Интерпретация темы апокалипсиса в кинематографе XX-XXI вв.
Заостренность на апокалиптической тематике характерна для западного общественно-религиозного дискурса, начиная с XIX столетия, когда протестантские проповедники, лишенные связи с толковательной традицией неразделенной Церкви, предсказывали дату конца света, исходя из буквального понимания последней книги Священного Писания — Апокалипсис. Данная статья посвящена раскрытию апокалиптических мотивов в кинематографе.
Статья

Размышление о раскрытии и интерпретации апокалиптической тематики в кинематографе весьма актуально, если учесть, что обсуждение этой темы происходит в рамках экологической проблематики, причем понятие «экология» трактуется более расширено, нежели это было принято ранее, учитывая как культурный, так духовный и образовательный аспект, вполне органично входящие в это понятие. Апокалиптическая тематика напрямую связана с проблемами экологии в силу того, что одним из классических сценарных решений является экологическая катастрофа, приводящая к гибели всей, планеты, человечества или большей его части.

Привлечение кинематографического материала в данном случае особенно актуально в силу того значения, которое современное кино имеет в массовой культуре и какое воздействие оно оказывает на общественное сознание. Более того, современное кино как таковое в значительной мере является выразителем общественных чаяний и настроений. Оно отвечает запросам общества, одновременно формируя его сознание и миросозерцание.

Образ апокалипсиса в кинематографе XX-XXI столетий — это один наиболее сильных и выразительных образов и вместе с тем одна из наипопулярнейших его тем. Начиная с середины XX века и кончая нынешним временем, на апокалиптическую тематику было снято более 50 фильмов и сериалов. Фактически по одному в год. При рассмотрении этой проблематики необходимо учитывать, что киноиндустрия — не только один из лидеров в развлекательной сфере, но и мощнейший фактор формирования общественного сознания, поскольку кинематографический образ представляет собой многомерное и многоплановое явление, охватывающее почти все восприятие человека и почти все его чувства. По этой причине он есть не что иное, как сильнейшее выразительное средство, в зрительном образе охватывающее собой все виды искусства.
 
Если раньше апокалиптические настроения формировали в основном проповедники (вспомним лидеров старообрядчества, экзальтированных американских пасторов и проповедников различных сект), то теперь именно киноиндустрия определяет и формирует если не апокалиптическую настроенность, то хотя бы интерес к этой тематике.

И это особенно важно, если говорить об этой проблематике применительно к русской действительности, поскольку образ как таковой всегда имел особенную функциональность в контексте русской духовной культуры. Достаточно вспомнить факты из отечественной истории. В первую очередь это встреча князя Владимира с православием, представшим перед его посольством в величественном и царственном образе церкви св. Софии в Константинополе. Ее архитектура, на тот момент неповторимая, мозаики, убранство, торжественность служение, отправляемого в ней при участии императора ромеев — все это стало как бы квинтэссенцией православия. Можно вспомнить и беседу князя Владимира с византийским монахом-философом, показавшим князю образ Страшного суда. Недаром именно образ (архитектурный, иконописный) станет ключевым моментом в развитии русской культуры до XVIII в. То же можно сказать о восприятии Петром I Западной Европы, которая также предстанет перед ним как образ сильной (экономика, армия), эстетичной (искусство), развитой (наука) и завлекательной (мотивы утонченной чувственности в разных сферах искусства) цивилизации. В силу того, что образ имеет особенную функциональность в нашей культуре, раскрытие именно кинематографического прочтения апокалипсиса имеет особенную актуальность.

Понятие «апокалипсис» представляет собой одну из составляющих понимания завершения человеческой истории в рамках христианской традиции. То есть это один из аспектов такого объемного понятия, как «последние времена». Христианство говорит о «последних временах» в контексте перехода от времени к вечности, именно в этом смысле понимается завершение человеческой истории. При этом нужно обязательно учитывать, что христианское понимание последних времен не ограничивается завершением истории человечества. Оно включает в себя всю человеческую историю от основания Церкви в момент схождения Святого Духа на Апостолов до завершения человеческой истории. Весь этот период воспринимается как завершающий этап домостроительства спасения человека и обновления мира, после которого явится новое «небо и новая земля».

