно, что немалая часть постящихся хоть и соблюдает церковное время для поста, однако сохраняет вполне ощутимую дистанцию между своей жизнью и Церковью в остальных вопросах. И дело здесь вовсе не в понимании поста как «диеты» или «знака» причастности «древней традиции предков», отнюдь. Проблема в том, что люди искренне хотят какой-то укоренённости жизни, наличия «опорных точек» для бытия: и здесь Великий пост, Пасха и Рождество выступают именно как самые заметные и значимые для всех события.

Конечно, легче всего списать эту дистанцию между Церковью и наиболее активной частью населения на греховность и нераскаянность оных, но, боюсь, проблема скрывается глубже. Разве не наша беда  – или вина? – что молодой деятельный человек в расцвете своих лет не видит себя в Церкви кроме как в статусе «захожанина»? Тот, кто привык быть в жизни деятелем и лидером, не особо-то стремится занять в храме всегда вакантное место безмолвной и абсолютно-во-всём-послушной овцы. А вот с иными вакансиями у нас, похоже, сложно. Неудобные они все, проблемные. Так и ходит кругами возле монастырских и храмовых стен наш недовоцерковлённый герой, даже пост соблюдающий, даже православным себя именующий, однако в Церкви себя пока так и не нашедший...

Пост – это всегда кризис, добровольный кризис. Кризис как столкновение должного и привычного, полезного и желанного. Так получилось, что и публикации на этой недели у нас оказались «кризисными». В понедельник вас ждёт доклад протоиерея Георгия Крылова , посвященный книжной справе Типикона в XVII веке. В докладе поднимается проблема влияния национально-русских традиций на процесс редактирования «Ока церковного» – средневекового Типикона. Автор уверен, что в результате книжной справы получился некий эрзац-продукт: это и не греческое богослужение, и не былое русское. Богослужение подспудно приспосабливалось к новым условиям бытования в секуляризированном светском государстве. Смог ли автор достаточно аргументировать свои выводы – судить читателю.

Ещё об одном «кризисном» проекте – московском Совещании глав и представителей Православных Церквей в 1948 году – читайте в статье Михаила Артеева. Совещание было задумано как подготовительный этап перед Вселенским Собором. На нем, в частности, рассматривался вопрос о присвоении Русской Православной Церкви статуса Вселенской, т.е. занимающей первое место в диптихе Церквей. Что помешало этому произойти, какие еще решения были приняты на Совещании, и какие политические обстоятельства сопровождали его, читайте во вторник.

Доклад диакона Ярослава Калинина, прочитанный на XVIII Рождественских чтениях, наш портал предлагает вашему вниманию в четверг. Автор рассматривает математические объекты с точки зрения аналогий в богословской науке. Так, например, комплексные числа могут стать иллюстрацией соединения катафатического и апофатического познания в  богословии. Быть может, перед нами молодой продолжатель апологетической деятельности академика Бориса Викторовича Раушенбаха?

Статья Д.С. Бирюкова представляет собой краткий обзор темы проникновения огня в железо, используемой в святоотеческой традиции для иллюстрации обожения человека. О том, когда, как, в каком контексте этот образ был впервые использован в богословии, читайте на портале в пятницу.

На этой неделе вас также ждут публикации об академических годах высокопреосвященнейшего Симона (Новикова), митрополита Рязанского и Касимовского, о появлении Израиля в Палестине и многое другое.

... В прошлом году, будучи в гостях у одной греческой семьи с радикально воцерковлённым мужем-эллином и абсолютно нецерковной супругой – понтийской гречанкой, довелось услышать на моё «Христос воскресе!» чёткий ответ: «Воистину воскрес!» – А... а почему не «Воскресе»? Оказалось, такова принципиальная позиция пост-советских греков-понтийцев: праздновать как грек Пасху – иначе что же это за грек без запечёного пасхального барашка? – но при этом подчёркивать свою антицерковную и антиклерикальную позицию. При этом даже можно и пост соблюдать – тоже как греческую народную традицию. Одним словом, пост-и-модерн в любых комбинациях. Ведь там, за спиной, в былом Союзе, без всякой Церкви, они ощущали себя энтузиастами и идеалистами, не то что здесь, в этой  насквозь коммерциализированной – и при этом декларирующей себя православной – Греции...
 
Ой как бы не хотелось, чтобы и у нас стали появляться такие ревнители расцерковления церковных обычаев!...
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9