Исследование религиозного экстремистского сознания подходами когнитивного религиоведения
События

... Религиозный экстремизм в рамках подходов когнитивного религиоведения представляется отклонением нормального развития сознания и функционирования личности, в частности ментальных систем, имеющим патологическую природу. Основываясь на физико-биологических свойствах сознания и мозга, «естественных ресурсах», можно выдвинуть предположение, что экстремистские идеи в религиозном сознании развиваются как защитный механизм в рамках адаптационной программы. На наш взгляд, с определенной долей вероятности религиозный экстремизм может быть рассмотрен как «вторичный» продукт эволюционной адаптации по отношению к религии, возникший на основе базовых установок работы ментальных систем и вырабатывающий под воздействием внешних факторов «негативные» понятия и представления, противоречащие общепринятым религиозным нормам, общественным и политическим положениям государства.

Согласно идеям Т. Тремлина, религиозный экстремизм представляет собой продукт человеческой адаптации, базирующийся на религии. По сущности и содержанию он не отличается от иных видов экстремизма, но имеет специфическую форму проявления, реализацию экстремистских идей в социальных действиях. При этом религиозный экстремизм содержит указание на причины возникновения и особенности деятельности, религиозно-политические, идеологические установки, ритуальные действия и структуру экстремистского сообщества. Это все является отражением религиозной экстремистской мысли.

Применяя концепцию П. Бойера, под религиозным экстремизмом можно понимать выражение представлений носителей экстремистских идей об иной реальности. При этом на некоторых участников экстремистского сообщества распространяются свойства сверхъестественных агентов, «истинное» комментирование и разъяснение священных текстов. Также вырабатывается установка необходимости совместного совершения согласованных действий, выражающихся в совершении культовой практики организации. Религиозный экстремизм является религиозной репрезентацией, которая противоречит интуитивным установкам и обладает «мнемоническим преимуществом». Ярким примером могут служить террористы-смертники, оправдывающие свою смерть лучшей жизнью бестелесной души.

С позиции Х. Уайтхауза, экстремистские объединения, стимулируя доктринальную и эпизодичную память, используют религиозность сознания для распространения своей идеологии, вовлечения в свою деятельность. В результате формируется коллектив, участники которого объединены эмоционально насыщенным переживанием, которое в том числе может быть вызвано мерами противодействия со стороны правоохранительных органов и постоянно повторяющимися религиозными практиками. Например, международное религиозное объединение «Нурджулар» использует уголовное преследование в отношении своих участников как редкое эмоционально насыщенное событие, переживаемое участниками на различных территориях и требующее совместных действий, а еженедельные собрания «дарсы», проходящие по установленному распорядку, применяются с целью обучения.

Статья полностью: https://cyberleninka.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9