Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Митрополит Флавиан (Городецкий) как деятель Русской Православной Церкви XX столетия

5 февраля 2018 г.
Аспирант Киевской духовной академии Чеботарев Д.А. предлагает к ознакомлению статью, посвященную церковному деятелю XX века — митрополиту Флавиану (Городецкому). Освещая служение Владыки на церковном поприще, особое внимание автор статьи уделяет деятельности митрополита как пастыря, миссионера, просветителя.

Николай Городецкий родился 26 июля 1840 г. в Орловской епархии. В 1863 г. после окончания Московского университета поступил на обучение в Московский Симонов монастырь. [18]17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля — рукоположен в иеродьякона. В 1867 г. перемещен в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, а 9 июня того же года рукоположен в иеромонаха [20, с. 5].

В 1868 г. иеромонах Флавиан назначен в число братии Таврийского архиерейского дома. Во время служения в Симферопольской епархии он исправлял различные поручения начальства: совершал богослужения и христианские требы в Феодоро-Стратилатской церкви Алушты, Ялтинскаго уезда, был инспектором классов, законоучителем Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию, был духовником при архиерейском доме (с 21 декабря 1871 г.) и настоятелем Бахчисарайского скита [21, с. 14].

В 1872 г. о. Флавиан стал изучать китайский язык под руководством владыки Гурия, и в 1873 г. был назначен членом Пекинской духовной миссии. Нужно отметить, что именно с этого времени в жизни владыки Флавиана начинается один из важных периодов на церковном поприще служения Богу [23, с. 614]. Деятельность иеромонаха Флавиана в этой новой должности была весьма плодотворна, отличалась истинно апостольским духом. Довольно скоро овладев не только устною, но даже и письменною китайскою речью, он принял на себя, по поручению начальника миссии, ответственный труд перевода на китайский язык книг религиозно-нравственного содержания, исполняя в то же время обязанности священнослужителя при миссии. На то время уже существовал Новый Завет, который перевел на китайский язык архимандрит Гурий [17, с. 59], и тогда же были составлены митрополитом Флавианом некоторые самостоятельные сочинения, ценные по содержанию, полезные в деле просвещения язычников и имевшие благотворное значение для китайцев-христиан.

19 января 1885 г. архимандрит Флавиан стал епископом Аксайским, викарием Донской епархии [13]. В Донской епархии владыка был недолго, и 21 февраля 1898 года Высокопреосвященный Флавиан был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, с званием члена Св. Синода и экзарха Грузии [7, с. 43]. Уже при первом своем служении в Сионском кафедральном соборе обратился он к своей новой пастве с воодушевленною речью, в которой высказал «горячие желание послужить в пользу святой церкви грузинской для спасения душ» своих пасомых. Ярким выражением этих чувств духовенства и паствы грузинской явилось поднесение ими своему экзарху 18 февраля 1899 года по случаю его тезоименитства иконы Божией Матери, покровительницы Грузии, с лампадою для нее [22, с. 10].

Служение на грузинской кафедре было непродолжительным. 10 ноября 1901 г. он был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским вместо скончавшегося архиепископа Амвросия (Ключарева), с оставлением притом в звании члена Св. Синода [8 с, 375]. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют [12, с. 15], усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, 28 декабря 1902 года было учреждено религиозно-просветительное братство, которое организовало проповеднические кружки для введения религиозно-просветительных чтений в различных пунктах г. Харькова. Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о преподающих и обучающихся в ней. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного дела, заботился об улучшении содержания учащихся, сокращал излишние расходы, облегчая их содержание для Церкви, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. По его предложению было открыто братство во имя св. великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища [11].

8 декабря 1902 года Высокопреосвященный Флавиан был избран и утвержден в звании почетного члена Киевской духовной академии.

Между тем, 21 января 1903 года скончался в Петрограде киевский митрополит Феогност, и 1 февраля 1903 г. Высокопреосвященный Флавиан был назначен Митрополитом Киевским и Галицким [9, с. 37] и священно-архимандритом Киево-Печерской Успенской лавры [1].

Деятельность владыки по управлению Киевской епархией отличалась теми же качествами, какие явил владыка во время прежнего продолжительного своего служения в различных местах. Но сам владыка с особенным рвением и настроенностью своих действий готовился послужить Киевской земле, о чем сам говорил при первой своей встрече с киевским духовенством [15, с. 1].

