Главные новости религиозной сферы Украины во второй половине июля 2018 года
События

«Это 9 мая и День крещения Руси. Теперь на них выходят даже те, кто не ходил отроду: молодежь, здоровые мужики, известные спортсмены», — подчеркивает эксперт.
 
Новое значение в том, что в эти дни люди не просто вспоминают и отмечают эти события, но и демонстрируют власти своё неприятие той безальтернативной бандеровско-фашистской Украины, которую пытается строить режим Петра Порошенко. Это своего рода ежегодный манифест: «Мы живы и нас много».
 
Однако в этом году приближения очередной годовщины православные Украины ждали не только с радостью, но и с опасением. Ещё в апреле Порошенко выступил с сенсационным заявлением: к Дню крещения Руси Вселенский патриархат якобы примет решение о предоставлении т.н. Киевскому патриархату автокефалии. Вся Украина выучила непривычное слово «томос», а большая часть до сих пор путает его с собственно автокефалией (томос — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства).
 
Раскольники постоянно подливали масла в огонь. 18 июля Центр информации канонической УПЦ сообщил, что 27 июля состоится ежегодный крестный ход УПЦ по случаю крещения Руси, традиционно завершающийся молебном в Киево-Печерской лавре. Уже на следующий день т.н. глава раскольников Филарет в присущей ему манере ответил на это.
 
«Когда мы получим томос про автокефалию Украинской православной церкви, это означает, что в Украине должна быть одна Украинская православная церковь независимая, то есть поместная церковь, автокефальная. Те, кто не захочет быть в этой церкви, это их добрая воля. Будут еще одни российские православные. Если они захотят остаться в российской церкви, пусть остаются, но не присваивают себе наше украинское название. Раз вы служители российской церкви, значит вы должны называться российской церковью, но не украинской. И тогда кто захочет в этой церкви быть, живя в Украине, служить России, пусть служит, но знает, что мы относимся к таким как к пятой колонне. Что касается лавры, то лавры должны быть переданы Украинской православной церкви, тут не должно быть никаких возражений», — заявил он во время пресс-конференции.
 
Кроме того, раскольники запланировали свой «крестный ход» — на 28 июля.
 
Особенность крестного хода в День крещения Руси — его многолюдность. Каждый год на мероприятие съезжаются паломники со всех концов Украины и даже из-за рубежа. Никогда это не было проблемой, однако в последние годы, как уже отмечено, сошлись вместе два обстоятельства: власть в Киеве этих мероприятий боится, т.к. вся страна видит: другая Украина и другие украинцы есть, и их много. А сами другие украинцы не устают своё существование демонстрировать. В результате 5−10 лет назад крестный ход собирал несколько десятков тысяч человек. Теперь счёт пошёл на сотни. Власть же не придумала ничего лучше, чем мешать паломникам добираться в Киев.
 
Уже в середине месяца появилась информация о том, что частным перевозчикам запрещают везти пассажиров в Киев 27 июля.
 
«Мы обычно 27 числа обращаемся к компаниям-перевозчикам, чтобы наших людей, православных верующих и священников подвезли до Киева на Владимирскую горку. В этом году мы предусматривали, что могут быть проблемы, и за полтора месяца обратились с просьбой на 27 число нам забронировать места. Нам пообещали, что проблем не будет. А в этом году, неделю назад, мы начали проверять информацию про то, сможем ли добраться до Киева, а нам начали отказывать», — процитировал портал «Главновости» протоиерея Овручской епархии УПЦ Олега Доминского.
 
При этом после откровенного разговора перевозчики сознались, что отказывают они потому, что на них давят сотрудники СБУ. Одновременно православных склоняли поехать в Киев — но 28 июля, т. е. на «крестный ход» раскольников.
 
Казалось бы — бред: сотрудники спецслужбы гоняются за владельцами автобусов с угрозами не возить паломников в Киев. Однако информация оказалась правдивой. Вечером 26 июля сотрудники СБУ остановили сразу пять автобусов с верующими Запорожской епархии.
 
«Из автомобилей вышло около десяти сотрудников СБУ. Они заявили, что якобы поступило сообщение о минировании наших автобусов. Эти люди в грубой форме потребовали от священника нашей колонны, чтобы он им подчинился и все вышли из автобусов и дали возможность их осмотреть взрывотехникам, которые должны якобы подъехать», — рассказал священник Александр Микитенко журналистам по прибытии в Киев.
 
Разумеется, никакие взрывотехники не приехали, а сотрудники СБУ попросту тянули время. Запорожские паломники всё же присоединились к крестному ходу, хотя и с опозданием.
 
Уже 27 июля стало очевидно, что все попытки властей заявить о минировании автобусов и грозить перевозчикам провалились. По оценкам УПЦ, в крестном ходе приняли участие около четверти миллиона человек. Из них оценочно 150 тыс. — жители самого Киева или области и порядка 100 тыс. — паломники из других областей или стран. В официальных сводках МВД ожидаемо фигурировали скромные 20 тыс. человек. В УПЦ на это снисходительно ответили, что столько паломников они централизованно доставили из регионов. А ведь были ещё и те, кто добирался своим ходом, а также местные жители.
 
