Хетты в Ветхом Завете. Грегори Макмэн
События

Несколько различных слов на иврите в ВЗ переводятся как «хеттский» или «хетт». Фраза bĕnê Ḥet «сыны (или дети) Хетта» встречается только в повествованиях о покупке Авраамом поля и пещеры для погребения Сарры (Быт. 23). Хетт упоминается в Быт. 10:15 и в параллельном отрывке 1Пар. 1:13 в качестве одного из сыновей Ханаана, вместе с другими этническими группами, которые сосуществовали с хеттами как народности Ханаана. Схожее выражение bĕnôt Ḥet «дочери Хетта» встречается дважды в Быт. 27:46 и относится к местным женщинам, в отношении которых Ревекка высказывает свои опасения.

Эти фразы отражают представления патриархов о хеттах, как о ранних обитателях Ханаана, «ханаанеях» в широком значении этого слова.
Самое распространённое слово для обозначения хеттов на иврите это ḥittî, оно образовано от имени Хетта и стандартной для демонима буквы йод. Это слово всегда используется с определённым артиклем и встречается в двух различных контекстах. В одном оно используется для обозначения отдельных людей, как в Быт. 23:10 Eprôn haḥittî «хетт Эфрон». Отрывок из Быт. 23 в котором Eprôn haḥittî соседствует с bĕnê Ḥet, подтверждает отождествление детей Хетта с обозначением «хетт». Четыре человека: Эфрон, Цохар (отец Эфрона), Беэри, Элон представлены хеттами по времена патриархов и два человека: Ахимелех и Урия, во времена Давида.

Гораздо чаще слово haḥittî встречается в списках народов Земли Обетованной. Используется форма в единственном числе в общем смысле, которая переводится множественным числом в большинстве современных переводов. Хетты, как правило, встречаются на первом или втором месте «стандартных» списков семи великих народов Палестины: хеттов, гиргашеев, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев (Втор. 7:1).

В Ветхом Завете есть два примера употребления формы женского рода единственного числа ḥittît в Иез. 16. В Иез. 16:3 и Иез. 16:45, в полных образных выражений строках, Иерусалим обвиняется в том, что его мать была хеттянкой. В ВЗ встречается также и форма множественного числа женского рода ḥittiyyot в 3Цар. 11:1в списке чужеземных женщин – жён Соломона. Эти формы множественного и единственного числа являются стандартными примерами образования женского рода от базового ḥittî.

 
 
Хеттская империя в начале XIII в. до н.э.

Также пять раз встречается множественная форма ḥittîm. Эта форма отличается от других тем, что используется в разных контекстах. В Нав. 1:4 она встречается в выражении ˒ereṣ haḥattîm «земля хеттов», как описание земли, обещанной Моисею Богом. В Суд. 1:26 мы снова встречаем фразу ˒ereṣ haḥattîm в рассказе о человеке, который сдал Бет-Эль евреям, а затем отправился в земли хеттов для основания нового города. В 3Цар. 10:29 и параллельном месте 2Пар. 1:17 есть фраза malkê haḥittîm «цари хеттов», которым Соломон продавал колесницы и лошадей. И, наконец, в 4Цар. 7:6 сирийцы снимают осаду с Самарии, так как думают, что «цари хеттов и цари Египта» были наняты Израилем для атаки на их лагерь.

Септуагинта не следует слепо за формами на иврите, используя и единственное и множественное число для формы единственного числа ḥittî. В LXX не говорится о земле хеттов в Нав. 1:4, а в 4Цар. 7:6 множественное число ḥittîm переводится множественным числом chettaiōn. В Суд. 1:25 появляется chettin и в 3Цар. 10:29 - 2Пар. 1:17 chettiín в качестве аналога множественного числа ḥittîm.