Знакомство с епархией митрополит Флавиан начал с посещения духовных учебных и епархиальных учреждений. За неделю владыка проинспектировал все семинарии и духовные училища Киевской епархии [6, с. 25], а также женские епархиальные училища и Киевскую духовную академию, причем присутствовал даже на лекциях [3]. В самом г. Киеве насчитывалось на начало 1903 года 35 церковных школ. При этом остро ощущалась нехватка учительских школ. В связи с этим митрополит Флавиан принял решение об открытии в Киеве новой церковно-учительской школы. Надо сказать, что митрополит Флавиан сугубо заботился о просвещении и образовании своей паствы. В связи с этим он оказывал посильную помощь только открывшемуся Церковно-историческому археологическому обществу, в заседаниях которого неоднократно принимал участие. 1 июля 1903 по распоряжению митрополита в здании Киево-Подольского духовного училища открылись курсы для псаломщиков Киевской епархии. В тот же день на них было записано 90 человек [13].

Особенное внимание Высокопреосвященный Флавиан обращал на деятельность местной миссии. Несколько раз в год в разных частях епархии по его благословению проходили миссионерские съезды [5, с. 687].

В годы революции митрополит Флавиан стремился всеми силами сохранить мир и спокойствие в Киевской епархии. 1 сентября 1905 года в окружном послании духовенству Киевской епархии [4,с. 342] Высокопреосвященный Флавиан преподал целый ряд практических указаний и советов касательно пастырской деятельности Киевской митрополии в виду быстро и сильно изменившихся условий жизни и положения православной Церкви в нашем отечестве [14, с. 133]. Духовенство Киевской епархии, откликнувшись на призыв митрополита, стремилось всеми силами восстановить спокойствие, призывая народ отказаться от забастовок и вернуться к мирному труду. Также в уходящем году по благословению митрополита Флавиана был произведен сбор денежных средств среди духовенства и народа в пользу на постройку военного флота в России [2].

12–26 июля 1908 года в Киеве по благословению владыки Флавиана прошел IV Всероссийский миссионерский съезд, ставший зримым свидетельством развития миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Кроме того, в Киево-Печерской Лавре были устроены миссионерско-апологетические чтения для монашествующей братии. Также с 20 по 26 мая был организован Епархиальный миссионерский совет под руководством митрополита Флавиана [13].

Митрополит Флавиан не оставлял без внимания и такую важную сторону христианской жизни, как благотворительность. Путешествуя по епархии, владыка посещал тюрьмы, обходил там все камеры, преподавая благословение заключенным. По инициативе митрополита Флавиана в Киеве был открыт приют для престарелых и больных священно- и церковнослужителей, их вдов и сирот [10, с. 841].

В июле 1914 года началась Первая мировая война. Городу Киеву суждено было на первых порах стать одним из главных пунктов сосредоточения доблестной армии, спешившей на бой с врагом. Вскоре после начала войны в Киево-Софийском митрополичьем доме был открыт госпиталь. В то же время Киево-Печерская Лавра по благословению митрополита отвела помещение в странноприимнице для 1000 раненых, 500 больных и 1000 человек, изготовлявших обмундирование, содержала на свои средства лазарет на 120 мест. В год начала Великой войны 1914–1918 гг. владыка Флавиан уже был слаб здоровьем, но и тогда своими патриотическими воззваниями воодушевлял русский народ на отпор агрессору [19, с. 294] и защиту отечества и престола [16, с. 117].

Осенью 1915 года митрополит Флавиан тяжело заболел. Скончался владыка Флавиан в разгар войны 4 ноября 1915 года от астмы сердечной [24, с. 117] и погребен был в Крестовоздвиженской церкви Ближних Пещер Киево-Печерской Лавры в том месте, которое сам выбрал для себя [11].

Таким образом, проанализировав жизненный путь митрополита Флавиана (Городецкого), мы можем сделать заключение, что этот митрополит Русской Православной Церкви прожил долгую, насыщенную неустанными трудами жизнь. Высокая должность, возложенная на митрополита Флавиана матерью Церковью, была весьма значимой событием в его жизненном пути. Перемены, которые произошли после этого, особенно отразились в его миссионерской деятельности. Правда, новые обязанности по управлению разных епархиями, которые предстояли ему как архиерею, были трудами нелегкими и требовали от него много внимания, но они никак не отнимали возможности заниматься любимым его делом — служением Богу. Последняя кафедра, занимаемая преосвященным Флавианом в Киеве, была самой плодотворной в его научной деятельности. Служение в Киеве и молитвы в Киево-Печерской Лавре утвердили жизненный путь архипастыря и сформировали его как ревностного и верного сына Православной Церкви, что он не раз потом доказал своей жизнью.


Список литературы

1. Центральный Государственный Исторический Архив г. Киева (ЦДИАК) Фонд 127, опись 782, дело 66.

