Почитание преподобного Сергия Радонежского в Ростовской земле XVI–XVII вв.
События

Здесь имелось два значительных центра почитания преподобного Сергия – Троице-Варницкий и Борисоглебский монастыри. Первый из них согласно позднему преданию был основан на месте рождения святого. В обители, кроме соборного Троицкого храма, имелась и церковь Сергия Радонежского. Второй, по сообщению «Повести о Борисоглебском монастыре», составленной в середине XVI в., основан при непосредственном участии св. Сергия. Во второй половине XVI в. в монастыре существовала посвященная Преподобному церковь, очевидно, деревянная. Тогда особое почитание св. Сергия, посредством вкладов в эту церковь, зафиксированных в монастырской Вкладной и Кормовой книгах, демонстрировал московский думный дворянин Роман Михайлович Пивов.
 
Свидетельством того, что активное почитание Преподобного в том же монастыре продолжалось и в XVII в., стало строительство в 1679 г. над его Святыми воротами большой каменной пятиглавой церкви во имя Сергия Радонежского, которая явно доминирует в общей композиции ансамбля. Именно ее, в первую очередь, видит всякий, кто подъезжает к монастырю со стороны Ростова.
 
По данным писцовых книг и других документов в XVI–XVII вв., самостоятельные и придельные храмы Сергия Радонежского существовали в следующих селах и погостах Ростовского уезда: село Воронино, Воскресенский погост на реке Сотьме, село Ильинское, село Мосейцево, погост на Гоньковском вражке, село Погост на реке Луге, село Подцубное. Это последнее принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Владельцами Мосейцева были представители московского знатного рода Сабуровых, Воронина – князья Трубецкие, Ильинского – князья Хованские, Погоста на Луте – Татищевы, земель погоста на Гоньковском вражке – клир его церкви и вотчинники Шамшевы и Молчановы, Воскресенского погоста, – преимущественно, клир его церквей.
 
Как видим, большинство перечисленных владельцев относилось к московской знати. Надо полагать, именно они являлись инициаторами строительства Сергиевских церквей в своих вотчинах. Из сказанного следует существенный вывод: в качестве важнейшего проводника почитания преподобного Сергия в Ростовской земле выступала московская знать, рассматривавшая его как «своего» святого.
 
Важным источником по истории почитания святых являются их иконописные и другие изображения. Целый ряд подобных памятников свидетельствует, что в первой трети XVI в. в Ростове и его окрестностях сложилась своеобразная традиция совместного почитания ростовских и московских святых. Она активно развивалась вплоть до конца XVII в. На указанных иконах, фресках, шитых церковных облачениях представлены в различных сочетаниях единой группой ростовские и московские святые. Среди последних, как правило, изображался преподобный Сергий. И хотя формально он считался не московским, а радонежским святым, тем не менее в представлении ростовцев он выступал как представитель именно московской святости.
 
Источник:  V Международная конференция. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России  / Тезисы докладов. – Сергиев Посад, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, 2006.

А.Г. Мельник (Ростов)
 


Другие публикации на портале:

Еще 9