Заявить миру о своем присутствии
29 января 2010 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. На нем были сформированы рабочие комиссии, определен их состав и тематика. Многие эксперты сразу же заговорили о новом органе церковного управления.
Статья

Идея создания Межсоборного присутствия появилась еще в январе прошлого года, во время работы Поместного cобора Русской Православной Церкви. За почти двадцатилетний межсоборный период в Церкви накопилось немало вопросов, требовавших обсуждения и компетентного решения. Но формат Поместного cобора не был рассчитан на длительную вдумчивую работу с всесторонним рассмотрением насущных проблем. «Было очевидно, что мы не успеем не только вынести по ним какие-то взвешенные и соответствующие нуждам Церкви решения, а и просто их обсудить. Поэтому в какой-то момент дискуссии избранный Патриархом митрополит Кирилл  предложил создать орган, постоянно действующий между соборами», — рассказал в интервью порталу «Православие и мир» иеромонах Савва (Тутунов), ставший впоследствии секретарем Комиссии по Межсоборному присутствию.

Спустя три месяца на первом послесоборном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено начать подготовку Межсоборного присутствия, как говорится в официальном документе, «во исполнение решений Поместного cобора Русской Православной Церкви». Здесь имелся ввиду пункт 6 определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» прошедшего Поместного cобора, который предписывал Священному Синоду «озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного cобора». В результате была создана Комиссия по образованию Межсоборного пристутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, которая должна была разработать основные положения, а также определиться с его составом.

Аналогом нового органа можно считать существовавшее в начале ХХ века Предсоборное присутствие, готовившее вопросы к первому после двухсотлетнего перерыва Поместному cобору. Но полного сходства между двумя присутствиями все же нет. «Положение Церкви тогда было другим — регулярных соборов не было — и Предсоборное присутствие работало "вхолостую". Предполагалось, что оно готовит предложения для грядущего Поместного cобора. Его все ждали, но он состоялся много позднее, в 1917 - 1918 гг. В итоге предложения Предсоборного присутствия были, скорее, благими пожеланиями. Сегодня же отличие в том, что наша работа ведется из расчета, что в Русской Православной Церкви соборы проходят регулярно. Мы готовим общецерковный форум, на котором предварительно будут обсуждены важнейшие вопросы для дальнейшего их рассмотрения и принятия решений в иерархическом порядке на Архиерейском или Поместном Соборе», — говорит о. Савва.

Наконец по результатам работы Комиссии 27 июля заседавший в Киеве Священный Синод РПЦ утвердил Положение о Межсоборном присутствии РПЦ, его состав и круг вопросов, входящих в его компетенцию. В официальном документе было сказано, что «Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В его состав вошли 136 человек, из них 50 архиереев, 60 клириков и монашествующих и 26 мирян. Возглавил Межсоборное присутствие Святейший Патриарх Кирилл. Также на заседании был сформирован президиум из 25 человек.

В течение полугода шло формирование групп по актуальным вопросам церковной жизни, которое завершилось на первом заседании президиума Межсоборного присутствия, состоявшемся на прошлой неделе. В результате были созданы 13 комиссий численностью в среднем по 22 человека.

Тематика комиссий в целом совпала с основной деятельностью синодальных отделов и комиссий Московской Патриархии, разве что за исключением отдела по канонизации святых. А их направленность отразила самые насущные проблемы, стоящие перед Церковью в настоящее время. В своем докладе на Архиерейском совещании, прошедшем в Храме Христа Спасителя 2 февраля 2009 года, Святейший Патриарх Кирилл затронул в качестве актуальных те же темы, которым и посвящены комиссии.

Выступая на первом заседании президиума Межсоборного присутствия, Святейший Патриарх дал понять, что оно станет важным звеном в новой системе управления: «Это уникальный консультативный орган РПЦ, призванный подготавливать решения на самом высоком уровне церковного управления — Архиерейском и Поместном соборах». Также он объяснил, почему Присутствие нельзя сравнивать с Общественной палатой РФ, которая также является консультативным органом, но реального влияния на управление государством не имеет. По его словам, Общественная палата была бы «светским аналогом Межсоборного присутствия», если в нее «добавить президента, главу правительства, министров и всех губернаторов», — сообщает РИА «Новости».

