Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Ризница и ризничие: прошлое и настоящее исследование по фонду Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

12 февраля 2018 г.
Возрождение церковной жизни в России продолжается уже четверть века. Приходы живут активной жизнью. В недавние еще годы храмы только сохраняли уцелевшее церковное имущество — иконы, ризы, аналойники — нужные для каждого богослужения, а сейчас приобретаются образа порой на весь богослужебный круг, которые хранятся в определенном порядке. 

В некоторых, в основном московских и подмосковных храмах, появляются настоящие ризничие, которые специально занимаются хранением икон, их научным описанием, публикациями на уровне приходского печатного органа. Иногда на основании ризницы организуются приходские музеи. Современное собрание ризницы-музея Николо-Угрешского монастыря частично восстановлено из памятников, собранных по различным музеям. О первоначальном составе ризницы этой обители свидетельствуют описи разного времени, начиная с 1763 г., хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов. Вообще, в подобные музейные экспозиции могут входить: фотографии, рассказывающие об истории храма, копии документов, хранящихся в архивах, иконы, изразцы. Иногда в наших церквях встречаются иконы из иконостасов разрушенных церквей, хромолитографии, в том числе последней царской семьи или прп. Серафима Саровского; деревянные киоты, большие поклонные кресты. В некоторых храмах сохраняются части облачения новомучеников, служивших в данном приходе. Такие музеи подчас бывают соединены с экспозицией народного быта. И за всем этим «надзирают» ризничие. Но в большинстве случаев современная ризница всё же воспринимается очень просто, а именно как хранилище самых необходимых для богослужения вещей. 

До революции у церковной ризницы сложились определенные традиции. О некоторых из них мы можем узнать по фонду Троице-Сергиевой лавры РГАДА. Документы фонда раскрывают весь спектр обязанностей ризничего. Ризница Лавры прп. Сергия была выдающейся: очень большой и на особом положении, поскольку с определенного времени была тесно связана с Высокопреосвященными настоятелями Лавры. Лаврские ризничие каждые пять лет обязаны были рапортовать в Синод о состоянии вещей в ризнице и ежегодно отчитываться о том же перед Преосвященным. Митрополит Платон (Левшин), при котором ризница получила и особые обширные благоустроенные помещения, иногда сам разбирал это хранилище. 

Нижним уровнем функционирования ризницы и ризничего в те времена являлась закупка ладана и красного «церковного вина», свечей. Отчеты об этом — один из «типовых» видов документов, встречающихся в описях каждого года. В палатке под ризницей хранились воск для свечей, масло и «соборные молебные образа под смотрением ризничаго». 

Для работы в ризнице были необходимы знания и навыки, многие из которых кажутся несложными. Но при этом требовалась опытность, чтобы охватить все дела ризницы. Ветхие вещи списывались, но зачастую их как-то использовали после списания: архиерейские ризы перешивались в стихари, из одних металлических изделий делались другие, причем в отчетных документах подробно описывались и те предметы, которые должны были пойти на переплавку. Конечно, должность ризничего требовала и принятия им разных ответственных решений. Например, перед приездом в лавру императора Павла Петровича ризничий Игнатий, выдав нужное количество золота и серебра иконописцам, велел им позолотить определенные образа. 

Иконы — особая забота отца ризничего. Иконы с окладами, кресты, иконы-мощевики, хранящиеся в храмах монастыря, — в его же ведении. Сохранился документ об отпуске ризничему иеромонаху Филимону иконных досок, из хранящихся в трапезной церкви, «с коих оклады сняты, для написания икон живописною работою живописцу Исидору Ленкову во благословение знатным богомольцам». В «церкви Одигитрии Богородицы» (видимо, Смоленской) отломившийся фрагмент оклада («короны») на почитаемой иконе был «припаян оловом с укреплением серебреною проволокою». 

В ризнице также хранились книги, которые время от времени рассматривали на предмет ветхости, причем составлялся соответствующий акт. Тут же могли содержаться денежные суммы — вероятно, это были вклады жертвователей на украшение икон ризами и прочее. Дополнительным занятием ризничего было описание имущества покойных монахов. Встречаются в источниках и совершенно особые случаи. Так, в 1812 г. ввиду приближения неприятельской армии французов ризничные вещи были отправлены в Калязин. Когда митрополита Платона (Левшина) наградили орденом святого Владимира, он отдал его на хранение в ту же ризницу. 

Ризничий входил в собор старцев лавры. Иеромонах Никанор, ставший ризничим, был назначен в «учрежденный» собор в 1782 г. вместо предыдущего ризничего иеромонаха Филимона. Сам же отец Филимон стал духовником. Таким образом, в монастырском управлении ризничий был не последним лицом. При его участии принимались важные решения. Включение ризничего в монастырский собор старцев имело практические соображения. Во-первых, он участвовал в решениях, непосредственно касающихся ризницы или церковных святынь, находящихся в храмах. Так, в 1769 г. в соборе старцев принималось решение считать ризу иконы Успения не золотой, а позолоченной. Компетентность ризничего во многих вопросах очень ценилась. Есть и другие документы, косвенно подтверждающие ответственность должности ризничего. 

