Книжная новинка: Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма
События

В основу книги положены материалы международной научной конференции «Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма» (Москва, ИМЛИ РАН, 21–23 ноября 2017). Авторы статей рассматривают художественную и философскую рецепцию ключевых событий евангельской истории в творчестве писателей, мыслителей, художников, композиторов, отражение новозаветных образов и сюжетов в эпоху Серебряного века и их трансформацию в культуре революционного и постреволюционного времени, актуализацию символики Откровения Иоанна Богослова.
Книга адресована филологам, философам, искусствоведам и всем интересующимся историей отечественной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии................................

Евангельские образы и сюжеты в литературе Серебряного века

Н. Андрич. Некоторые новозаветные сюжеты и образы
в романе Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».............................
С.В. Сызранов. Тема апостасии в последних
произведениях А.П. Чехова
(«Архиерей», «Невеста», «Вишневый сад») . . . . . . . . . . . .
Ч. Чиан. Репрезентация тела в «библейской трилогии» Л.Андреева...............
М. Цимборска-Лебода. Евангельский текст
и антропология Вячеслава Иванова
(сокровенный смысл и художественная инновация). . . .
В.В. Петров. Вячеслав Иванов и его толкование евангельскогослова«земля» ......................
М.В. Яковлев. Образ Жены, облеченной в солнце,
в поэзии символизма и постсимволизма . . . . . . . . . . . .
О.А. Симонова. Образ апостола Петра
как привратника рая в поэзии Н.С. Гумилева и Ф. Сологуба в контексте традиции...............
А.А. Чевтаев. Стихотворение Н.С. Гумилева
«Христос» (1910) в свете концепции адамизма . . . . . . . . .
А.В. Филатов. Трансформация евангельской притчи
в поэме Н.С. Гумилева «Блудный сын» . . . . . . . . . . ... .
В.Б. Зусева-Озкан. Сюжет искупления в «Гондле»
Н.С. Гумилева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .
О.А. Бердникова. Духовный и географический векторы странствий И.А. Бунина «по следам Христа» . . . . . ....
Д.М. Магомедова. Ветхозаветные, евангельские
и языческие мотивы в повести Евгения Замятина
«Уездное» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .
А.А. Медведев. «Никто, как ты, не подошел
к Евангелию близко»: рецепция Евангелия
в русской «францискиане» Серебряного века
(Д. Мережковский, С. Дурылин, С. Соловьев) . . . . . ... .
Н.В. Михаленко. Трансформация новозаветной истории в поэме В.В.Маяковского «Человек».................
Л.Л. Шестакова, А.С. Кулева. Ключевые события
евангельской истории в зеркале «СловаряязыкарусскойпоэзииXXвека».............
М.В. Скороходов. События евангельской истории
в учебных программах гимназий конца XIX в. и в творчестве их выпускников....................

Образы Нового Завета глазами русских мыслителей и писателей
Е.М. Титаренко. Экфрасис и новозаветные образы в проективной эстетике Н.Ф.Федорова ..............
А.В. Дехтяренок. Понятие «евангельской свободы»
в интерпретации Д.С. Мережковского
(1890-е —1930-е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Л. Милентиевич. «Логарифмы христианства» в понимании В.В. Розанова.......................
А.В. Волков. Образ Христа в докладах деятелей
Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева.....................
В.В. Боченков. Голгофская жертва и ее смысл
в публицистике старообрядческого епископа Михаила(Семенова) ............................
К.В. Ворожихина. Оправдание верой:
новозаветные темы в философии Льва Шестова. . . . . . . .
О.А. Казнина. Евангельские мотивы
в персоналистической гносеологии
Н.А. Бердяева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
М.Л. Спивак. «Письмо, написанное в сердцах наших»: Андрей Белый — Рудольф Штейнер — апостол Павел . . .
Е.А. Есенина. Трансформация образов Бога Отца
и Бога Сына в художественно-философской прозе А.Цветаевой и В.Розанова .......................
В.В. Полонский. Хилиастическая трансформация новозаветной образности в поздней историософии Д.С.Мережковского.............................
А.Г. Гачева. Активная апокалиптика:
образы Нового Завета в творчестве А.К. Горского,
Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Новозаветные образы и сюжеты и их трансформация в революционную и постреволюционную эпоху
О.А. Богданова. Новозаветные образы и мотивы
в журнале «Народоправство» (1917–1918 гг.): тематико-аналитическийобзор ...................
С.А. Серегина. «Животворные ключи “Нового Назарета”»:
к истории «скифского мифа» русской литературы . . . . . .
Е.Ю. Кнорре. Сюжет о благоразумном разбойнике в дневниках М. Пришвина периода революции и Гражданской войны в контексте религиозно- философских исканий «китежан» 1920-х гг.
(С. Дурылина, П. Флоренского, В. Муравьева) . . . . . . . . .
А.А. Николаева. Образ Агасфера в имажинистском творчествеВадимаШершеневича..................
Я.Д. Чечнев. Образы Нового Завета
в раннем творчестве Константина Вагинова. . . . . . . . . .
И.В. Кочергина. Новозаветные образы в критике и
эссеистике Ю.И. Айхенвальда послереволюционных лет . .
А.В. Святославский, А.А. Григорьева. Образы Священного Писания в революционной поэзии классика чувашской литературы XX в. Мишши Сеспеля (Михаила Кузьмина) . . 00
О.В. Быстрова. От «Матери» к «Жизни Клима Самгина»: Горький как создатель «анти-Евангелия» советскогообщества.............................
Б.Н. Борисов. Евхаристический тезаурус в творчестве А.Платонова........................
С.В. Алпатов. Евангелие vs «Адская газета»:
проблемы жанрового синтеза в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...........................
Е.А. Осьминина. Новозаветные образы
в «Иисусе Неизвестном» (Д.С. Мережковский и Э. Ренан). . .
Н.Н. Примочкина. Евангельские образы и сюжеты
в цикле И.С. Шмелева «Из крымских рассказов» . . . . . . .

Евангельские образы и сюжеты в русской музыке, живописи, киноискусстве

И.С. Стогний. О специфике воплощения евангельских образов в русской музыке первой трети ХХ века. .........
Е.Р. Скурко. Религиозные мотивы и образы в творчестве С.В.Рахманинова ....................
Г.С. Чурак. Новозаветные сюжеты в творчестве «позднего» И.Е. Репина (1920-е гг.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Д.В. Боголюбова-Кузнецова. Сюжеты Евангелия в творчестве художников «Маковца»................
Т.М. До Егито. Сакральное и профанное в творчестве
С.М. Эйзенштейна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Источник Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

Другие публикации на портале:

Еще 9