Армению и Азербайджан раскачивают религиозным тараном
События

Как сообщают армянские издания со ссылкой на пресс-секретаря Гарегина II отца Ваграма Меликяна, представители «известной инициативы вновь попытались нарушить спокойствие и молитвенную атмосферу духовного центра всех армян провокационными действиями и оскорбительными выражениями в адрес католикоса и священнослужителей». Это было в пятницу, 13 июля, в Эчмиадзине. А на следующий день, передает «Спутник-Армения», католикосу преградили путь в монастырь Гндеванк. Предстоятель Армянской апостольской церкви был вынужден покинуть автомобиль в сопровождении сотрудников полиции. При этом «он не произнес ни слова. В это время члены инициативы «Новая Армения, новый патриарх», шли за ним по пятам и выкрикивали: «Гарегин уходи!». В какой-то момент чуть не дошло до рукоприкладства, так как протестующие не хотели пропускать патриарха». Комментируя происходящее, Меликян подчеркнул, что подобные действия подлежат осуждению и активисты движения должны быть наказаны по всей строгости закона. Однако в отношении последнего есть сомнения, что так случится.
 
Напомним, что представители движения «Новая Армения, новый патриарх» во главе с координатором Кареном Петросяном уже блокировали резиденцию католикоса. Это случилось в субботу, 6 июля. Как говорил тогда в интервью армянскому порталу Aysor.am Петросян, «это наша территория… Если мы не имеем права войти на эту территорию, пусть позовут полицию и подвергнут нас приводу». Однако правоохранительные органы повели себя двусмысленно. Судя по всему, понадобилось появиться в воскресенье, 7 июля, премьер-министру Армении Николу Пашиняну вместе с Гарегином II на заключительном мероприятии слета Всемирного молодежного союза Армянской апостольской церкви, чтобы спустя несколько дней Эмчиадзин очистили от протестующих. И в этом есть своя логика. Новое армянское руководство буквально ворвалось во власть на волне многолюдных демократических протестов. Оно оседлало ее, но проблема в том, что «революция» не заканчивается вдруг. Эйфорией перемен пытаются воспользоваться многие, желая насильственно навязать свою волю.
 
С одной стороны, нынешнее правительство не может «предать» идеалы народного движения, благодаря которому оно возглавило страну. С другой стороны, кабинету во главе с Пашиняном сегодня приходится действовать в ином алгоритме, чем когда они были в оппозиции. Пора наводить порядок в сложной религиозной сфере. И попытки устраниться под предлогом удаления государства от Церкви уже не срабатывают. В этой связи обращает на себя внимание заявление предводителя Греческой епархии Армянской апостольской церкви отца Хорена Аракеляна. Он отмечает, что армянский народ ранее продемонстрировал исключительный пример любви и толерантности, чем можно было гордиться за пределами исторической родины. И далее: «Мы были уверены, что строим новую Армению. Но сегодня, увы, мы в отчаянии. Новая Армения уже осталась в прошлом». По мнению отца Хорена, происходящее сейчас напоминает эпоху, характерную «исключительно для атеистической большевистской Армении», когда Церковь отвергали и преследовали.
 
Армянская апостольская церковь за 1700 лет своего существования так вросла в армянское общество и государственность, что вырвать ее оттуда просто невозможно. Поэтому нынешние насильственные действия в отношении Церкви несут за собой серьезные угрозы. В том числе и для новой власти. Публичные нападки на католикоса в условиях нерешительности тех, кто должен защищать порядок, дискредитируют феномен мирной «революции любви». Заметим и другое. Одновременно с обострением вокруг Армянской апостольской церкви и Гарегина II резко возросла религиозная напряженность в соседнем Азербайджане. Произошедшее 3 июля покушение некоего Юниса Сафарова на главу исполнительной власти Гянджи Эльмара Велиева переросло в нечто большее. 10 июля в городе прошел митинг «группы из 150−200 человек радикальной религиозной направленности». При его разгоне погибло два офицера местной полиции. Оценивая обстановку, бакинский портал Day.az констатировал: «Гянджа — единственное место, где сильно влияние радикальных элементов, маскирующих, точнее, мимикрирующих под «истинных мусульман, продолжателей заветов святых» и «именно в этом городе действовала ячейка радикальных политизированных «истинных мусульман», управляемых извне».
 
Со своей стороны заметим, что политизация просматривается не только в гянджинском инциденте. Когда 6 июля члены движения «Новая Армения, новый патриарх» ворвались в резиденцию католикоса, они обвинили церковное руководство в том, что якобы те отпилили часть величайшей христианской святыни — копья Лонгина (Гегард) и передали одному из российских мэров в подарок. Эчмиадзин опроверг эти слухи и продемонстрировал копье. Но осадок от антироссийской составляющей остался. Что касается Азербайджана, то здесь некоторые отставные чиновники стали показывать пальцем на «экстремистов» в иранском руководстве, которые «пытаются дестабилизировать Азербайджан в течение длительного времени и провоцируют конфликт между шиитскими и суннитскими направлениями» ислама. Налицо две медийные атаки — на Москву и Тегеран. И, похоже, параллельные процессы в двух республиках, не ладящих между собой, где-то да пересекаются. В итоге перед Баку и Ереваном встают серьезные вызовы, которые, возможно, им придется отражать вместе, потому что неладно нынче в Закавказье и тревожно.
 
Станислав Стремидловский

Источник regnum.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9