Конечно, народ, известный как хетты, оставил после себя многочисленные археологические и палеографические свидетельства в Малой Азии и северной Сирии. Анатолийское Хеттское царство процветало с 1650 по 1200 г. до н.э., а различные неохеттские государства-преемники существовали до VII в. до н.э. Эти люди называли свою родину землёй Хатти, а себя людьми Хатти. В бронзовом веке землёй Хатти была, по преимуществу, Анатолия, в то время как ассирийские источники первого тысячелетия называют землёй Хатти (māt Ḫatti) северную Сирию, что отражает присутствие на этой территории государств-преемников Хеттской империи.

Согласно тексту ВЗ, хетты жили в Палестине до прибытия Авраама, что можно понять по историям патриархов. Когда Бог описывает Аврааму обещанную тому землю в Быт. 15:20, то хетты уже перечисляются среди народов, живущих на этой земле. Когда умерла Сарра, Авраам жил среди хеттов как чужеземец и купил поле и пещеру для погребения жены у хетта Эфрона в присутствии других хеттов. Позже, когда семья Исаака жила около Беэр-Шевы, Исав взял двух хеттянок себе в жёны. Беспокойство Ревекки о том, что Иаков возьмёт себе в жены хеттянок было так велико, что Исаак специально запретил Иакову жениться на ханаанеянках, что подразумевало вообще всех обитателей этой земли.

 
 
Неохеттский ортостат VIII в. до н.э. с изображением сцены из эпоса о Гильгамеше

В библейских ссылках на хеттов можно выделить две различные группы. Одна относится к местному населению Палестины, жившему около Хеврона до прибытия Авраама, то есть к потомкам Ханаана через его сына Хетта. Они жили в центре обещанных израильтянам земель и Бог приказал уничтожить их всех. Однако они не были уничтожены полностью и продолжали жить в южной Палестине, включая окрестности Иерусалима, что видно по ссылкам на хеттов в армии евреев и на хеттских жён у евреев вплоть до возвращения из Вавилонского плена. Практически все ссылки на хеттов в ВЗ подпадают под эту категорию местного населения, которое так и не было полностью истреблено во время завоевания Ханаана.

Однако, есть пять отрывков, в которых упоминание хеттов не вписывается в эту картину. В отрывке Нав. 1:4 земля хеттов вокруг Евфрата не может относиться к земле хеттов вокруг Хеврона, но относится, в зависимости от датировки, либо к Хеттской империи, либо к неохеттским государствам северной Сирии. В Суд 1:26 упоминание о перебежчике из Бет-Эля, который отправился в земли хеттов, может относиться и к южной Палестине и к северной Сирии. Так как в этом отрывке используется ˒ereṣ haḥattîm, фраза, встречающаяся только здесь и в Нав. 1:4, то, скорее всего, здесь говорится о неохеттских государствах. Упоминания хеттских царей в 3Цар. 10:29 - 2Пар. 1:17, где они покупают лошадей и колесницы у Соломона, и в 4Цар. 7:6 где само их имя заставляет сирийскую армию обратиться в бегство, вновь говорят о могущественной и богатой группе правителей, а не о местном населении Ханаана, которое было измотано завоеванием и порабощено Соломоном. И вновь неохеттские государства идеально вписываются в эту схему, а множественное «цари» хорошо отражает политическую природу этих раздробленных государств, состоящих из множества независимых царств.

В этих пяти отрывках хетты, на основе контекста, относятся к хеттам северной Сирии, на территории неохеттских государств. Это может быть простым совпадением, но, возможно, таким образом, в Библии проводится разграничение между палестинскими хеттами, потомками Хетта, сына Ханаана и хеттами северной Сирии и Анатолии, народом Хатти. Схожесть слов «Хатти» и «Хетт» привела, вероятно, к отождествлению этих народов в термине ḥittî. Это не значит, что между этими народами не было никакой связи в период предшествующий созданию Ветхого Завета. Также нельзя исключить, что некоторые хетты из Анатолии и Сирии могли мигрировать в южную Палестину и поселиться там. Однако в эпоху Ветхого Завета термин «хетты» относился к двум различным группам людей.

Источник  Библеистика [Biblical studies]


Другие публикации на портале:

Еще 9