Календарные заметки на 11 февраля: перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского" >
Календарные заметки на 11 февраля: перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского
Сегодня Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского.
Статья

Святой Игнатий является вторым по времени после Павла церковным деятелем и писателем, о личности которого до нас дошло довольно много подробных сведений. И все это благодаря корпусу посланий, написанных им разным христианским общинам. Эти послания в количестве семи как раз и являются основным источником информации о жизни и мировоззрении их автора. Что касается других внешних источников об Игнатии, то по большей части они сильно зависят или прямо воспроизводят упомянутые писания священномученика.

В частности, Ириней Лионский пишет, что «некто из наших, за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверей, сказал: "я пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим"»[1]. Также и Ориген в одной из своих гомилий говорит следующее: «Игнатий, епископ Антиохии, второй после Петра, во время гонений сразился в Риме со зверями»[2]. То же самое, но немного в более развернутой форме, передают Евсевий Кесарийский, Афанасий Александрийский, Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Сократ Схоластик, Феодорит Кирский[3].

Все эти писатели, судя по всему, опираются на свидетельства посланий либо Игнатия, либо Поликарпа, бывшего епископом смирнской общины, современника Игнатия. В своем «втором»[4] Послании к филиппийцам Поликарп пишет: «Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас и в самом Павле и прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не вотще подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали»[5]. Это самое раннее на сегодняшний день свидетельство о мученической кончине святого Игнатия. Позднейшими церковными авторами не добавляется к этому никаких других подробностей, кроме локализации смерти святителя в Риме и того, что он был одним из преемников апостола Петра, предстоятелем антиохийской общины. Однако последний момент освещается во всех источниках по-разному, почему и требует особого рассмотрения.

Выше уже были приведены слова Оригена, что Игнатий был «вторым после Петра» епископом в антиохийской общине. Здесь остается не совсем ясным, имеется ли в виду, что Игнатий был вторым (по времени) из епископов, поставленных Петром, или был вторым вслед за Петром, который таким образом представлен как первый епископ антиохийских христиан. Первого значения придерживались Евсевий[6], Иероним, Сократ Схоластик[7]. В конце концов эта традиция стала превалирующей и закрепилась в таких авторитетных документах раннего византийского средневековья как каталоги апостолов от 70, приписываемые Епифанию Кипрскому (VII в.) и Дорофею Тирскому (VIII - IX вв.)[8].

Однако Иоанн Златоуст в похвальном слове священномученику Игнатию отмечает, что Игнатий принял епископское посвящение из рук апостола Петра[9]. Феодорит Кирский, не упоминая о епископе Еводе, также говорит о святом Игнатии как о преемнике апостола Петра, которого тот избрал для епископского служения в Антиохийской Церкви[10]. Данное противоречие в историческом предании уже в древности, по-видимому, пытались разрешить путем рассмотрения различных свидетельств и привлечения иных данных из Предания и Писания. В «Апостольских постановлениях» (ок. 380) говорится, что «в Антиохии Еводий был поставлен во епископа Петром, а Игнатий — Павлом»[11]. Учитывая относительно немалую древность данного документа и допуская еще большую древность предания, лежащего в основе приведенного сообщения, можно предположить, что здесь отразилась одна интересная подробность первоначальной истории антиохийского христианства.