Очевидно, что Межсоборное присутствие — это не просто консультативный орган, но и важный инструмент управления, способный сделать руководство Церковью более эффективным. О том, что Церковь нуждается в более эффективном управлении, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил на протяжении всего года. Как известно эффективность принятия решений зависит от осведомленности, а также минимального количества промежуточных инстанций. Степень и скорость проработки актуальной проблематики будет обеспечиваться комиссиями. Кроме того, работа Присутствия должна будет обеспечить необходимую обратную связь церковного народа и иерархии. «Здесь задействуется достаточно широкая низовая инициатива, то есть в Межсоборном присутствии есть возможность, которой нет, например, на Архиерейском Соборе, - услышать людей, которые трудятся в конкретных сферах и могут задействовать свой опыт», — говорит член Межсоборного присутствия, преподаватель Киевской духовной академии Владимир Бурега.

Некоторые эксперты уже видят в Межсоборном присутствии новую систему принятия решений в РПЦ. Так, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «Межсоборное присутствие будет генерировать идеи, Архиерейское собрание будет эти идеи анализировать, отбирать те, которые могут быть реализованы. А последнее слово будет за Патриархом и очередным Архиерейским Собором». А религиовед Борис Кнорре думает, что Святейший Патриарх «создает аналитический аппарат, привлекая мирян и экспертов».

Кроме того, Межсоборное присутствие обладает серьезным кадровым потенциалом для пополнения структур церковного управления. При анализе состава рабочих комиссий нельзя исключать возможность будущих кадровых перемен в синодальных ведомствах. Вполне возможно, что, назначая председателями комиссий людей, не занимающих высокие посты в синодальных ведомствах, церковное руководство  в некоторых случаях постаралось избежать дублирования уже наличествующих структур, внести в работу направления определенную новизну и проверить в работе новых людей.  

Мы видим, что деятельность, которая развернется в комиссиях Межсоборного присутствия, охватит практически всю церковную жизнь, включая взаимоотношение Церкви с государством и обществом и другими религиозными конфессиями. Решения, которые будут приниматься в комиссиях, скорее всего, будут рассматриваться на архиерейских совещаниях или заседаниях Священного Синода, а потом и на Архиерейском и Поместном соборах. Но та работа, которой собираются заниматься отдельные комиссии, была бы более успешна и эффективна, если бы принимались в расчет и более глубокие межпредметные связи. Едва ли здесь будет достаточно существования единого координационного центра. Назрела необходимость создания Аналитического синодального отдела, который бы занимался аналитикой, стратегическим планированием и прогнозами.

Другая важная тема — это общественная дискуссия вокруг тематики Межсоборного присутствия. Церковное общество вряд ли будет спокойно взирать на усилия 137 человек по управлению церковной жизнью. В церковных СМИ обязательно возникнет обсуждение наиболее острых и спорных вопросов. Более того, Святейший Патриарх на заседании президиума сказал о жизненной необходимости такой дискуссии. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», — заключил он.

Перед церковным руководством, и прежде всего перед Синодальным информационным отделом, теперь стоит задача обеспечить возможность такого обсуждения. «Думаю, было бы неплохо создать свой [Интернет]-ресурс с возможностью взаимодействия с посетителями», — считает о. Савва (Тутунов). Но его пока нет, а Межсоборное присутствие уже приступило к работе. В таких условиях было бы целесообразно предоставить место для дискуссий на интернет-порталах, зарекомендовавших себя в качестве дискуссионых церковных площадок. Таких площадок должно быть три-четыре. И было бы хорошо, если бы они имели различную целевую аудиторию, от консервативной до либеральной.

Одной из таких площадок мог бы стать портал «Богослов.RU», главный редактор которого протоиерей Павел Великанов был назначен секретарем комиссии по вопросам информационной деятельности и отношений со СМИ, тем более что новый функционал портала в виде «Личного кабинета» предоставляет широкие возможности по редактированию и обсуждению документов, уровень доступа к которым может варьироваться безгранично.

Аналитическая служба «Богослов.RU»

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9