Рецензия на книгу: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Автор рецензии: Раис Сулейманов
События


Новый справочник по нетрадиционному исламу

Рецензия на книгу: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы: Учебное пособие. - Казань: ЧУ «ИД «Хузур» - «Спокойствие», 2016. - 288 с. …

Автор рецензии: Раис Сулейманов

Ислам как многие религии по мере своего исторического развития испытал на себе дробление на многие течения и группы. Порой это кажется неизбежным сопутствующим явлением, присущим любой религии, которая переживает в течение своей истории такой симптом как раскол. Подобное многообразие ответвлений в исламе, появление мусульманских сект было даже предопределено основателей этой религии пророком Мухаммедом, которому принадлежат знаменитые слова на этот счет, передаваемые одним из хадисов: «Моя умма разделится на 73 течения».

С подобной ситуацией дробления на группы и течения ислам сталкивается на протяжении всей своей истории. Однако этот в чем-то неизбежный и схожий с аналогичным развитием других религий процесс в исламе породил появление не просто направлений и форм, трактующих мусульманское вероучение под разным углом зрения, но и привел к появлению ряда радикальных организаций, представляющих угрозу как для немусульманского большинства населения нашей планеты, так и для самого исламского мира, поскольку среди подобных объединений есть те, кто оправдывает насилие в отношении любых несогласных, в том числе и остальных мусульман. Изучать их идеологические доктрины, историю появления и современное состояние, функционирование - задача крайне необходимая, причем не только узкому кругу религиоведов, но и крайне полезна для сотрудников государственных и правоохранительных органов.

Последнее особенно актуально, поскольку у многих в нашей стране на слуху ваххабиты*, «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»*, «Братья-мусульмане»*, «Джамаат Таблиг»* и другие запрещенные в России террористические и экстремистские организации, однако, чтобы детальнее и конкретнее представлять, чем одна организация отличается от другой, чему учит и чего добивается, а также в чем ее опасность, в первую очередь, для самих же мусульман, - всё это требует систематизации в один справочник, доступный для читателя. И такую книгу написал казанский исламовед, кандидат исторических наук, доцент Дамир Шагавиев.

Дамир (Саид) Адгамович Шагавиев на сегодняшний момент является одним из крупных специалистов в России по исламским течениям и группам. Многие годы им читаются соответствующие курсы в Казанском исламском институте и Казанском федеральном университете по проблематике мусульманского сектоведения. Неудивительно, что логичным итогом такого опыта стал выход учебного пособия «Исламские течения и группы», который является компендиумом развития современного мусульманского сектоведения в России.

Надо сказать, что в отечественном исламоведении мы встретим не так уж много работ, посвященных систематизированному изучению разных течений нетрадиционного для России ислама. Помимо трудов дореволюционных и советских авторов (здесь следует упомянуть двухтомник Павла Цветкова «Исламизм» (1912-1913) и работу Евгения Беляева «Мусульманское сектантство» (1957), которые описывали течения в исламе применительно к периоду средневековья и Нового времени, работ, посвященных исламским группам конца ХХ - начала XXI вв., было издано на русском языке катастрофически мало. До сегодняшнего дня из книг, посвященных исламским течениям, получивших распространение в постсоветский период в России, наиболее известны два труда: это небольшая, но самая первая по времени работа за авторством Валиуллы Якупова «Неофициальный ислам в Татарстане» (2003) и исследование Марата Мамиргова «Книга исламских сект и вероучений» (2007). Однако обе эти книги описывали развитие сектантства в исламе, опираясь на тот информационный материал, который накопился к моменту написания ими своих работ. Книга Шагавиева охватывает период на начало 2010-х годов, содержит достаточно систематический разбор всего многообразия исламских течений, а потому может считаться на сегодняшний день наиболее «свежей» по данной проблематике.

