Особенности становления некоторых провинциальных духовных учебных заведений Центральной России в 1990-2003 годах
Каким образом организован учебный процесс в духовных учебных заведениях, как эти учебные заведения создаются — надежным источником такого рода информации являются отчеты председателя Учебного Комитета об инспектировани школ. Основываясь на данных таких отчетов, автор статьи рассказывает о становлении и развитии духовных учебных заведений в непростое для нашей страны время — 1990–2000-е годы.
Статья

Процесс становления провинциальных духовных учебных заведений в Центральной России в 1990-е годы проходил сложно в силу целого ряда причин. Среди важнейших необходимо отметить отсутствие централизованного финансирования, сложности с помещениями, библиотеками, преподавательскими кадрами. Кроме того, Учебный Комитет сумел организовать регулярный контроль духовных школ путем инспекционных проверок лишь после 2000 года. До этого многие из них были предоставлены сами себе и буквально находились на грани выживания.

Для того чтобы представить общую картину состояния духовных учебных заведений в России в начале XXI века, обратимся к отчётам председателя Учебного Комитета Священному Синоду об инспектировании духовных школ.

Согласно данным одного из таких отчетов, в 2002 году «практически общим недостатком почти для всех духовных школ является большое количество пропусков занятий как преподавателями, так и студентами. В большинстве духовных школ много нареканий к ведению документации в канцеляриях, к состоянию личных дел, наличию архивов и хранению документации в них»[1]. Можно наблюдать всё увеличивающуюся заинтересованность правящих архиереев в делах духовного образования, массу инициатив, исходящих от администраций и преподавателей учебных заведений, постепенное освоение духовными школами интернет-пространства. Но нельзя не обращать внимание на имеющиеся недостатки. Отсутствие государственных лицензий делает невозможной дальнейшую реформу в отношении приведения системы духовного образования к стандартам высшей светской школы. Несоответствие учебных планов и учебных программ стандартным программам, которые обязательны для применения в учебных заведениях Русской Православной Церкви, существенно затрудняет приведение духовных школ к единой образовательной системе. Отсутствие во многих школах надлежащего контроля за учебно-воспитательным процессом отражается на моральном облике учащихся[2].

Нужно учитывать, что создание духовных училищ и семинарий в рассматриваемый период зависело в первую очередь от иницативы епархий. Например, в Костромской епархии с приходом в сентябре 1989 года нового управляющего епископа (в настоящее время митрополита Астанайского и Казахстанского) Александра сразу же началась работа по открытию духовного учебного заведения. 1 октября 1990 года в небольшом доме при тогдашнем кафедральном соборе Костромы древней церкви Воскресения на Дебре открылось епархиальное училище — прообраз будущей семинарии. Причем в то время для его открытия пришлось еще пройти через борьбу с Советом по делам религий. В 1991 году училище переехало в здание Богоявленско-Анастасиина женского монастыря[3]. Были приняты на учебу первые 18 воспитанников, сформирован штат из 15-ти преподавателей. Занятия проводились в тяжелых условиях: зимой в неотапливаемых помещениях; не хватало учебных пособий и духовной литературы. Обучение проходило по двухгодичной программе, и в 1992 году состоялся первый выпуск Костромского духовного училища. С 1994/1995 учебного года училище переводится на трехгодичный курс обучения. К 1996 году укреплена материальная база, укомплектована библиотека, преподается уже 20 дисциплин. В 1996 году решением Священного Синода училище реорганизовывается в Костромскую духовную семинарию с 4-летним курсом обучения. К своему первому выпуску, состоявшемуся 24 мая 1999 года, духовная семинария имела уже около 100 студентов, 32 преподавателя, в ней читалось 37 дисциплин. В 1999 году очное отделение Костромской семинарии закончили 14 человек, отделение экстерната — 2 человека, регентский класс — 6 человек[4]. Инспекционная проверка Учебного Комитета в 2001 году констатировала, что положение дел в Костромской духовной семинарии может считаться вполне удовлетворительным, налицо все необходимые предпосылки для перехода от 4-х летней к 5-ти летней продолжительности обучения[5].

Во Владимирской епархии развитие духовного образования связано с трудами архиепископа Евлогия. С 1998 года в ней начинает действовать Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария с заочной формой обучения. По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия обучение в ней всех не имеющих духовного образования священнослужителей епархии было обязательно. Кроме того, с 1995 года во Владимирской епархии функционировало духовное училище в г. Гусь-Хрустальный, которое готовило псаломщиков и катехизаторов для приходов епархии. Срок обучения в училище — 2 года. С 1996 года при Свято-Успенском княгининском монастыре города Владимира была открыта Владимирская епархиальная регентская школа с трёхгодичным сроком обучения, готовящая регентов и псаломщиков для приходов епархии[6].