Апокалипсис в узком смысле — это откровение о последних днях человечества и, в виду вышесказанного, не исчерпывает всей проблематики, связанной с понятием «последние времена» в христианской традиции. В контексте современной культуры, формируемой преимущественно в рамках англосаксонского мира, апокалиптика становится самодовлеющей темой и концентрируется исключительно на таком понятии, как «Конец Света», а причины этого кроются в религиозной жизни, духовной атмосфере Северной Америки, породившей и до сих пор порождающей проповедников апокалиптической направленности, то есть берущихся не только рассуждать на эту тему, но и предсказывать Конец Света. Можно сказать, что кинематограф перехватил инициативу у многочисленных сект и религиозных течений Америки, формируя представления общественности о завершении истории. То есть апокалиптика как явление в современном смысле этого слова есть не что иное, как порождение религиозной жизни Северной Америки XIX-XX вв. Недаром именно США является лидером в выпуске кинокартин апокалиптического содержания: протестантская проповедь перешла на киноэкраны, сильно при этом трансформировавшись.

Прежде, чем приступить к анализу основных произведений кинематографа на апокалиптическую тематику, следует отметить, что сам факт включение этой проблематики в орбиту столь влиятельного вида искусства, рассчитанного на широкую аудиторию, неизбежно связан с переосмыслением изначально христианского понятия в рамках динамически развивающегося либерального дискурса, определяющего направленность и содержание общественного мышления XX-XXI столетий.

Возвращаясь к началу нашего изыскания, напомним, что за историю киноиндустрии, начиная с середины XX в. и завершая вторым десятилетием XXI в., было снято более 50 фильмов и сериалов, квалифицирующихся как апокалиптические. Такое обилие материала, равно как и сведений о нем, позволяет проследить эволюцию апокалиптической тематики с самого начала ее осмысления в рамках кинематографа и до настоящего времени.

В первую очередь стоит отметить, что кинематографическое освещение проблематики, связанной с концом света, тесно связано с состояние общественно-политического дискурса XX-XXI вв. Мы можем наблюдать, что с течением времени фильмы на апокалиптическую тематику переходят от милитаристской направленности, весьма характерной для периода холодной войны, к проблематике экологии и столкновения с так называемыми внеземными цивилизациями. Не последнее место занимает также и тематика постапокалипсиса, ставшая производной темы мировой катастрофы.

Немаловажным является еще и то обстоятельство, что на границе тысячелетий и по мере приближения 2012 г. в апокалиптическом кинематографе преобладала религиозная тематика: в 1999 и 2001 гг. выходят в свет даже попытки почти дословного воспроизведения событий, пророчески описанных в книге библейской Апокалипсис. В центре апокалиптики фильмов «Код Омега» и «Вечная битва» стоит личность, противопоставившая Христу и решившая утвердить свое мировое владычество. В христианской традиции он именуется Антихристом. Стоит также отметить, что на всем протяжении исследуемого периода встречаются некоторые кинематографические опыты, перекликающиеся с библейским сюжетом о Всемирном потопе («Когда сталкиваются миры», «Послезавтра», «2012») и другие библейские сюжеты.

С содержательной точки зрения интерпретация апокалипсиса в кинематографе существенно отличается от христианской трактовки о событиях последних дней. Независимо от сценарных решений суть этого отличия коренится в том, что катастрофа — центральный пункт апокалиптического кино. Если в христианской мировоззренческой парадигме крушение мира завершается его обновлением, явлением «нового неба и новой земли», то в светской парадигме, стоящей за светскими фильмами, на первый план выходит катастрофа, изображение которой привлекает максимум технических и изобразительных средств современной киноиндустрии. Так называемый «конец света» в христианском понимании есть не что иное, как откровение новой жизни, старт нового миробытия, подразумевающего окончательное преодоление зла и сокрушение его господства в мире. Это — выход за грань времени, бытие в вечности. Кинематограф также не останавливается на теме катастрофы, продолжая существование мира в контексте постапокалипсиса, однако это уже, как правило, вопрос выживания человека в агрессивной среде, созданной мировой катастрофой («Мир, плоть и дьявол», «На берегу», «Последний человек на Земле», «Человек Омега», «На следующий день», «Письма мертвого человека», «Пекло», «Я – легенда», «Дорога», «Книга Илая»). Таким образом, события апокалипсиса в кино — это новый виток истории, развитие и конец которой может быть непредсказуем, как непредсказуема и сама борьба за выживание. Здесь нет перспективы, нет надежды. Постапокалипсис в кинематографическом исполнении прямо противоположен христианскому пониманию итогов апокалипсиса. Можно сказать, что кинематограф решает вопрос бытия человечества вне христианского дискурса, предлагая свои, подчас чисто умозрительные сюжетные решения.