2. Киевский Государственный Архив Киевской Области (КГАКО) Ф. 1791. Оп. 1. Д. 6.

3. Киевские епархиальные ведомости. К., 1903. № 4, 5, 18, 21, 32.

4. Киевские епархиальные ведомости. К., 1905. № 11.

5. Киевские епархиальные ведомости. К., 1906. № 26-52.

6. Киевские епархиальные ведомости. К., 1909.№ 2.

7. Церковные ведомости. 1898 г. № 9.

8. Церковные ведомости, 1901 г. № 46.

9. Церковные ведомости, 1903 г. № 6

10. Церковный Вестник 1908 г. № 27.

11. Александр Рожинцев. Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Николай Николаевич Городецкий) // Статья. Режим доступа: http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=6&t=2200

12. Багрецов Л. Член Св. Синода Высокопреосвященный Флавиан, арх. Харьковский и Ахтырский и вступление его на кафедру Харьковской епархии. Харьков, 1901.

13. Годлевский Николай. Немногие начальники и далеко не все архипастыри могут принести такой венец своей души к Престолу Предвечного Судии. // Статья. Режим доступа: http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/19626-nemnogie-nachalniki-i-daleko-ne-vse-arxipastyri-mogut-prinesti-takoj-venec-svoej-dushi-k-prestolu-predvechnogo-sudii.html

14. Городецкий Ф., митр. Послание пастырям Киевской епархии. ТКДА, 1905, октябрь.

15. Городецкий Ф., митр. Речь при встрече его в Киево-Софийском кафедральном соборе, 25 февраля 1903 года. ТКДА, 1903, март.

16. Городецкий Флавиан, митр. «Слово духовенству Киевской епархии». Приб. к «ЦВ» 1914, № 33.

17. Железняк С.Е. История Православных Миссий. Набережные Челны, 2011.

18. Манова Н.Л. «Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан». // Віра і Розум. 2000, N1.

19. Молчановский Н. Пучек «Сельных Крин» на могилу митрополита Флавиана. // КЕВ. За 1916 № 11, С. 242, № 13.

20. Назаревский А. прот. Памяти Высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого. Семфирополь, 1916.

21. Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая // Крымский Афон (Бахчисарайский Успенский монастырь в исторических описаниях). Симферополь, 1995.

22. Титов Ф., прот. Высокопреосвященный Флавиан митрополит Киевский и Галицкий (1840-1915гг.) (Некролог).

23. Титов Ф., прот. Киевская епархия. // Богословская Энциклопедия т. X. С.- Птр. 1990.

24. Фоменко К., прот. На свежую могилу святителя.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (2)

Написать комментарий
#
7.02.2018 в 16:04
Публикация господина Чеботарева полна заимствований.
Ее оригинальность программой Антилагиат оценивается в 55,61%, что конечно недопустимо.
Автор заимствует различные фрагменты текстов и выдает их за свои, хотя и ставит ссылки, но все мы знаем, что подобные заимствования 1) в таких масштабах недопустимы, 2) должны по-другому оформляться.
Можно сказать, что данная публикация является компиляцией двух статей - статьи Николая Годлевского "Немногие начальники и далеко не все архипастыри могут принести такой венец к Престолу Предвечного Судии", которая, кстати, опубликована тоже на Богослов.ru (http://www.bogoslov.ru/text/2934694.html), и статьи Тимура Кальченко "Он твердо стоял под знаменем "За Веру, Царя и Отечество" размещенной на сайте Русской народной линии (http://pravoslavnye.ru/analitika/2004/11/17/on_tverdo_stoyal_pod_znamenem_za_veru_carya_i_otechestvo/)
Ответить

#
7.02.2018 в 15:44
Публикация господина Чеботарева полна заимствований.
Ее оригинальность программой Антилагиат оценивается в 55,61%, что конечно недопустимо.
Автор заимствует различные фрагменты текстов и выдает их за свои, хотя и ставит ссылки, но все мы знаем, что подобные заимствования 1) в таких масштабах недопустимы, 2) должны по-другому оформляться.
Можно сказать, что данная публикация является компиляцией двух статей - статьи Николая Годлевского "Немногие начальники и далеко не все архипастыри могут принести такой венец к Престолу Предвечного Судии", которая, кстати, опубликована тоже на Богослов.ru (http://www.bogoslov.ru/text/2934694.html), и статьи Тимура Кальченко "Он твердо стоял под знаменем "За Веру, Царя и Отечество" размещенной на сайте Русской народной линии (http://pravoslavnye.ru/analitika/2004/11/17/on_tverdo_stoyal_pod_znamenem_za_veru_carya_i_otechestvo/)
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс