Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

К вопросу о рецепции личности и творчества Ф.М. Достоевского в эпистолярном дискурсе конца XIX века (на материале неизданных писем Л. Злобиной)

18 мая 2018 г.
Если талант, даруемый человеку Богом, попадает на благодатную почву, то он может преобразить жизнь многих людей и оставить глубокий след в их душах. Предлагаем вниманию читателей портала доклад, прочитанный на конференции 1 мая в МДА, в котором приводятся интересные факты, раскрывающие личность Ф.М. Достоевского и его влияние на современников.



У него научилась я терпению, и только благодаря ему
я уже никогда не потеряю веры в человека
[1].



Личность и творчество Ф.М. Достоевского стали значительной частью мирового культурного наследия, а его последний роман «Братья Карамазовы» был написан более ста лет назад, но и сейчас, в XXI веке, не только не потерял своей актуальности, но, напротив, по-прежнему вызывает живой интерес у читателей.

Рецептивная парадигма о творчестве Ф.М. Достоевского, представленная в критике XIX века, отличается широким диапазоном оценок, что объясняется прежде всего сложностью художественного мира писателя, эволюцией его религиозно-философских и эстетических установок. Кроме того, интенсивное развитие института критики в XIX веке, определившее формирование новых методологических подходов к пониманию задач искусства, способов интерпретации произведения, также повлияло на неоднозначный характер восприятия и оценки творчества Достоевского. Представители разных критических направлений (реального, эстетического, утилитарного, религиозно-философского и др.) объясняли своеобразие художественного таланта Достоевского, исходя из выработанных ими интерпретационных моделей. Поэтому в одном и том же сочинении писателя, например в романе «Братья Карамазовы», могли видеть как недостатки, так и, напротив, считать этот роман одним из лучших, вышедших из-под его пера.

Раннего Достоевского — автора «Белых ночей», «Двойника», «Хозяйки» — современники воспринимали преимущественно как фантастического реалиста. Однако после выхода в свет в 1866 г. романа «Преступление и наказание» критики пишут о Достоевском как о писателе-реалисте, говорящем и пророчествующем на злобу дня. Это мнение закрепилось о нем после того, как он начал издавать философско-литературный журнал «Дневник писателя», выходивший в 1876–1877 и 1880–1881 годах. По широкому кругу злободневных проблем «Дневник писателя» может быть назван энциклопедией русской жизни[2]. Через этот журнал Ф.М. Достоевский получал моментальную обратную связь со своим читателем, что помогло ему выйти совершенно на новый уровень творчества, о чем уже позднее будет писать М.М. Бахтин, называя писателя творцом романа-диалога, романа полифонического, многоголосного[3].

Зрелый Ф.М. Достоевский не пытается создать новую реальность в своих произведениях, он с легкостью вписывает свои произведения в действительность. Для сюжетов он использует информацию из прессы, а также душещипательные истории с улиц и из трущоб городов. Это сделало его произведения настолько актуальными, что они стали восприниматься многими читателями как нечто им очень близкое и живое. В произведениях Достоевского нашли отражение не только частные истории, но и большие общественные события. Так, в романе «Братья Карамазовы» писатель отразил судебную реформу системы 1864 года.

Читатели чувствовали в произведениях Достоевского такую силу слова, что они уже не сомневались, что она сможет поменять не только их обыденную жизнь, но и даже, возможно, весь мир[4].

Одним из ярких примеров результата влияния Ф.М. Достоевского на окружающих его людей является поездка А.П. Чехова в 1890 году на Сахалин. Окружение Антона Павловича было крайне удивленно этому решению, ведь они считали, что Сахалин ни для кого не интересен и никому не нужен. Однако выбор Чехова был не случайным. Чехов считал Достоевского своим учителем. К 90-м годам в нем созрело убеждение о необходимости написать что-то дельное, что принесет пользу обществу. С этой целью он отправился в поездку на Сахалин, результатом которой стала его книга «Остров Сахалин». В этой книге писатель изнутри показал чуждый, страшный и как будто бы несуществующий для всех мир. Книга вызвала в свете фурор. Министерство юстиции и тюремное управление уступили взбудораженной общественности и отправили на остров Сахалин своих представителей — запустился механизм послаблений: отменили телесные наказания для женщин, назначили суммы из казны на содержание детских приютов, отменили пожизненную каторгу и вечную ссылку[5].

О влиянии личности и творчества Достоевского на потомков свидетельствует переписка Чехова. В рукописных архивах РГБ мы обнаружили неизданные письма[6], проливающие дополнительный свет как на биографию писателя, так и на всё его творчество в целом[7]. В 1894–1897 годах некий доктор Лидия Злобина писала А.П. Чехову письма (на них А.П. Чехов оставил свои пометы карандашом), в двух из которых мы нашли упоминание о Ф.М. Достоевском, а также непосредственно о его романе «Братья Карамазовы».

