К вопросу о рецепции личности и творчества Ф.М. Достоевского в эпистолярном дискурсе конца XIX века (на материале неизданных писем Л. Злобиной)
Если талант, даруемый человеку Богом, попадает на благодатную почву, то он может преобразить жизнь многих людей и оставить глубокий след в их душах. Предлагаем вниманию читателей портала доклад, прочитанный на конференции 1 мая в МДА, в котором приводятся интересные факты, раскрывающие личность Ф.М. Достоевского и его влияние на современников.
Статья



У него научилась я терпению, и только благодаря ему
я уже никогда не потеряю веры в человека
[1].



Личность и творчество Ф.М. Достоевского стали значительной частью мирового культурного наследия, а его последний роман «Братья Карамазовы» был написан более ста лет назад, но и сейчас, в XXI веке, не только не потерял своей актуальности, но, напротив, по-прежнему вызывает живой интерес у читателей.

Рецептивная парадигма о творчестве Ф.М. Достоевского, представленная в критике XIX века, отличается широким диапазоном оценок, что объясняется прежде всего сложностью художественного мира писателя, эволюцией его религиозно-философских и эстетических установок. Кроме того, интенсивное развитие института критики в XIX веке, определившее формирование новых методологических подходов к пониманию задач искусства, способов интерпретации произведения, также повлияло на неоднозначный характер восприятия и оценки творчества Достоевского. Представители разных критических направлений (реального, эстетического, утилитарного, религиозно-философского и др.) объясняли своеобразие художественного таланта Достоевского, исходя из выработанных ими интерпретационных моделей. Поэтому в одном и том же сочинении писателя, например в романе «Братья Карамазовы», могли видеть как недостатки, так и, напротив, считать этот роман одним из лучших, вышедших из-под его пера.

Раннего Достоевского — автора «Белых ночей», «Двойника», «Хозяйки» — современники воспринимали преимущественно как фантастического реалиста. Однако после выхода в свет в 1866 г. романа «Преступление и наказание» критики пишут о Достоевском как о писателе-реалисте, говорящем и пророчествующем на злобу дня. Это мнение закрепилось о нем после того, как он начал издавать философско-литературный журнал «Дневник писателя», выходивший в 1876–1877 и 1880–1881 годах. По широкому кругу злободневных проблем «Дневник писателя» может быть назван энциклопедией русской жизни[2]. Через этот журнал Ф.М. Достоевский получал моментальную обратную связь со своим читателем, что помогло ему выйти совершенно на новый уровень творчества, о чем уже позднее будет писать М.М. Бахтин, называя писателя творцом романа-диалога, романа полифонического, многоголосного[3].

Зрелый Ф.М. Достоевский не пытается создать новую реальность в своих произведениях, он с легкостью вписывает свои произведения в действительность. Для сюжетов он использует информацию из прессы, а также душещипательные истории с улиц и из трущоб городов. Это сделало его произведения настолько актуальными, что они стали восприниматься многими читателями как нечто им очень близкое и живое. В произведениях Достоевского нашли отражение не только частные истории, но и большие общественные события. Так, в романе «Братья Карамазовы» писатель отразил судебную реформу системы 1864 года.

Читатели чувствовали в произведениях Достоевского такую силу слова, что они уже не сомневались, что она сможет поменять не только их обыденную жизнь, но и даже, возможно, весь мир[4].

Одним из ярких примеров результата влияния Ф.М. Достоевского на окружающих его людей является поездка А.П. Чехова в 1890 году на Сахалин. Окружение Антона Павловича было крайне удивленно этому решению, ведь они считали, что Сахалин ни для кого не интересен и никому не нужен. Однако выбор Чехова был не случайным. Чехов считал Достоевского своим учителем. К 90-м годам в нем созрело убеждение о необходимости написать что-то дельное, что принесет пользу обществу. С этой целью он отправился в поездку на Сахалин, результатом которой стала его книга «Остров Сахалин». В этой книге писатель изнутри показал чуждый, страшный и как будто бы несуществующий для всех мир. Книга вызвала в свете фурор. Министерство юстиции и тюремное управление уступили взбудораженной общественности и отправили на остров Сахалин своих представителей — запустился механизм послаблений: отменили телесные наказания для женщин, назначили суммы из казны на содержание детских приютов, отменили пожизненную каторгу и вечную ссылку[5].

О влиянии личности и творчества Достоевского на потомков свидетельствует переписка Чехова. В рукописных архивах РГБ мы обнаружили неизданные письма[6], проливающие дополнительный свет как на биографию писателя, так и на всё его творчество в целом[7]. В 1894–1897 годах некий доктор Лидия Злобина писала А.П. Чехову письма (на них А.П. Чехов оставил свои пометы карандашом), в двух из которых мы нашли упоминание о Ф.М. Достоевском, а также непосредственно о его романе «Братья Карамазовы».

В первом письме Лидия Злобина предлагает А.П. Чехову написать рассказ по истории, которая, по ее словам, имела место в жизни Ф.М. Достоевского. По этой истории, Ф.М. Достоевский спас некую «несчастную помешанную Корнилову от семилетней каторги»[8]. Злобина передает Антону Павловичу эту известную ей душещипательную историю, где несправедливо обвиняется женщина-врач (Корнилова), которая якобы убила свою беременную пациентку. Злобина полагает, что это было совершенно невозможно по причине необыкновенной доброты этого врача (Корниловой). К тому же она видит виновной или саму беременную Дарью, возможно, упавшую с кровати в припадке болезни, или другого какого скрытного убийцу. Этого тайного убийцу она сравнивает со Смердяковым из романа «Братья Карамазовы», который «убил, а обвинил Дмитрия Карамазова»[9]. По словам Злобиной, обвиняемую мучали и терзали так же, как следователи мучали Дмитрия Карамазова. К тому же оказалось, что следствие было поднято сослуживцем этой обвиняемой. К счастью, она была спасена от каторги Ф.М. Достоевским, но много пережила страданий за это время — была уволена с работы, потеряла друзей и переехала в другой город[10].

Во втором письме Лидии Злобиной мы обнаружили упоминание о том, что она в своей жизни имела счастье встретиться с двумя людьми, которые имели на неё огромное влияние, — с Ф.М. Достоевским и Н.И. Бакстом. «С Ф.М. Достоевским познакомилась я почти ребёнком, — пишет она, — когда возвращалась из Сербии, где была сестрою милосердия. У него научилась я терпению, и только благодаря ему я уже никогда не потеряю веры в человека. Все знают, конечно, какой великий художник, психолог и психиатр был Достоевский, но, быть может, не столь многие — какой беспредельной, чисто женственной доброты был этот человек! Его ведь положительно осаждали (лично и письменно) все эти "труждающиеся и обременённые", "униженные и оскорблённые"»[11]. Лидия Злобина повествует также о двух удивительных случаях, происшедших с ней и с великим писателем. Однажды она увидела, как Ф.М. Достоевскому принесли письмо, в котором ему писала гимназистка о том, что она хочет покончить с жизнью из-за плохой отметки, и как он отправился её искать, но не смог найти. Он вернулся усталый и разбитый, но когда увидел Лидию Злобину, упросил её идти на поиски девочки. Он сказал ей: «Идите, идите разыщите и успокойте её, у нас в ад теперь дети стремятся иль за пустяков, иль за двойки какой-нибудь!» И как он был рад, когда эта девочка разыскалась цела и невредима![12] Вторая её история касалась Ф.М. Достоевского косвенно. Лидию Злобину спасла от голодной смерти в тяжёлые времена Анна Григорьевна Достоевская, уже после смерти писателя (помогая доктору в светлую память мужа), что и послужило поводом считать эту помощь никак иначе как от самого ею любимого писателя[13].

В целом можно сказать, что все эти свидетельства дополняют и раскрывают удивительную глубину личности Ф.М. Достоевского, его нравственные качества, а также характеризуют его родных. Великий писатель и его супруга были великодушными православными христианами, которые были готовы оказать поддержку «униженным и оскорблённым».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСТОЧНИКИ

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах // Братья Карамазовы. Т. 14. Издательство «Наука». – СПб., 1976. – 505 с.

2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах // Братья Карамазовы. Т. 15. Издательство «Наука». – СПб., 1976. – 600 с.

ИСЛЕДОВАНИЯ

3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, XX. Т. 2.

НЕИЗДАННЫЕ РУКОПИСИ

4. Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). – 4 с.

5. Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). – 11 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 

6. Достоевский Ф.М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс]. http://www.fedordostoevsky.ru/works/

7. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс]http://apchekhov.ru/about/index.shtml


[1] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[2] Достоевский Ф.М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс] URL: https://www.fedordostoevsky.ru/works/dairy/ (дата обращения 12.04.2018).

[3] Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2000. Т. 2. С. 12.

[4] Достоевский Ф.М. Антология жизни и творчества. [Электронный ресурс] URL: https://www.fedordostoevsky.ru/works/letters/ (дата обращения 12.04.2018).

[5] Антон Павлович Чехов. [Электронный ресурс] URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st005.shtml (дата обращения 26.10.16)

[6] Подтверждено работниками РГБ г. Москвы 28.12.2017 г.

[7] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). 4 с.

[8] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 1.

[9] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[10] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 25 февраля 1894 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[11] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[12] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 2.

[13] Злобина Лидия. Письмо к Чехову А.П. от 28 января 1896 г. (Рукопись РГБ ОР, ф. 331, к. 45, ед. 28). С. 3.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9