«Иконотека» Адольфа Овчинникова открылась в центре Москвы
События

На торжественной церемонии открытия «Иконотеки» директор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Дмитрий Сергеев отметил, что это значимое событие происходит в год столетия самого известного реставрационного учреждения России. По его словам, А.Н. Овчиников олицетворяет традиции того наследия, которое было заложено Игорем Эммануиловичем Грабарем 100 лет назад. Директор выразил надежду, что «Иконотека» «не просто даст новую жизнь сохраненным памятникам», но и послужит как художественный и образовательный центр.

Адольф Николаевич Овчинников рассказал, что за многие годы работы им скопированы фрески восьми древних храмов и монастырей, половины из которых уже не существует: «приедешь на другой год – уже нет этой композиции». Дело не только во времени и естественных разрушениях: по словам реставратора, в последнее время, благодаря новым технологиям, фрески научились воровать, а потом вывозить за границу и продавать (особенно в Грузии). Поэтому в деле сохранения средневекового наследия «нужно поспешать». Но говорить об учениках-преемниках, к сожалению, пока не приходится – слишком трудна работа художника-реставратора: по словам А. Овчинникова, иконописцы, которые придут ему на смену, должны иметь в виду, что это искусство невозможно без самоотречения, иначе получается «попса да и только».

Бывшая мастерская Веры Мухиной представляет собой квадратное в плане небольшое здание с высокими световыми окнами. Создатели экспозиции расположили копии фресок таким образом, чтобы воссоздать часть интерьера средневекового восточного храма. Как рассказал «Благовест-инфо» А. Овчинников, в «Иконотеке» сейчас представлена примерно одна сотая от того количества копий-реконструкций, которые ему удалось сделать в разных частях света (всего – более 1600 композиций). По замыслу художника-реставратора, представленные в экспозиции фрагменты должны показать разные этапы развития фресковой живописи: это и древние грузинские монастыри (Сабирэби VIII в., Ачи XII в.), и Георгиевская церковь в Старой Ладоге (XII в.), и храм Богородицы в Бетании XIII в.

Прямо на пороге посетители попадают под строительные леса, на которых стоят ведра с красками, лежат кисти: фрагмент экспозиции дает представление о том, как работает художник-копиист, иногда – высоко под сводами древнего храма, а иногда – в пещере. Адольф Николаевич рассказал, что работа копииста далека от комфорта, а иногда и рискованна: например, он расстилал на полу в пещерных храмах листы бумаги, чтобы по шороху услышать приближающихся змей или скорпионов. «Нужно уходить с позиций туриста, а быть в шкуре мастера. Важно понять одно: пока вы не окажетесь на той дистанции, с которой мастер писал, все будет мимо. Это можно понять только в процессе работы», – утверждает реставратор, подчеркивая, что никакая, даже самая совершенная фототехника, не в состоянии «понять», из чего исходил средневековый художник в своем искусстве. К пониманию «кухни» древнего иконописца можно также приблизиться, поднявшись на второй этаж экспозиции, где показаны все этапы создания иконы: от технологии приготовления минеральных красок до работы с прорисями и собственно написания ликов.

Кроме того, в экспозицию включен документальный фильм о работе «классического реставратора», как выразился директор ВХНРЦ. В качестве такового в картине, созданной в 1976 г. выпускником ГИТИСа, фигурирует молодой Адольф Николаевич, который подробно рассказывает с экрана о своей работе.

Руководитель «Иконотеки» Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ, так говорит о концепции нового центра: «Для нас это совершенно новый путь – найти то пространство, в котором наследие Адольфа Николаевича могло бы расцвести. Еще с начала 60-х гг. он рассчитывал на создание банка данных церковного искусства, который служил бы и сохранению бесценного наследия, и изучению, и появлению нового поколения специалистов. Поэтому в «Иконотеке» мы хотели бы сделать и экспозицию, где создаются фрагменты интерьеров храмов, и образовательное, и реставрационное пространство. Здесь будут проходить лекции, мастер-классы, семинары. Один реставратор сказал, что «Иконотека» может даже стать своеобразным «центром реабилитации» для иконописцев, чтобы они могли увидеть, что такое настоящее древнее искусство, как его понимать и ценить. Самое главное – все это должно служить тому, чтобы акцент средневековой церковной живописи, ее внутреннее содержание, драматизм привнести в современное искусство». Кроме того, А. Горматюк упомянул об особенности жанра копии-реконструкции: «Многие реставраторы – творческие люди, им хочется иногда иконочку «подштопать», как говорил Грабарь. А копия-реконструкция – это прекрасная возможность на подлиннике ничего не трогать, максимально сохраняя его, но на копии восстанавливать утраты, исходя из логики данного произведения. Творите!»

Адольфа Николаевича пришли поздравить с открытием «Иконотеки» многие коллеги и друзья. Доктор искусствоведения Лев Лифшиц, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, сразу предложил, как это новое пространство можно «обживать»: где можно поставить мольберты, что предпринять для оцифровки огромного архива слайдов Адольфа Николаевича, как записать в аудиоформате его лекции.

Дж. Парравичини, А. Овчинников

Джованна Парравичини, член итальянского фонда «Христианская Россия», советник представительства Мальтийского ордена в РФ, рассказала «Благовест-инфо», что первое знакомство с Адольфом Николаевичем состоялось в 1990 г. в Риме, на выставке «100 шедевров из российских музеев» в Ватикане. «Нас познакомил отец Александр Мень, который тогда сказал: «Это великий мастер, великий реставратор, вы можете многому научиться у него». Мы тогда подошли с трепетом, и Адольф Николаевич согласился приехать в нашу иконописную школу в Сериате. Он провел с нами месяц. Для нас это было открытие целого мира смыслов – это было новое рождение нашей иконописной школы. Такие люди своими подвигами спасли и передали новым поколениям целые пласты древней христианской культуры. Копии фресок, которые создал Адольф Николаевич, – это настоящее сокровище, очень важный и ценный материал. Тот факт, что сейчас есть возможность экспонировать его хотя бы по частям, – это грандиозно!»

Юлия Зайцева

Источник: blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9