Раннехристианское и византийское искусство - Ольга Сигизмундовна ПОПОВА
События

Попова О.С. - доктор искусствоведения, профессор, преподаватель кафедры всеобщей истории искусства отделения истории искусства исторического факультета МГУ. Доктор искусствоведения, с 2004 г. Зав. сектором Византийского искусства, с 2002 г. (в 2002—2013 гг. — отдел Византийского искусства). Работает в институте с 2002 г. 
Сфера научных интересов — византийское и древнерусское искусство.

Содержание цикла:
1. Раннехристианская архитектура (1) 
Базилики IV - VI вв. План, конструкции, внешний вид, организация интерьера, символика его частей. Черты, унаследованные от античной архитектуры и принципиальные отличия от нее. Новое понимание ритма, массы, пластики; особая роль внутреннего пространства. 
Базилики Рима (Сан Джованни ин Латерано, Сан Паоло фуори ле муре, Сан Пьетро, Санта Мария Маджоре, Санта Сабина). Широкое распространение типа римской базилики в землях средиземноморской классической культуры и в Европе. Разнообразие вариантов. Базилики IV - VI вв. в Иерусалиме, Вифлееме, Фессалониках, Константинополе, в Западной Европе, в Северной Африке. 
Базилики на христианском Востоке (Сирия, Армения, Малая Азия, Месопотамия, Египет), их отличия от римского базиликального типа. Сирийские базилики в Турманине, Тафке, Калб-Лузе, архитектурный ансамбль в Калат-Семане. Белый монастырь в Египте. Планы, строительный материал, конструкции, особенности внешнего вида и интерьера, композиции масс, организация пространства, образная выразительность. 

2. Раннехристианская архитектура (2) 
Базилики Равенны VI в. (Сан Джованни, Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе). Особенности типологии; сочетание в них черт римской и сирийской архитектурных школ с элементами центризма столичной архитектуры. 
Центрический тип раннехристианской архитектуры IV - начала VI вв. 
Символика центрического здания. Перспективы развития. Мартирии, мавзолеи, центрические церкви, баптистерии. Мавзолей Елены на Лабиканской дороге (320), мавзолей Константины (Санта Костанца) (IV в.), церковь-ротонда Сан Стефано (Ув. ) в Риме, Сан Лоренцо (370) в Милане. Особенности конструкции, специфика пространства. Стилистическая общность с базиликами римского типа. Баптистерии Vв. в Равенне (крещальни православных и ариан), особенности архитектурного типа и его символика. Античные мотивы в декорации интерьера Баптистерия православных. Крестовые в плане сооружения (Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в. ). Центрические постройки на христианском Востоке (церкви в Эсре и Босре в Сирии, начало VI в. ), отличия от центрической архитектуры Италии и Константинополя, конструктивные новшества, стилистическое сходство с сирийскими базиликами. 

3. Ранневизантийская живопись (1) 
Византийская империя, ее территории, входящие в ее состав народы. Хронологические границы. Периодизация византийского искусства. Особенности византийского общества и византийской культуры. Государство и Церковь. Роль города. Характер образования. Элитарная городская культура. 
Православный монастырь, тип монастырской жизни и сознания. Понятия аскезы и духовного созерцания, исихия. Значение этих понятий для византийского искусства. 
Два полюса византийской жизни: “империя и пустыня”, город и монастырь, культура и аскеза, их частое взаимопроникновение и его результаты. 
Константинополь и периферия. Понятие “восточно-христианское искусство". Роль местных школ в разные периоды. Восточные регионы: Армения, Грузия, Каппадокия, Сирия, Палестина, Месопотамия, коптский мир. Славянские страны: Болгария, Сербия, Русь. Работы греческих мастеров в разных странах византийской ориентации и на латинском Западе. 

4. Ранневизантийская живопись (2) 
Идейные и эстетические основы византийского искусства. Роль античных культурных традиций. Изучение античности в системе византийского образования. Значение античности для искусства Византии на протяжении всей его истории. Специфика использования в Византии классического культурного наследства. Периоды повышенного интереса к эллинскому художественному наследию, его причины, проблема византийских “ренессансов”. 
Иконография византийского искусства. Устойчивость иконографических типов. Идея идентичности образа с “божественным прототипом”. Сложение иконографии отдельных образов, сцен и ансамблей росписей храмов. Иконография знаменитых чудотворных икон Христа и Богоматери, варианты этих иконографических типов. Античные прототипы христианской иконографии. Роль искусства христианского Востока в процессе создания иконографических схем. 
Понятие византийского стиля. Этапы высшей его зрелости. Классическая его основа. Способы видоизменения классических черт в целях спиритуализации образа и дематериализации форм. Эллинистические и восточные черты стиля, их синтез. Символика черт византийского стиля.

5. Истоки Византийского искусства (1) 
Окончательное оформление всех черт византийского художественного образа и стиля. Спиритуалистическое содержание образа. Создание особого стиля, такому содержанию адекватного. Завершение процесса, начавшегося во второй половине V в. и усилившегося к концу V в. (мозаики Арианского баптистерия и Архиепископской капеллы в Равенне). 
Мозаики первой половины VI в. в Равенне (Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале, Сант Аполлинаре ин Классе), в монастыре св. Екатерины на Синае, на Кипре (церковь Панагии Канакарии), в Паренцо (базилика св. Евфрасия). Проблема мастеров. Роль Константинополя. Императорские заказы. 
Мозаики в базиликах свв. Косьмы и Дамиана и в Сан Теодоро в Риме. Близость византийскому искусству. Особенности римских мастерских. 

6. Истоки Византийского искусства (2) 
Символический характер иконографических программ. Отказ от повествовательных исторических циклов. Теофания. Прообразовательная символика. Тема Страшного Суда и Небесного Иерусалима. Тема жертвы. Литургический аспект. Роль и место образов мучеников. Патрональные и донаторские темы. 
Несохранившиеся мозаики VI в. в храме Софии и в церкви свв. Апостолов в Константинополе. Их описания и символика. 
Художественное единство образов и стиля в мозаиках VI в. Типология образов, их содержание. Идеалы восточного христианского монашества и отшельничества в Египте, Сирии, Палестине. Понятие аскезы и духовного восхождения. Влияние “пустыни” на искусство Империи. Имперский компонент в византийском искусстве VI в., его риторичность, триумфальность, роскошь. Столичное происхождение такого искусства. 
Генезис стиля мозаик VI в. Роль восточно-христианских и римских традиций, переосмысление каждого из них, оригинальный результат. Аскетический характер такого стиля. Неоднократная реставрация его в разные периоды жизни византийского искусства. Причины таких реставраций. Отражение в нём важнейших сторон византинизма.

Ссылка на источник

Другие публикации на портале:

Еще 9