Автор рецензируемой книги сразу оговаривается, что традиционным исламом он считает лишь суннизм, уточняя, что «сунниты в области вероучения другими словами называются ашаритами и матуридитами, а в области исламского права ханафитами, маликитами, шафиитами и ханбалитами» (с.9). При этом Шагавиев не рассматривает все существовавшие в истории ислама течения, он берет наиболее известные из тех, что возникли в средние века (хариджиты, мутазилиты, мурджииты, джабриты), акцентируя внимание на тех, которые возникли в средние века и существуют поныне (шииты, ибадиты), а также описывает современные группы, возникшие в ХХ веке. Последним он справедливо уделяет больше внимания, поскольку знания о них представляют для российского читателя большую актуальность в силу того, что их адепты присутствуют в России.

Труд Шагавиева в своей структуре состоит из предисловия, 14 глав, включая введения, каждая глава представляет собой одну из тем и к ней имеются вопросы (книга является учебным пособием, а потому составлена по своей структуре как такой тип изданий), имеется три приложения, одно из которых представляет собой глоссарий терминов, используемых в книге. Автором приведен также список рекомендованной литературы на русском, татарском, турецком, арабском и английском языках.

В книге уделяется внимание обзору мусульманскую доксографии (описанию мнений и воззрений разных исламских течений прошлого), а также автор подробно разбирает историографию теологической трактовки хадиса «аль-ифтирак» - высказывание пророка Мухаммеда о предстоящем после его смерти расколе исламской уммы на 73 общины.

Анализируя причины раскола внутри мусульманской уммы, породившего появления множества религиозных течений и групп, Шагавиев приходит к выводу, что истоки этого следует искать в человеческом факторе, социальной структуре, в политических событиях мусульманского мира, приведших к образованию разных общин со своей интерпретацией исламского вероучения, наличия мощного доисламского цивилизационного и культурного пространства, повлиявшего на ислам по мере его распространения с начала арабских походов. В число причин раскола автор относит также разнообразную трактовку священных текстов в исламе, когда один и тот же аят в Коране мог представителями разных течений в исламе трактоваться по-разному, причем нередко прямо противоположно.

Несмотря на множество достоинств, тем не менее, книга Шагавиева не лишена ряда недостатков и упущений. Так, на наш взгляд, автор обошел вниманием те религиозные группы, которые сформировались сугубо в пределах Татарстана. Речь идет об общинах Файзрахмана Сатарова («файзрахманисты») и Нуруллы Мофлюхунова («мофлюхуновцы»), которые описаны, к словам, в работах Валиуллы Якупова. Понятно, что это сугубо локальные общины, существующие в пределах одного региона, но полагаю, что осветить подобные течения следовало бы, тем более, что сам автор в курсе их существования. Другим куда более существенным недостатком книги Шагавиева следует назвать крайне малую информативность по распространению конкретных исламских течений в современной России из-за рубежа и мерах противодействия им: например, описывая деятельность «Джамаат Таблиг»* или «Нурджулар»* (запрещенные в России террористические и экстремистские организации), автор опускает историю их появления и деятельности непосредственно в России.

Тем не менее, несмотря на данные замечания, книга Дамира Шагавиева - крайне полезная и актуальная работа. Она выполняет функцию справочника по исламским течениям, которые и сегодня широко представлены в России. Такую книгу удобно держать под рукой, когда работаешь над написанием статьи по тому или иному исламскому течению, поскольку Шагавиев в доступной форме объясняет особенность учения той или иной религиозной группы в исламе. Наибольшая ценность книги заключается в том, что, как признается в введении сам ее автор, он использовал «результаты и выводы, сделанные на основе самостоятельных исследований и многолетнего опыта личного общения с представителями рассмотренных религиозных течений и групп» (с. 5). И эта особенность книги делает ее особенно важной и нужной для не только современных исследователей течений ислама, но также и тех работников государственных и правоохранительных органов, которые непосредственно взаимодействуют с их представителями, особенно из числа тех групп, которые в России признаны экстремистскими и террористическими организациями. В последнем случае книга Шагавиева особенно незаменима.

Источник группа Этнорелигиозные исследования в Поволжье

Другие публикации на портале:

Еще 9