Подборка статей по социологии и социальной антропологии
События

Первую часть блока статей вы можете найти по ссылке - vk.com/wall-341621_1982

Содержание:
1. "Институационализация в сообществе учёных. Защита кндидатской диссертации как обряд перехода"
В статье рассмотрен процесс пересечения границы мира Науки - инициация в сообщество российских ученых через аспирантуру и защиту кандидатской диссертации. Понятия обряда перехода (А. ван Геннеп, В. Тернер) и обряда институционализации (П. Бурдье) дают возможность рассмотреть проблемы качества научной аттестации и состояния научной экспертизы в России под новым углом зрения. Отмечается, что при вступлении в мир науки - прохождении обряда перехода, или институционализации - неподготовленными и непроникнутыми его истинным сакральным смыслом чужаками, происходит «загрязнение» сообщества ученых, влекущее десакрализацию и размывание существующих границ.

2. "Программа теории ритуала интеракции"
В статье раскрывается теория ритуала интеракции и интерактивных цепочек. Отправной точкой микросоциологического объяснения является не индивид, а ситуация, которая его формирует. Именно ситуации порождают и восстанавливают эмоциональную энергию и символы, которые насыщают индивидов и заставляют их перемещаться из одной ситуации в другую. Термин «ритуал» осмысляется в традиции Э. Дюркгейма и И. Гофмана и используется для изучения ситуационной динамики.


3. "Мифология суицида"
В статье отражена точка зрения на феномен суицида, которая основывается на признании мифологичности этого сюжета в истории социологии, культурных практиках и образах повседневности. Рассматривается эволюция теоретических знаний о сущности явления, появление социологических концепций суицида в России и за рубежом; вновь подвергаются анализу знаменитые формулы Эмиля Дюркгейма. Обсуждаются культурные представления относительно данного явления, показана динамика социальных установок к суицидальному действию. Особое внимание придается влиянию аттитюдов к суициду на их уровень, а также репрезентациям феномена в современной культуре.

4."Мобильная социология Джона Урри"
Статья представляет собой обзор наиболее значимых работ Джона Урри - основателя нового социологического направления под названием «мобильная социология». Обсуждаются основные понятия и методы мобильной социологии; разработки Урри сравниваются с теорией Мануэля Кастельса; рассматриваются возможности применения методов мобильной социологии к социально-экологическому анализу. Обсуждаются перспективы мобильной социологии для развития теории «жернова производства» Алана Шнайберга и экологической модернизации Артура Мола. В заключение делается вывод, что достижения мобильной социологии внесут большой вклад в развитие экологической социологии как субдисциплины.

5. "Противостоит ли нация насилию"
В статье представлена социально-антропологическая рефлексия насилия, остаются актуальными характерные имперские, этнокультурные и религиозные проблемы, общие вопросы безопасности. Воспроизведение насилия коренится в самом обществе, массовом сознании, жизненных стилях и стереотипах деятельности во всех сферах общества - от семьи до армии. Автор полагает формирование толерантности важнейшим условием развития российской государственности и преодоления традиционной монокультуралистской и моноконфессионалистской идеологии.

6. "Непонимающая социология истории из жизни этнометодологов"
В статье на примере случаев из исследовательской практики этнометодологов рассматриваются три базовые стратегии исследования, которые определяют специфику этой дисциплины, - самонаблюдение, проблематизация и требование адекватности, предъявляемое методами. К сожалению, большинство сторонних наблюдателей недооценивают или неправильно интерпретируют требования, которые этнометодология как система предъявляет к своим практикам. Тот факт, что Гарольд Гарфинкель учился у Тoлкотта Парсонса, часто приводит к ложному выводу о преемственности и включенности этнометодологии в традицию понимающей социологии Макса Вебера. Все эти недоразумения препятствуют развитию данной дисциплины в России.

7. "Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий"
Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники
В статье рассматриваются понятия «этничность» и «этнос», а также взаимоотношения между теоретическими ориентациями, стоящими за этими понятиями в русскоязычной научной литературе с конца 1980-х гг. Автор показывает, что существуют лишь минимальные различия между концепциями этничности у Ю. Бромлея и В. Тишкова. Он также критикует основанный на работах П. Бурдье подход В. Ильина к этничности, утверждая, что данный подход недооценивает творческие аспекты человеческой деятельности.

Прочитать статьи можно в группе Культурная Антропология и Этнография

Другие публикации на портале:

Еще 9