Необходимо отметить, что Владимирская епархия стала одной из немногих в России, где было принято решение об открытии, кроме духовной семинарии, ещё и духовных училищ, готовящих церковнослужителей. Обычно духовные училища в 1990-е года открывались только теми епархиями, которые не имели возможности открыть семинарию, или же на переходный период перед открытием семинарии путём реорганизации из училища. По поводу создания Владимирской духовной семинарии необходимо отметить, что изначально она была основана указом правящего архиерея и лишь через год прошла утверждение на Священном Синоде[7]Проверка Учебного Комитета в 2002–2003 году показала, что состояние дел во Владимирской духовной семинарии и Гусевском духовном училище вполне удовлетворительно[8].

Совершенно иначе складывалась ситуация в Ярославской епархии, несмотря на то что Ярославль считался в то время одним из наиболее богатых городов России. Открытое в Ярославле в 1990-е годы духовное училище долго не могло получить статус семинарии, хоть изначально и имело неплохое финансирование. В своём докладе на заседании Священного Синода 17 июля 2001 года архиепископ Евгений отмечал, что «архиепископ Ярославский Михей ходатайствовал в начале о преобразовании Ярославского духовного училища в семинарию, потом только о продлении продолжительности обучения в училище до 4-х лет. Но и это ходатайство представляется правильным в настоящее время отклонить в связи с необходимостью прежде устранить ряд недостатков, связанных с постановкой дел в училище, в частности его руководства. Весь административный персонал училища — это совместители, а ректор не имеет возможности постоянно находиться в училище потому, что он одновременно является настоятелем собора вне Ярославля — в Тутаеве»[9].

Перспективы развития духовного образования в Ярославле появились с приходом нового управляющего епархией архиепископа Кирилла, который за короткое время управления Тульской епархией сумел открыть там духовную семинарию. Но и ему сразу не удалось изменить ситуацию. В докладе Священному Синоду 6 октября 2003 года архиепископ Евгений так охарактеризовал ситуацию с Ярославским училищем: «Состояние учебного процесса в Ярославском духовном училище требует некоторой реорганизации, в связи с чем рекомендовано перейти с 4-х летнего срока обучения на 3-х летний. Особое внимание следует уделить реорганизации руководства училища, чтобы ректор и проректор по учебной работе смогли уделять достаточно времени учебному процессу. Также надо отметить, что расположение здания училища в центре города не способствует созданию соответствующей духовной атмосферы. Инспекция приветствует намерение Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, о переводе училища в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, где существуют все условия для нормального продолжения учебного процесса. Процесс перевода училища практически завершён. Через год следует провести повторную инспекционную проверку»[10].

В Рязанском духовном училище инспекция Учебного Комитета отмечала следующие недостатки: отсутствие лицензии, отсутствие в учебном плане некоторых предметов, предусмотренных стандартом, низкие требования при оценке знаний учащихся, отсутствие у 4-х учащихся полного среднего образования, применение в дисциплинарной практике таких экстравагантных наказаний, как устранение от занятий на 1-2 месяца. Следующая инспекция, проводившаяся через несколько лет, выявила что квалифицированных педагогов не хватает, преподавание на первых двух курсах не вполне соответствует уровню духовного училища, в библиотеке не хватает учебных пособий и книг, в учебном плане продолжает отсутствовать ряд важных дисциплин[11]Все это привело к тому, что Рязанское духовное училище не было преобразовано в семинарию даже в 2003 году.

Положительную оценку Учебного Комитета получило Тульское духовное училище, впоследствии получившее статус семинарии, Калужская и Коломенская Духовные семинарии[12]. Тульская духовная семинария была преобразована из духовного училища в 2001 году.

По Смоленской семинарии было отмечено, что при наличии материальной базы и квалифицированных кадров, а также общей налаженности учебного процесса, учебный план не соответствует утвержденному Священным Синодом. Вместе с тем обнаружилось стремление руководства семинарии приблизить учебный план к государственному стандарту по теологии[13].

В Ивановской епархии собственное учреждение профессионального образования — Ивановские епархиальные пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а также кандидатов в священный сан, появились только в 1996 году[14]. На курсах изучались лишь 6 дисциплин, срок обучения был весьма краток — всего 3 месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали 5 выпусков учащихся, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии. При курсах имелась библиотека с фондом около 1200 книг по различным отраслям богословских знаний.

Духовное училище в Ивановской епархии удалось полностью открыть лишь в 1999 году. Были набраны первые 20 студентов, собран профессорско-преподавательский состав высокого уровня, что позволило училищу уже с первого года своего существования приступить к выпуску авторских курсов лекций, монографий и книг. Быстрыми темпами формировалась библиотека училища. Быстрое развитие научно-методической базы Ивановского Духовного училища позволяло делать благоприятные прогнозы о реорганизации его в семинарию в ближайшем будущем[15].