«Власть стала в оппозицию к этой части населения Украины. Теперь, даже если предположить, что Вселенский патриархат когда-нибудь выдаст Киеву томос об автокефалии, это будет томос не для всей страны. Мнение значительной части верующих Фанар проигнорирует. С учетом уже озвученных планов сторонников автокефалии о захватах храмов и лавр после томоса совершенно очевидно, что это приведет к колоссальному противостоянию в обществе, когда любой райцентр станет местом межцерковной войны. Вероятно, об этом думают и в Константинопольском патриархате и тянут с решением, не желая брать на себя ответственность за последствия», — прокомментировал событие корреспонденту «Страна.ua» политолог Руслан Бортник.
 
Самое частое впечатление наблюдателей от «крестного хода» раскольников на следующий день — «это что, митинг партийный какой-то или демонстрация?».
 
И основания для этого действительно были. На крестном ходе канонической УПЦ не было партийной символики — власти предупредили о возможных последствиях политизации мероприятия. И наверняка в т.ч. поэтому в последние годы крестные ходы УПЦ получаются не только многолюдными, а даже всенародными.
 
Уже на следующий день власти словно бы забыли о недопустимости политизации церковных мероприятий: «крестный ход» раскольников задорно «ощетинился» партийными, национальными флагами, флагами УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ). А вот хоругвей и икон — раз-два и обчёлся. А те, что есть, немногим отличаются от партийных флагов. Скажем — «икона» Богородицы в камуфляже. Впрочем, мы уже неоднократно отмечали, что т.н. Киевский патриархат, а также Единая поместная церковь (в которую он жаждет переродиться) — это не церковные организации, а политические партии. Их прихожане, соответственно, — члены партии или активисты.
 
Так вот, партийцы т.н. Киевского патриархата с блеском подтвердили эту оценку во время своего митинга. Вместо молитв и церковных гимнов они исполняли гимн Украины, скандировали привычные националистические лозунги и т.п.
 
Столичная полиция в этот раз сумела насчитать 65 тыс. участников. Что сразу же прояснило более чем в 10 раз заниженную оценку крестного хода УПЦ: очевидно, была поставлена задача дать СМИ возможность распространить тезис «поддержать украинскую церковь пришло в 2−3 раза больше людей, чем московскую».
 
Чтобы максимально увеличить явку, т.н. Киевский патриархат задействовал админресурс. Нет ничего плохого в том, чтобы привезти паломников, как это сделала УПЦ. Но это ведь нужно организовать. Поэтому приняли более простое решение: массово откомандировали на крестный ход служащих ВСУ и Нацгвардии. Впрочем, как раз в последней большинство и так сторонники т.н. Киевского патриархата, поэтому часть из них могли воспринять такую командировку даже с радостью.
 
Эксперты и общественность скептически отнеслись к оценке количества партийцев т.н. Киевского патриархата, принявших участие в митинге. Так, политолог Кирилл Молчанов, прикинув параметры маршрута, которым двигался «крестный ход» раскольников, делает вывод:
 
«Нацполиция занизила вчера цифры раз в десять, а сегодня завысила раза в три, либо же они подсчитали Петра Алексеевича бестомосного как одного за сотню тысяч» .
 
Обычный в таких случаях метод подсчёта (разбивка съёмки мероприятия на секторы и примерный подсчёт количества людей в секторах) дал 30 тыс. человек. Впрочем, самих раскольников не удовлетворили даже 65 тыс., «насчитанных» МВД, — пресс-центр т.н. Киевского патриархата заявил о 150 тыс. участвовавших.
 
Провал плана «Автокефалия»
 
Причина этой игры с цифрами на поверхности: советники Порошенко, обещавшие ему автокефалию для раскольников от Вселенского патриарха к круглой дате, сели в лужу. Усадив в неё и самого Порошенко.
 
Неназываемый источник в администрации президента сообщил журналистам «Страна.ua», что «виновник торжества» — замглавы АП Ростислав Павленко — политтехнолог, работавший ещё с Ющенко. Якобы именно он убедил Порошенко:
 
«…Можно быстро договориться со Вселенским патриархатом об автокефалии и продать это избирателю как колоссальную победу. Именно на основе их информации Порошенко и озвучивал ориентиры по томосу к Дню крещения Руси».
 
В настоящее время Павленко уже уволили из администрации президента и назначили главой Нацинститута стратегических исследований. Одни рассматривают это как повышение, другие — как почётную ссылку.
 
Вместо этого Порошенко получил от Варфоломея послание, которое к тому же в Киеве неверно поняли. Итак, цитата:
 
«Признавая высокую ответственность первопрестольной Константинопольской церкви, которая никогда не переставала и не смирялась перед незаконными и неканоническими ситуациями, потрясавшими естественное функционирование православной церкви, и в эти ответственные времена она взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью дарить Украинской церкви автокефалию».
 
