Православные белорусы Польши: сохранить и веру, и идентичность
События

Krynica.info: Правда ли, что Польская Автокефальная Православная Церковь в основном представляет местное белорусское и украинское население?

Андрей Кузьма: Действительно, православные Польши в основном имеют белорусское или украинское происхождение. Но время меняется. Поскольку многие уже не говорят ни на белорусском, ни на украинском языке, а общаются на польском, появляется проблема национальной идентичности. Чаще всего, мы уже называем себя православными поляками. Иногда люди не называют себя ни поляками, ни белорусами, ни украинцами, а говорят: «Я православный».

Ярослав Харкевич: И чем моложе люди, тем чаще они называют себя православными поляками. Для них национальность и гражданство сливаются. Раз они жители Польши – значит, и поляки, хотя их дедушки и бабушки – белорусы, украинцы, русские.

Krynica.info: Влияют ли националистические марши и инициативы, например, в Гайновке, на Православную Церковь?

Андрей Кузьма: Конечно, у нас это вызывает некое волнение и озадаченность. Ведь эти марши проходят в честь людей, которые убили много православных жителей, которые стремились убить неполяков — тех, у кого был другой язык или другая вера. Поэтому мы относимся к этим маршам негативно. Мне кажется, что это временное помутнение некоторых наших братьев-католиков. И хотя они и заявляют, что не выступают против Православной Церкви, но эти, тем не менее, поддерживают убийц.

Ярослав Харкевич: Как правило, эти марши организуют не местные католические жители. Эти группы, которые участвуют в маршах, приезжают из других районов Польши на Белосточчину, где исторически проживают православные, чтобы показать, что за ними власть.

Krynica.info: Какие еще проблемы стоят перед ПАПЦ как Церковью меньшинства?

Андрей Кузьма: Одной из главных проблем является проблема языка: и литургического, и язык церковной проповеди. Происходит сильное обращение к польскому языку. Это не является следствием какого-либо внешнего насилия. Это проистекает из того, что мы учимся в польскоязычных школах, говорим по-польски, утрачивая при этом наши традиционные языки – белорусский, украинский или русский. Раньше у нас очень часто были проповеди на русском языке. По-белорусски мы говорим редко, так как это требует определенного изучения языка. Но все больше и больше мы говорим проповеди на польском языке, который является понятным для всех. Также все чаще встает вопрос литургического языка. Например, евангельские тексты мы читаем и по-польски, и по-церковнославянски, чтобы всем угодить. В некоторых церквях и некоторые другие тексты читают на польском языке, например, канон Андрея Критского. Народ к этому относятся по-разному: они выступают за то, чтобы все было более понятно, другие же в этом видят полонизацию, хотя и не понимают в должной мере церковнославянский язык. Поэтому языковой вопрос является одним из наших главных вызовов – не утратить национальные языки, но и сохранить православную веру для молодежи, которая сегодня хочет понимать, во что она верит. Но в основном задача Церкви – сохранить живую веру.

Ярослав Харкевич: Как мне кажется, началось это со времен демократизации, когда русский язык перестал быть главным иностранным языком в Польше. Благодаря тому, что люди знали русский, они лучше понимали и церковнославянский. Потом ситуация изменилась. Но сейчас желание изучать русский язык в школах появляется вновь. Но уже почти целое поколение не знает русского и лишь отчасти что-то понимает. Хотя старшее поколение, более традиционалистское, выступает все-таки за церковнославянский.

Krynica.info: Не влияет ли то, что люди считают себя поляками, на их переход в католичество?

Андрей Кузьма: Раньше было хуже. Православные у нас, прежде всего, крестьянского происхождения. Наша шляхта уже давно ушла либо в протестантизм, либо в католичество. Православие же сохранялось в основном в деревнях. В послевоенный период, когда началась массовая миграция в города, люди старались скрыть свое происхождение. Заключая браки с католиками, они почти все сразу переходили в католическую веру. Но затем, начиная с 1980-х годов, особенно при митрополите Савве, люди начали ходить с поднятой головой, переставали стыдиться православной веры. И сегодня нас уже не считают русскими или белорусами – нас считают православными поляками. И молодежь, которая венчается с католиками сегодня, уже не так часто уходит в костел. Многие, конечно, уходят, но не так сильно, как раньше. Хотя проблема межконфессиональных браков (как и куда уходить на богослужение, где крестить и как воспитывать детей) является одной из главных наших церковных проблем.

Ярослав Харкевич: Необходимо повышать конфессиональную сознательность молодежи.

Krynica.info: Как у вас обстоят дела с межконфессиональным диалогом?

Андрей Кузьма: Как такого межконфессионального богословского диалога нет. Польская Православная Церковь участвует в международном диалоге, но богословских встреч у нас нет. Есть некоторые комиссии, которые обсуждают, например, смешанные браки. Также существует Польский экуменический совет, в который входит большинство некатолических церквей (православные, старокатолики, протестанты). На этом уровне также идет обмен опытом, разрабатываются совместные инициативы. Но межконфессиональных богословских встреч нет. Но на международном уровне мы участвуем в богословских встречах и римо-католиками, и с протестантами, и старокатоликами, и с англиканами.

Krynica.info: Кстати о международных встречах. Здесь, в Нови-Саде, приходилось слышать, что встречи Конференции Европейских Церквей позволяют усилить голос отдельных Церквей, в том числе и малых. Согласны ли Вы с этим?

Андрей Кузьма: Экуменическое движение выступает за то, чтобы малые Церкви тоже могли иметь свое мнение. И это совпадает с нашими стремлениями, ведь мы — это малая Церковь в большой католической стране. И такие встречи показывают, что небольшие Церкви тоже существуют, что у них есть голос, что они кого-то представляют. Благодаря таким встречам люди из других стран видят, что Польша – это не только католики, что здесь есть и православные, и протестанты, и старокатолики. Такие встречи показывают, что небольшие Церкви также важны и также имеют право на существование, что доминирующая Церковь не должна диктовать свои условия другим.

Максим Гацак

Источник krynica.info


Другие публикации на портале:

Еще 9