Однако необходимо отметить, что процесс создания на базе пастырско-богословских курсов духовного училища не был лёгким. Почти два года шла переписка о выделении под училище здания. Успехом завершились переговоры с руководством города, в результате которых глава города В.В. Троеглазов принял решение о передаче в безвозмездное пользование училищу двухэтажного здания закрытого детского сада в микрорайоне ТЭЦ-3 площадью 2 тыс. кв. м. Здание было в запущенном состоянии, но имело целый ряд преимуществ: было отдельностоящим, имело собственную территорию около гектара, было удалено от центра города. Существовала перспектива застройки территории.

В 2001 году при Ивановском духовном училище совместным распоряжением председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения, архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия и ректора Ивановского государственного университета В.Н. Егорова был создан Научный Центр по проблемам Церковной истории и Церковного осмысления истории России. В научный совет Центра входят 6 докторов и 1 кандидат исторических наук. Создание Центра стало закономерным следствием той большой научной церковно-исторической работы, которую проводило Ивановское духовное училище. За два года училищем был проведён целый ряд научных и научно-практических конференций, одна их которых имела статус международной, а одна — общероссийской. Издано свыше 20 монографий, книг и учебных пособий. Менее чем за три года в тяжелых материальных условиях сформирована библиотека с фондом более 14 000 книг и учебных пособий. В январе 2002 года на общем собрании преподавателей Ивановского духовного училища определилось основное направление научной работы в училище — церковно-историческое. Этой тематике было посвящено большинство проводимых училищем конференций и публикуемых исследований. 5 декабря 2001 года в училище прошла всероссийская научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России ХХ века», которая вызвала такой широкий общественный резонанс, что было решено сделать её ежегодной.

Всего за три года своего существования Ивановское духовное училище успело превратиться в научный центр Ивановской епархии, стать местом встречи и сотрудничества церковной и светской общественности. Помимо учебных и воспитательных, Ивановское духовное училище решало научные и издательские задачи. Нельзя не упомянуть о Попечительском Совете Ивановского духовного училища, который стал местом встречи руководства епархии с руководством крупных областных предприятий и организаций, силовых структур. 17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иваново-Вознесенской Духовной семинарии.

Можно констатировать, что становление духовных учебных заведений в России в 1990-е годы происходило по инициативе, идущей из епархий. Причём нередко епархиальные архиереи превышали свои полномочия, не согласовывая открытие новых духовных учебных заведений или их статус с Учебным Комитетом и, соответственно, Священным Синодом. Отсутствие централизованного финансирования не было таким большим препятствием в открытии новых духовных учебных заведений, как отсутствие кадров, в первую очередь подходящих руководителей духовной школы. Многие из вновь открытых духовных семинарий и училищ лишь условно могли называться учебными заведениями — не было элементарной исходной документации, необходимых помещений, не был отлажен учебный процесс. Но в тяжелейших условиях в 1990–2002 годах произошло становление системы духовного образования. В 2002 году была утверждена новая структура Учебного Комитета, который с 2001 года начал оказывать реальное большое влияние на положение дел в провинциальных духовных школах. Постепенно шло подтягивание уровня духовных учебных заведений к стандартам, установленным Министерством образования и науки России для учреждений среднего и высшего профессионального образования, закладывались основы для развития системы духовного образования Русской Православной Церкви.


[1] Отчёт об инспекционной проверке духовных учебных заведений Учебным Комитетом за 2001–2002 учебный год. Л. 1.

[2] См.: там же. Л. 4–5.

[3] См.: Зонтиков Н.А. Костромская духовная семинария. Вехи истории. К 250-летию со дня основания (1747 – 1997 гг.) Кострома, 1997. С. 20, 24.

[4] См.: Благовест. Кострома. 1999. № 4 (46). С. 4.

[5] См.: Доклад председателя Учебного Комитета от 17.07.01 г. Л. 5.

[6] См.: Владимирская епархия. Информационный бюллетень. 1999. №1 (1). С. 10–11.

[7] Там же. С. 10.

[8] См.: Доклад председателя Учебного Комитета от 6 октября 2003 года. Л. 2.

[9] Доклад председателя Учебного Комитета… от 17 июля 2001 года. Л. 3.

[10] Доклад председателя Учебного Комитета от 6 октября 2003 года. Л. 4–5.

[11] См.: Доклады Председателя Учебного Комитета от 17 июля 2001 года. Л. 2–3, от 6 октября 2003 года. Л. 3.

[12] См.: Доклад от 17 июля 2001 года. С.4-5, доклад от 6 октября 2003 года. Л. 1.

[13] См.: Доклад от 6 октября 2003 года. Л. 1.

[14] Решение об открытии курсов было подписано архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием 5 декабря 1995 года.

[15] Зосима (Шевчук) архимандрит. Открытие Духовной школы на Ивановской земле // Ставровский Е.С. История Шуйского Духовного училища. Иваново. 2000. С. 3–6.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9