Дополнительно с этим апокалиптические фильмы несут в себе некий оккультный и антихристианский подтекст, поскольку рассматривают саму катастрофу с точки зрения языческих, оккультных откровений, а дальнейшую перспективу человечества — вне христианской мировоззренческой парадигмы, в рамках которой сформировались культуры Европы, Америки и России. В фильме «Легион» Бог якобы разочаровался в человечестве и посылает ангелов во главе с архангелом Гавриилом для исполнения смертного приговора миру, но архангел Михаил взбунтовался против этого. Падший ангел, который в христианском предании является первопричиной зла, выступает спасителем мира. Не менее специфичный сюжет предложен в кинокартине «Книга жизни: В ожидании Апокалипсиса», где второе пришествие Христа также интерпретированно вне христианского дискурса. Христос, представленный в сильно искаженном кинематографистами виде, решает судьбу мира при участии сатаны, что невозможно с точки зрения христианского понимания завершения человеческой истории. Судя по реакции на этот фильм телезрителей можно констатировать, что именно такое прочтение апокалипсиса отвечает чаяниям обывателя. Приведем пример отзыва на картину: «Именно так я и представлял себе конец света и мысли Христа по этому поводу. И вообще отношения бога, дьявола, пророков и простых смертных. И был очень рад увидеть свои мысли на экране. Здесь больше глумления и развлечения, чем исследования. Хартли показывает, как могут быть человечны Сын Божий, спустившийся с небес в этот необычный день, и дьявол, насколько они озабочены проблемой Апокалипсиса. Один не хочет принимать на себя такой грех и уничтожать такое количество народа, другой понимает, что после конца света ему не останется работы, потому что его смысл в уравновешивании добра и зла»[2].

Таким образом, целый ряд фильмов предлагает диктат зла или его влияние на судьбу мира как вариант мистического решения апокалиптического сюжета, что совершенно невозможно в христианском контексте. 

Еще одним существенным моментом в раскрытии нашей темы является то обстоятельство, что в христианском миросозерцании центром Апокалипсиса является Бог, в  апокалиптических фильмах его место занимает человек. Именно человек берет на себя миссию спасения от последствий катастрофы или от самой катастрофы. Происходит подмена Бога человеком, что можно назвать закономерным итогом ренессансной культуры. Весьма характерен в этом отношении эпизод из фильма «Вечная битва», в котором когда один из главных героев вход в храм во время мессы, священник и прихожане обращаются к нему с просьбой о спасении, а затем вместе с ним покидают в храм, прервав священнодействие мессы. 

Отмечая несомненный факт отхода от канонов христианского толкования событий апокалипсиса, не можем не сказать, что изначально, в 50 и 60-е годы кинематограф все же сохранял связь с библейской традицией, о чем свидетельствует фильмы на библейские сюжеты. Применительно к нашей тематике это утверждение иллюстрируется кинокартиной «Война миров» (1953). Приведем выдержку из рецензии: «Финал картины, развивая сразу несколько психологических линий восприятия вторжения чужих — военную, научную, заурядно-обывательскую, сугубо-шкурническую и, наконец, духовную, религиозную… Предпочтение отдает именно последней»[1]. «В середине вывод о том, что человечество только перед лицом великих бедствий способно обратится к Богу — конечно, очень в духе Америки пятидесятых»[1].

В завершение отметим, что полномасштабное изложение событий Апокалипсиса даже в рамках христианского дискурса является невозможным, поскольку это книга таинственная, и отнюдь далеко не все смыслы, в ней заложенные, раскрыты в христианской экзегезе. Поэтому наилучшим ответом христианского искусства на вызов современности будет раскрытие «личного апокалипсиса», то есть откровение присутствия Бога в преображенном сердце человека, которое и есть предощущение глобального апокалипсиса, завершающегося откровением царствования Бога в новом преображенном мире. Такая направленность могла бы способствовать не только христианскому свидетельству в мире, но и создавать более позитивный эмоциональный, психологический и духовный фон в восприятии апокалиптической тематики.


 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
 
1. Отзыв на фильм «Война миров» (1953) Электронный источник. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/18063/ord/rnd/rnd/1414189424/ (дата обращения: 05.02.2017).
2. Отзыв на фильм Книга жизни: В ожидании Апокалипсиса. Электронный источник. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/25390/ (дата обращения: 05.02.2017).
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9