Украинская церковь — это каноническая УПЦ, другой православной церкви на Украине нет. Но Варфоломей не мог написать «УПЦ», поскольку она об автокефалии не просила и даже наоборот — отослала константинопольскому патриарху порядка 400 тыс. обращений от верующих с просьбой этого не делать. Поэтому написано максимально обтекаемо, тем более что сами сторонники раскола себя так и называют. Вот уж действительно — византийская хитрость.
 
«С одной стороны, на Фанар давит госдеп США. У Варфоломея есть большая проблема с американскими приходами Константинополя, где архиепископия все больше и больше стремится стать самостоятельной и независимой от Фанара. Госдеп шантажирует Варфоломея этим вопросом. Соответственно, те, кто в Украине утверждают, что автокефалия будет, верят во всемогущество Штатов. С другой стороны, существует Эрдоган. Поэтому Порошенко и пытается заручиться поддержкой Эрдогана, высылая из Украины турецких оппозиционеров — он пытается показать турецкому [президенту] свою лояльность. Но у Эрдогана есть свои мотивы не форсировать этот вопрос. Это и нежелание обострять отношения с Россией, и противостояние Турции и Греции, и многие другие проблемы. То есть вопрос автокефалии выходит далеко за рамки церковного и становится проблемой международного масштаба», — комментирует украинский политолог Кость Бондаренко причины такой изворотливости Константинопольского патриарха.
 
Впрочем, раскольники не унывают и все равно ждут от Варфоломея томос в ближайшее время.
 
«Мы знаем, что этот вопрос не имеет такой уж далекой перспективы. Это вопрос лета, осени», — заявил в ходе пресс-конференции спикер Верховной рады Украины Андрей Парубий.
 
Более того, спикер парламента свято уверен, что после этого случится массовый переход общин из УПЦ в «поместную церковь».
 
Это старая беда украинских националистов — социальный расизм. Они настолько убеждены в собственной непогрешимости, идейности и правоте, что даже на миг не допускают мысли, что и их оппоненты тоже могут быть убеждёнными и идейными людьми. У своих оппонентов националисты признают только две мотивации: рабскую психологию или деньги. Только это, по их мнению, может объяснять крепость веры или убеждений, если их проявляют не они. Ведь по-настоящему идейны только они сами — националисты!
 
За всеми этими уловками Фанара Украина чуть было не лишилась главы т.н. Киевского патриархата и вероятного главы «Единой поместной церкви» — Филарета. Оказалось, ещё 25 мая на него было совершено покушение. Об этом сообщает официальный ресурс, пресс-служба т.н. Киевского патриархата на своём интернет-ресурсе. Правда, покушение вышло несколько карикатурным:
 
«Епископ Севастьян (Возняк) вместе со своим сыном вечером в светской одежде вошел в резиденцию Патриарха Киевского и всей Руси — Украины Филарета и намеревался попасть в личные покои Предстоятеля, который в этот момент ужинал в трапезной. Услышав, что кто-то прошел по коридору, из дверей кухни вышла экономка Патриархии монахиня Варвара, на которую указанный епископ Севастьян (Возняк) сразу напал, направив ей в лицо слезоточивый газ из заранее приготовленного баллончика. После этого отец и сын скрылись с места преступления».
 
Не «поместная церковь», а какой-то клуб наёмных убийц. Напомним, в получении заказа на убийство журналиста Аркадия Бабченко ранее сознавался экс-«священник» этой т.н. церкви.
 
«В ночь на 25 июля неизвестные сделали надпись «Гори, мразь» на храме Святой мученицы Татьяны возле Национального университета «Одесская юридическая академия», — сообщил одесский интернет-ресурс «Таймер».
 
В Киеве постаралась уже после годовщины, 29 июля (вполне возможно, что кто-то из перебравших на «крестном ходе» раскольников): неизвестные рано утром бросили дымовую гранату в храм Св. Спиридона Тримифунтского в Святошинском районе города, а также оставили на стене надпись «Прочь русский патриархат из Украины».
 
Также в Facebook появилась информация о том, что в ночь с 27 на 28 июля состоится нападение на Десятинный монастырь (излюбленное место атак националистов, зимой они собирали возле него акцию протеста), однако она не подтвердилась.
 
Греко-католики
 
Будет томос об автокефалии или нет — пока что неизвестно. Зато в УГКЦ заранее заявили, что не собираются иметь с т.н. Единой поместной церковью ничего общего.
 
«…Наша Церковь будет пользоваться всеми правами и не будет принуждаема становиться конфессионально православными, как кое-кто думает. Потому что некоторые наши люди не понимали, почему депутаты греко-католики голосуют за поместную православную Церковь, и спрашивали о том, будут ли нас принуждать к ней переходить? Мы говорим: «Нет, не будут!», — заявил в середине июля глава УГКЦ митрополит Святослав.
 
Андрей Стеценко

Источник regnum.ru
 

Другие публикации на портале:

Еще 9