Исследования и реставрация Елизаветинской Библии с западноевропейскими гравюрами из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
События

Из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на реставрацию поступила Библия. Этот экземпляр предположительно XVIII в. вызвал множество вопросов и потребовал ряда разысканий для ее атрибуции и определения. Сложность заключалась в том, что наш экземпляр представлял собой конволют из западноевропейских иллюстраций и русского типографского текста; осложняло работу и то, что полученная на реставрацию Библия находилась в руинированном состоянии, без титульного листа, обложки, переплета. Из ста двадцати трех листов Библии сорок  гравированные иллюстрации. Листовой материал сильно загрязнен, многочисленные механические повреждения, пятна различного происхождения.

Истории западноевропейской гравюры посвящено множество исследований, как и русской книге XVIII в. Однако их взаимодействие в XVIII в. на русской почве и в русской церковной книге остается практически неизученным. Поэтому целью нашей работы стало не только реставрационное, но и искусствоведческое исследование.

Определение русского типографского текста, его издания было осуществлено путем непосредственного сравнения: первоначально по сводному каталогу кирилловской печати XVIII в. и затем при сопоставлении с экземплярами Музея книги РГБ. В результате было установлено, что перед нами Елизаветинская Библия 1751 г. Изучение западноевропейских гравюр показало, что это листы из одного из изданий Библии Вайгеля, а именно издания 1712 г. во вторую долю листа. Изучение литературы, трудов О.А. Белобровой, А.Х. Горфункеля, И.А. Бусевой-Давыдовой, посвященных западноевропейским Библиям в России, а также фондов Музея Книги РГБ и ОРК ГПИБ показало, что для середины XVIII в. можно отметить и ясно определившуюся тенденцию бытования Библии Вайгеля в России  ее использования в качестве иллюстрации русских Елизаветинских Библий во вторую и четвертую долю листа. В настоящее время известно уже несколько таких экземпляров (ГПИБ, Бостонская Публичная библиотека, Свято-Троицкая Сергиева Лавра). На основании этого можно сделать вывод о целесообразности дальнейших разысканий и популярности Библии Вайгеля в России, определенной традиции, сложившейся у русских любителей книги, побуждавшей их украшать аскетические издания Елизаветинской Библии 1751-1756 гг. (во вторую и четвертую долю листа) гравюрами из альбомных изданий Вайгеля. Отметим, что бытование Библии Вайгеля в России XVIII и XIX вв. было достаточно широко, в какой-то мере она заменила Библию Пискатора XVII в. Издания Вайгеля пользовались популярностью не только у русских библиофилов, но и иконописцы, и граверы обращались к нему в качестве образца.

В результате проведения реставрации Библии с листового материала удалены механические загрязнения, восстановлена целостность листов, устранена деформация, ослаблены пятна различного происхождения. Таким образом, приостановлено разрушение памятника книжной культуры XVIII в. из собрания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
 

Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России / III международная конференция: Тезисы докл. 25-27 сент. 2002 г. – Сергиев Посад, 2002.



Другие публикации на портале:

Еще 9