Как известно из Деяний Апостолов (11:19 и далее), в Антиохии община возникла благодаря деятельности проповедников из числа эллинизированных иудеохристиан, покинувших Иерусалим после убийства первомученика Стефана. Вполне возможно, что в их числе были и некоторые из «Семи», поставленные (или признанные) апостолами из Двенадцати в качестве лидеров «эллинистов»[12]. Судя по всему они и стали первыми руководителями основанной ими антиохийской общины. В дальнейшем в их число в качестве авторитетных учителей и пророков (Деян 13:1) вошли Павел и Варнава. После того, как апостол Петр начал свою миссию среди язычников, он, согласно Гал 2, посещал Антиохию, а, возможно, на какое-то время оставался в ней. Размолвка между ним и Павлом могла послужить причиной ухода Павла из Антиохии и прекращения служения там. Хотя в Деян 18:22-23 и сообщается о последующем посещении Павлом Антиохии, однако отсутствие сведений об отношениях между Павлом и антиохийскими христианами говорит о том, что контакты между ними не были тесными после инцедента в Гал 2. Как бы то ни было, со временем в Антиохии растет авторитет Петра, о чем красноречиво свидетельствует Евангелие от Матфея. И все же служение Павла тоже не было в Антиохии совсем забыто, подтверждением чего служат послания Игнатия Богоносца. Очень возможно, что на протяжении первых ста лет истории христианства в Антиохии продолжали существовать два богословских направления, которые были связаны с именами двух великих апостолов. Не исключено, что между наиболее радикально настроенными представителями этих течений происходили споры и даже раздоры. Кстати, ряд исследователей довольно обоснованно предполагает, что в словах Игнатия о мире, воцарившемся в Антиохийской Церкви, речь шла, скорее всего, не о завершении гонений[13], а о прекращении крупного раскола среди христиан[14]. Видимо, эта ситуация (или другая сходная с ней) и получила отражение в предании о поставлении двух епископов разными апостолами, или, в другом варианте, одного и того же епископа — Игнатия, то ли апостолом Петром, то ли апостолом Павлом. Однако нужно признаться, что аргументированная реконструкция истории антиохийского христианства периода первых ста лет потребует как минимум написания отдельной исследовательской статьи, и, соответственно, не может быть рассмотрена в рамках наших заметок.



[1] Ириней Лионский. Против ересей, 5.28.4.

[2] Origenis. In Lucam Homilia VI // PG 13. Col. 1815. В прологе к своему толкованию на библейскую Песнь Песней он приводит также цитату Игнатия из его «Послания к римлянам» («Любовь моя распята», 7), правда считая, что Игнатий относит эти слова ко Христу, а не к себе (Origenis. In Canticum Canticorum prologus // PG 13. Col. 70).

[3] Ссылки на некоторых из указанных церковных авторов приводятся ниже; см. Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 260-261.

[4] На сегодняшний день подавляющее большинство исследователей различает в поликарповом тексте «Послание к филиппийцам» два послания: первое - 1-12 главы, второе - 13-14. Однако написаны они были, судя как раз по упоминаниям об Игнатии Антиохийком, в обратной последовательности (см., например, H.Koester. Introduction to the New Testament. Vol. 2: History and literature of early Christianity. New-York - Berlin, 1980. P. ; там же приводится подробная библиография по вопросу).

[5] Послание к филиппийцам, 9. При этом в «первом» послании, адресованном, скорее всего, той же общине (ср. Евсевий Кесарийский. Церковная история, 3.36.13), Поликарп обнаруживает свою неосведомленность относительно судьбы Игнатия (см. Послание к филиппийцам, 13), что недвусмысленно указывает на более раннее происхождение этого текста; ничего нового об Игнатии, по сравнению с игнатиевыми текстами, здесь не сообщается.

[6] «В Антиохии после первого епископа Евода славен был Игнатий, второй епископ» (Церковная история, 3 22; также 3.36.2)

[7] О знаменитых мужах, 16; Сократ Схоластик. Церковная история, 6.8. И тот, и другой автор, видимо, просто следуют Евсевию или даже частично цитируют его.

[8] Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 63 // Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 142; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.]. 58 // Ibid. P. 125.

[9] Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу, 4.

[10] Theodoret. Ep. 151 // PG. 83. Col. 1440a.

[11] Constitutiones Apostolorum VII 46 (англ. перевод) - http://www.ccel.org/ccel/schaff/anf07.ix.viii.iv.html

[12] Подробнее об этом см. мои заметки за 9 января (http://www.bogoslov.ru/text/555651.html).

[13] Возможность массовых гонений в то время, в том числе и в таком крупном мегаполисе как Антиохия, опровергает факт очень малого числа мучеников и исповедников. В случае с Игнатием, по-видимому, имел мест целенаправленный арест и осуждение одного из лидеров христиан.

[14] W. R. Schoedel. Ignatius of Antioch. Philadelphia: Hermeneia, 1984. P. 10-13.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9