Антропологический выпуск №13. 5 важных тезисов Алексея Кудрина о проблемах российского образования
События

Глава Центра стратегических разработок и декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин выступил на конференции «Путь к успеху», которая прошла в Сочи.

Мы не работаем с ними с детского сада, и в рамках такой педагогики, которая есть сейчас, многих теряем. Особенности каждого ученика нужно выявлять через психологические службы в школах. У нас есть психологи, но зачастую это один человек на школу, а нам нужны целые службы такой поддержки. Они должны работать с людьми с разными особенностями. Это создаёт новые возможности для развития и проявления таланта в каждом.

В наших в детских садах не работают с аутистами и дислектиками, не создают для них особые образовательные треки. Например, на контрольных им требуется больше времени на работу, поэтому нужны другие подходы к образованию, даже клавиатуры для компьютера им необходимы другие. Известно, что дислектики не читают буквы, они мыслят образами, но из них, например, получаются великие архитекторы. Это люди с удивительным пространственным мышлением.

Каждый человек — это ценность. А значит должны быть индивидуальные треки обучения, должны быть организованы разные методики для разных групп. По-новому поставить вопрос о психологическом сопровождении: на это нужно выделять деньги, нужно обучить громадный слой специалистов — их недостаточно. Проблема ещё в том, что даже если прямо сейчас можно было бы нанять таких специалистов, — мы бы их просто не нашли.


Сейчас меняются профессии, меняются требования к работе. Теперь обучение должно проходить через всю жизнь. И наша страна ещё не развернулась к этому по-настоящему. Мир меняется.

По последним оценкам две трети ребят, которые сегодня пошли в школу, будуть работать на таких работах, которых сегодня ещё не существует

Нужно, чтобы человек за свою жизнь минимум два-три раза учился чему-то новому. В среднем человек меняет место работы семь раз, и это не всегда связано с его базовым образованием. Я, например, многому в сфере финансов научился заново уже взрослым. Но мне повезло: было хорошее базовое образование, которое позволило осваивать эти новые вещи.

Государство должно открыть и поддержать, по сути, новое направление — развитие корпоративных программ и индивидуального переобучения. На западе можно тратить неделю своего отпуска (за год) на получение новых знаний, чтобы освоить какой-то инструмент, новый подход. Компании тратят на это деньги, дают отпуск, потому что понимают, что деньги вернутся сторицей с учётом повышения производительности и эффективности труда этого человека, его радости и удовлетворения от работы. Вот и мы должны создать в университетах и в центрах образования программы непрерывного или дополнительного образования, а государство должно их финансировать. Это позволит увеличить и количество преподавателей, и приглашать специалистов из бизнеса, связанных с производством.


Образование — один из фундаментальных факторов экономического роста. В него нужно инвестировать, чтобы обеспечить долгосрочный рост. Мы в этом сильно отстаём. В стратегии, которую подготовил Центр стратегических разработок, мы считаем, что необходимо увеличить расходы на образование на 0,8% ВВП. Это примерно 700 миллиардов рублей в год. Сегодня на всё образование в стране тратится 3,3 триллиона рублей, а нужно ещё 700 миллиардов — на дошкольное, школьное, высшее, среднее профессиональное и на непрерывное. Мы должны вкладываться в образование по-настоящему.


В компании Apple у примерно 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% — выпускники программ Liberal Arts. Это люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, они умеют создавать удобные для использования продукты. Понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на простой язык.

Любая бабушка должна понимать, как работать с гаджетом, что нажимать — этим и занимаются люди с образованием Liberal Arts

У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки, необычно решить задачу, они открыты.

Поэтому, например, на нашем факультете свободных искусств и наук СПбГУ первые два года бакалавриата нет специализации. Каждый студент должен пройти общие курсы — от математики до риторики. Я глубоко убеждён, что изучение философии даёт новое пространство для мышления. Студенты учатся мыслить более концептуально. Критическое мышление, как я вижу, возникает как раз через чтение гуманитарных текстов.

При этом факультет ничего не навязывает: у нас индивидуальные траектории обучения. Нет потоков и групп, курсы по выбору — студент всё решает сам, поэтому каждый раз формируется новое сообщество. Да, есть в этом недостатки — уменьшение общения. С другой стороны, мы стимулируем другие формы общения: разные клубы, дебаты, конференции. Мы видим, что такая модель подготовки даёт результаты. Последние два года выпускники нашего факультета поступают в ведущие мировые университеты на биотехнологию (программа университета Джона Хопкинса). Моя гордость. Получилось так, что поступают студенты, которые изучали у нас «большие данные». А все думают, что мы гуманитарный факультет.


По дороге на конференцию я открыл Coursera и увидел список лучших курсов за 2017 год: машинное обучение, нейронные сети, как учиться, введение в математическое мышление, блокчейн и криптовалюты, программирование. С помощью этой платформы учится около 40 миллионов человек — и это люди со всего мира. Это и есть передовые тренды, спрос на такие компетенции каждый день растёт.

Мы знаем, что в ближайшие 10-15 лет произойдёт цифровизация ключевых сфер — от образования и госуправления до бытовых вопросов. Но пока Россия отстаёт от передовых стран в области цифровизации. Чтобы преодолеть этот разрыв, нам нужны программисты — несколько миллионов программистов во всех сферах, потому что все сферы будут проходить оцифровку. Будет меняться программное обеспечение, интерфейсы, способы передачи информации — это преобразит мир. Масштаб революции будет сопоставим с изобретением колеса. Поэтому в каждой школе должно быть программирование, нужны большие данные (Big Data).

Ещё нужно учить школьников предпринимательству. У нас сейчас в стране 5-7% тех, кто уже занимается предпринимательством. Но только 2% хотят стать предпринимателями. Для развития экономики необходимо, чтобы потенциальных предпринимателей было 5-7%. Здесь, конечно, есть вопрос среды, но есть и вопрос навыков, готовности. Мы спрашиваем, как поднять экономический рост? Через предпринимательство — и основы нужно давать ещё в школе. А это всё те же soft skills — критическое мышление, работа в команде и гибкость.

Источник mel.fm


Другие публикации на портале:

Еще 9