В первом письме Лидия Злобина предлагает А.П. Чехову написать рассказ по истории, которая, по ее словам, имела место в жизни Ф.М. Достоевского. По этой истории, Ф.М. Достоевский спас некую «несчастную помешанную Корнилову от семилетней каторги»[8]. Злобина передает Антону Павловичу эту известную ей душещипательную историю, где несправедливо обвиняется женщина-врач (Корнилова), которая якобы убила свою беременную пациентку. Злобина полагает, что это было совершенно невозможно по причине необыкновенной доброты этого врача (Корниловой). К тому же она видит виновной или саму беременную Дарью, возможно, упавшую с кровати в припадке болезни, или другого какого скрытного убийцу. Этого тайного убийцу она сравнивает со Смердяковым из романа «Братья Карамазовы», который «убил, а обвинил Дмитрия Карамазова»[9]. По словам Злобиной, обвиняемую мучали и терзали так же, как следователи мучали Дмитрия Карамазова. К тому же оказалось, что следствие было поднято сослуживцем этой обвиняемой. К счастью, она была спасена от каторги Ф.М. Достоевским, но много пережила страданий за это время — была уволена с работы, потеряла друзей и переехала в другой город[10].

Во втором письме Лидии Злобиной мы обнаружили упоминание о том, что она в своей жизни имела счастье встретиться с двумя людьми, которые имели на неё огромное влияние, — с Ф.М. Достоевским и Н.И. Бакстом. «С Ф.М. Достоевским познакомилась я почти ребёнком, — пишет она, — когда возвращалась из Сербии, где была сестрою милосердия. У него научилась я терпению, и только благодаря ему я уже никогда не потеряю веры в человека. Все знают, конечно, какой великий художник, психолог и психиатр был Достоевский, но, быть может, не столь многие — какой беспредельной, чисто женственной доброты был этот человек! Его ведь положительно осаждали (лично и письменно) все эти "труждающиеся и обременённые", "униженные и оскорблённые"»[11]. Лидия Злобина повествует также о двух удивительных случаях, происшедших с ней и с великим писателем. Однажды она увидела, как Ф.М. Достоевскому принесли письмо, в котором ему писала гимназистка о том, что она хочет покончить с жизнью из-за плохой отметки, и как он отправился её искать, но не смог найти. Он вернулся усталый и разбитый, но когда увидел Лидию Злобину, упросил её идти на поиски девочки. Он сказал ей: «Идите, идите разыщите и успокойте её, у нас в ад теперь дети стремятся иль за пустяков, иль за двойки какой-нибудь!» И как он был рад, когда эта девочка разыскалась цела и невредима![12] Вторая её история касалась Ф.М. Достоевского косвенно. Лидию Злобину спасла от голодной смерти в тяжёлые времена Анна Григорьевна Достоевская, уже после смерти писателя (помогая доктору в светлую память мужа), что и послужило поводом считать эту помощь никак иначе как от самого ею любимого писателя[13].

В целом можно сказать, что все эти свидетельства дополняют и раскрывают удивительную глубину личности Ф.М. Достоевского, его нравственные качества, а также характеризуют его родных. Великий писатель и его супруга были великодушными православными христианами, которые были готовы оказать поддержку «униженным и оскорблённым».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСТОЧНИКИ

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах // Братья Карамазовы. Т. 14. Издательство «Наука». – СПб., 1976. – 505 с.

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах // Братья Карамазовы. Т. 15. Издательство «Наука». – СПб., 1976. – 600 с.

ИСЛЕДОВАНИЯ

3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, XX. Т. 2.

НЕИЗДАННЫЕ РУКОПИСИ

4. Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). – 4 с.

5. Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). – 11 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 

6. Достоевский Ф.М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс]. http://www.fedordostoevsky.ru/works/

7. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс]http://apchekhov.ru/about/index.shtml


[1] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[2] Достоевский Ф.М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс] URL: https://www.fedordostoevsky.ru/works/dairy/ (дата обращения 12.04.2018).

[3] Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 12.

[4] Достоевский Ф.М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс] URL: https://www.fedordostoevsky.ru/works/letters/ (дата обращения 12.04.2018).

[5] Антон Павлович Чехов. [Электронный ресурс] URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st005.shtml (дата обращения 26.10.16)

[6] Подтверждено работниками РГБ г. Москвы 28.12.2017 г.

[7] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). 4 с.

[8] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 1.

[9] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[10] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[11] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[12] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[13] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 3.

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (1)

Написать комментарий
#
Корнеенко Дмитрий Викторович, Беларусь, Витебск
19.05.2018 в 09:28
Большое спасибо за проведенное исследование и изложение таких частных, но очень важных биографических подробностей писателя.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс