Священник Павел Флоренский о колокольном звоне и колоколах Троице-Сергиевой Лавры. Часть 1
События

Почти непрерывная чреда богослужений в храмах Лавры и ее скитов сопровождалась уставным звоном колоколов, волнообразно передающих с вос­тока на запад весть о начале и совершении богослужения. Уча­стие звона в каждодневном суточном круге чинопоследований выводило его за стены обители и придавало ему поистине кос­мическое значение*. «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», — гласят литые надписи на колоколах. Колокольный звон входит в структуру богослужения, и звук колокола воспринимается как вестник, как благая весть о нашем спасении. Уставные виды звонов сливаются с назначением и строем многообразных чинопоследований. Будничные и праздничные, погребальные и ликующе-ра­достные пасхальные используют разработанные приемы звона — в один или несколько колоколов ударяют «во вся тяж­кая» или перебирают от самых высоких до глубоких тонов боль­шого колокола при выносе Плащаницы. В Пасхальную ночь перед началом заутрени возвещают весть о Воскресении Хри­стовом — звон сливается с пением ликов в торжественном ше­ствии с зажженными свечами и светильниками, обретает осо­бую силу призыва: «Благовествуй, земле, радость велию, пой­те, небеса, Божию славу». Музыка церковного звона подобна космической симфонии небесных сфер, денно и нощно славя­щих Бога, в ней звучит хвалебная песнь неба и земли. «В псал­мах и паремии, читаемых при освящении колокола, — изъяс­няет о. Павел в «Философии культа», — а также в стихирах, воспеваемых тут, напоминается, что все стихии, вся тварь вос­хваляет Творца; напоминается также о священном звуке тим­панов, гуслей и труб и о том, что Глас Божий правит всею ми­ровою жизнью. В молитвах этого благословения — типом, под который подводится испрашиваемое благословение колоколь­ного звона, таким типом полагаются чудодейственные вострубления трубные, разрушившие Иерихон» [1].

Ташлыков-Александр.-Звонарь.-Ламинированная-шкатулка.jpg

«Церковный звон, — как бы продолжая мысль о. Павла Флоренского, отмечал автор статьи о колокольном звоне М.В. Шик, — распространяет благодатные энергии звуковых волн, они ритмически расходятся в пространстве, очищая, иони­зируя его по всей окружности. В народном сознании звон ко­локола имеет силу прогонять злых духов. А в Сергиевом По­саде с звуком большого колокола было связано поверье: "Куда достигает благовест Царя-колокола, там не водится змей"»  [2].

Воздействие колокольного звона пробуждало в душе о. Павла, поселившегося в Сергиевом Посаде, «исконные рит­мы души», разбуженные в детстве музыкой моря. Об удивительном сходстве ритмических явлений, не только наблюдае­мых, но и переживаемых им в раннем детстве и в зрелом воз­расте, писал он в своих воспоминаниях  [3]. Душевная организа­ция Флоренского, необычайно чуткая к впечатлениям звуко­вым, музыкальным, остро откликалась на музыкальную рит­мику и тембровую красочность звука, в особенности прису­щую колокольному звону. В нем сочетается огромная ритми­ческая энергия с многообразием звукового спектра. Музыка звона воспринималась Флоренским в звуковой первозданности, лишенной какого-либо привкуса психологизма, столь нена­вистного ему в европейской музыкальной культуре XIX века. Природная музыкальная одаренность Флоренского проявля­лась в юные годы во внутреннем слышании, синтезирующем звуки природы и окружающего мира, в экстатическом востор­женном состоянии, вызванном звуковыми представлениями, выходящими за пределы привычного домашнего музицирова­ния. И такими адекватными миру звуковых представлений о. Павла ощущались позднее музыка Баха и колокольные зво­ны, наполнявшие звуковое пространство Сергиева Посада и его окрестностей.

 

Источник: Диакон Сергий Трубачев. Избранное. Статьи и исследования. - М., "Прогресс-Плеяда", 2005.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

В подготовительных материалах сохранилась запись, полученная, ве­роятно, от С.М. Боскина, озаглавленная: «Часы богослужений в Лавре и оби­телях близ Лавры», которую интересно здесь привести (Примеч. сост.):

«Вечерня в пещерном храме в 2 часа дня в Параклите в 4 ч. дня в Гефсиманском скиту в 5 ч. дня в Зосимовой /пустыни/ в 5 ч. дня в Киновии в 2 ч. дня в Лавре в 4 ч. дня.

Полунощница и утреня в Киновии в 10 ч. 30 м. вечера в пещерном храме в 8 ч. вечера в Параклите в 12 ч. ночи в Гефсиманском скиту в 2 ч. ночи в Зосимовой пустыни в 3 ч. ночи в Лавре — в 3 ч. ночи. 

Литургии в Лавре у Сошествия Св. Духа в 5 ч. утра у Никона в 6 ч. утра у Смоленской в 7 ч. у Зосимы и Савватия в 8 . у Варвары Великомученицы в 7 ч. Поздняя литургия в Троицком соборе в 9 ч. В воскресные и праздничные дни — летом в Успенском соборе в 9 ч. Зимой в трапезном храме — в 9 ч. 

Литургии в Гефсиманском скиту — в 5 ч. и в 8 ч. в Пещерном храме в 6 ч. и в 9 ч. в Киновии в 7 ч. в Параклите в 8 ч. в Зосимовой пустыне в 8 ч.

С 1920-го года в обителях, объявленных сельскохозяйственными арте­лями, изменилось время богослужений:

В Гефсиманском скиту — Вечерня в 5 ч. вечера Литургия — 8 ч.;

В Параклите — Вечерня — 5 ч. вечера Утреня — 2 ч. ночи, Литургия — 8 ч.;

В Зосимовой пустыни без изменений;

В Спасо-Вифанском монастыре до 1920 года Вечерня и Утреня были с 6 час. вечера, Литургия — 8 ч. утра. И так до закрытия — январь 1921 г.».

[1]  Флоренский П.А. <Из богословского наследия>. Философия куль­та / / Богословские труды. Сб. 17. - М., 1977. С. 156.

[2]  Шик М.В. Колокольня и колокола // Троице-Сергиева Лавра. <Сборник>. Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад, 1919. С. 149.

[3] Флоренский П.А., свящ. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. - М„ 1992. С. 51-52.

 

Источник STSL.Ru


Другие публикации на портале:

Еще 9