В 1884 г. один из ризничих был поставлен временно управлять лаврой — следовательно, он имел уже определенные управленческие навыки и был в курсе многих дел, происходящих в жизни монастыря. 

В ризнице велась строгая документация. Сами ризничные книги время от времени переписывались. Митрополит Платон (Левшин) под расписку брал из монастырской ризницы золотые «вещи» для изготовления золотых сосудов. Известно, что, например, в 1794 г. ризничему выдавались документы о вкладах. В ризнице хранилось много разнообразных ценных предметов, приходивших в лавру как от Преосвященного, так и от жертвователей. 

Таким образом, ризничий занимал место с вполне определенными обязанностями, не размываемое подвижностью монастырской приходской жизни. Он был и хозяйственником, как иногда видят его роль и сейчас, и хранителем, и созидателем ризницы. В конце XIX столетия в ризницу Троице-Сергиевой лавры стали поступать запросы о снятии акварелей для Императорской археологической комиссии, допускались фотографы для запечатления древностей лаврской ризницы. Нужно думать, что вместе с новой эпохой росло значение должности ризничего, изменялись и росли навыки его работы. 

Ризничие наших современных храмов имеют столь же большой объем работы. В частности, в наше время у лаврской ризницы сложилась налаженная традиция учета и хранения книг, икон и богослужебной утвари. Свято-Тихоновский университет много лет готовит искусствоведов, которые могли бы работать ризничими — в первую очередь, с иконописным собранием, которое, по сути, является самой внушительной и значимой частью церковного имущества. 

Хранение приходских церквей может включать в себя и иконы, и то, что на языке ризничих, да и музейных работников называется фондом «металл». Это кресты, оклады икон, кадила и пр. Фонд шитья включает шитые хоругви, ризы, подвесные пелены под иконы и оклады. Описание проводится в инвентарной книге. Для икон определяются иконография, размеры икон, датировка, дается описание сохранности. Кроме того, составляются акты поступления новых предметов церковной старины. Церковный учет, сопровождаемый фотофиксацией, поможет в поиске предметов в случае их похищения. 

Помимо ценных в антикварном смысле вещей, в иконных собраниях нынешних храмов обычно встречаются литографии конца XIX — начала XX вв., а также паломнические иконы, чаще всего печатные. Эти бумажные образки, несмотря на свою простоту, наглядно рассказывают о современной жизни прихода: на них указано, откуда они привезены и по какому случаю напечатаны. Среди них могут быть образа, привезенные с торжеств в Троице-Сергиевой лавре или из более далеких паломнических поездок, например, из Белгорода — образ свт. Иоасафа, напечатанный по случаю 100-летия его прославления. Ценность подобных святынь подтверждается памятными надписями на обороте. Итак, представляя, как правило, небольшую материальную ценность, эти иконы являются частью истории прихода. 

Наверное, в любой церкви есть предметы, требующие реставрации. Иконы находятся под темным слоем олифы, хрупкие части окладов имеют повреждения от неправильного хранения в годы забвения. Профессиональный ризничий вместе с реставратором и старостой решают вопрос о целесообразности реставрации, согласовываясь с бюджетом храма. Реставрация должна быть профессиональной, и в любом случае приходскую ризницу следует нацелить не только на учет, но и на дальнейшее сохранение церковного имущества. Сотрудники ризницы и в XVIII столетии следили за правильным функционированием помещения, в котором хранится церковная утварь: вовремя чинили крышу, чтобы не протекала, избавлялись от грызунов и прочих вредителей. Сейчас требования к ризничему справедливо повышаются: в первую очередь, ему необходимо следить за соблюдением стабильного температурно-влажностного режима в церковных помещениях, что включает заботу об отоплении, своевременный сезонный переход для богослужения (из летних храмов — в зимние, и наоборот) и многое другое. Кроме того, нужно иметь соответствующие знания, чтобы правильно определять художественную ценность и возраст предметов старины. Одним словом, должна быть научная организация и учета, и хранения. 

В наше время церковному приходу требуются хорошо обученные специалисты. Ведь работа ризничего не ограничивается только составлением инвентарных книг. Необходимо сохранение церковного наследия, а это и кропотливый повседневный труд. Поэтому на приходе желательно иметь специально подготовленного человека, по возможности даже штатного. 

Ж. Курбатова, РГАДА
 

Другие новости раздела Социальное служение
Другие новости
февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс  
1 2 3 4  
5 6 7 8 9 10 11  
12 13 14 15 16 17 18  
19 20 21 22 23 24 25  
26 27 28  

добавить на Яндекс добавить на Яндекс