Христианская идентичность Рима сменила его языческое обожествление
События

Кандидат исторических наук Андрей Юрьевич Виноградов рассказал об осмыслении идеи Рима в языческом и христианском мире. В политическом смысле Рим превратился из маленького города в мировую Империю. В ментальном плане его идея претерпела не менее масштабные изменения. По словам Андрея Виноградова, у различных явлений в нашем мире могут появляться символы, которые существуют только в уме, а не в реальности. Так, символом России может считаться двуглавый орел, однако в реальности таких птиц не существует.

Рим в языческой Античности также представлялся в виде мифических существ, получая человекоподобные и богоподобные черты. В латинском и греческом языках понятие город - urbs, πόλις - женского рода. Так, идея Рима стала представляться в виде богини Ромы, но и идею, и богиню Рому изобрели покорившиеся Риму греки. Роме посвящали храмы по всей Империи. Радуйся, о Рома, Ареса дочь грозная богиня златопоясна, - пишет Мелинно Лесбосская. Возникают мифы о некогда существовавшей женщине Роме, родом из Трои.

На барельефах изображается богиня Рома, поддерживающая императоров (барельеф из Канчелерии 89 г. РХ) или вступающая с ними в некий символический союз (Gemma Augustea 10 г. РХ). На золотой монете Адриана (117-138 г. РХ) богиня изображается в виде женщины и надписью Roma Aeterna: в момент расцвета могущества появляется идея Рима как «вечного города». Таким образом, мы видим, что в представлении римлян-язычников существовала некая Рома. Мы почти ничего о ней не знаем. Она моделируется по образцу Афины Паллады - вечной девы, хотя Рома имеет и черты матери-кормилицы. Эта богиня должна была защищать город. Однако Рома не справляется со своей задачей – император переезжает в Новый Рим – Константинополь, варвары захватывают Рим и уничтожают Западную Римскую империю. Империя остается только на Востоке. Римляне пережили шок и стали искать замену своей богине. Богиня Рома уступает место Деве Марии. На 3-м Вселенском соборе в 431 г. утверждается почитание Девы Марии как Богородицы. По всей Империи возникают храмы Девы Марии. В Риме в 432 г. строится главный храм Богородицы - базилика Санта-Мария-Маджоре. Появляются энкаустические иконы Богородицы. Можно видеть, как на иконах происходит «интронизация» Богородицы. Дева Мария изображается в тех же позах, в том же окружении, как когда-то изображалась Рома – сидящей на троне, с короной, окруженной свитой, апостолами. Парфенон в Афинах также перестраивается в храм Богородицы.

Император Фока, не имея возможности из Восточного Рима управлять Западным, подарил императорское имущество в Риме Папе Римскому. Папа во многих императорских постройках повелел сделать храмы. В здании римского Пантеона, купол которого был символом мира и как бы вмещал всех богов Империи, создается церковь Богородицы – хранительницы Pax Romana, римского мира.

По словам лектора, Дева Мария вбирает в себя все три все функции Ромы: Она и символ, и реально существующий человек, и божественна. Рим обретает новую, христианскую идентичность: в мартириях мучеников, храмах Богоматери и обновленном Пантеоне.

Кандидат исторических наук, доцент НИУ ВШЭ Андрей Юрьевич Виноградов защитил диссертацию в Институте всеобщей истории РАН по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»; тема диссертации – «Греческие жития апостола Андрея: проблема источников и критическое издание текста».

Соборная палата ПСТГУ и Школа исторических наук НИУ ВШЭ представляют цикл публичных лекций "Медиевистика в Соборной палате". Ведущие российские медиевисты прочтут шесть научно-популярных лекций, посвященных истории и культуре Средних веков. Лекции проходят по субботам с 14:00 по 16:00 по адресу Лихов переулок, дом 6. Вход свободный по предварительной регистрации.http://pstgu.ru/news/coming/2018/03/03/74905/


Подробности в источнике: pstgu.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9