Исследователи из Хайфского университета расшифровали календарь Кумранской секты
События

900 Свитков Мертвого моря (также известных как «Кумранские свитки»), относящихся к периоду Второго Храма, были обнаружены в 1940-х и 1950-х годах в Кумранских пещерах вблизи Мертвого моря. Кумранская секта называла себя «Яхад» («Сообщество живущих вместе») и была фанатичной группой, которая жила в пустынной местности и преследовалась властями того времени.

Они написали многочисленные свитки, небольшое количество которых было зашифровано, в том числе 60 отрывков на пергаменте, которые смогли перевести д-р Эшбаль Ратсон и профессор Джонатан Бен-Дов из Отделения Библейских исследований Университета Хайфы. Исследователи провели год, тщательно изучая крошечные фрагменты свитков, некоторые из которых имели размер меньше одного квадратного сантиметра. «Награда за их напряженную работу – это новое понимание уникального 364-дневного календаря, использовавшегося членами секты в Иудейской пустыне, включая расшифровку названия, данного сектой специальным дням, обозначающим переходы между четырьмя сезонами», – говорится в заявлении университета, опубликованном 21 января.

Хотя ранее предполагалось, что 60 фрагментов относятся к нескольким разным свиткам, Ратсон и Бен-Дов доказали в статье, недавно опубликованной в «Журнале библейской литературы», что фрагменты фактически представляют собой один свиток. Согласно результатам, полученным исследователями, календарь был предметом самых жестоких дебатов между различными сектами в период завершения эпохи Второго Храма. «Важной особенностью настоящего открытия является тот факт, что секта [Кумран] следила за 364-дневным календарем», – сообщил университет. «Лунный календарь, которому иудаизм следует по сей день, требует большого количества человеческих решений. Люди должны смотреть на звезды и луну и сообщать о своих наблюдениях, и кто-то должен быть уполномочен принять решение о новом месяце и назначении високосных лет».

Напротив, исследователи описали 364-дневный календарь как «идеальный». «Поскольку это число можно разделить на четыре и семь, и праздники всегда выпадают на один и тот же день», – говорится в совместном заявлении. «Это позволяет избежать необходимости решать, например, что происходит, когда праздник выпадает на Шаббат, как это часто бывает в лунном календаре. Кумранский календарь неизменен, и, похоже, он воплотил убеждения членов этой общины в отношении совершенства и святости».

Также, Ратсон и Бен-Дов сказали, что свиток описывает два праздника, не упомянутых в Торе, но которые уже известны из Храмового Свитка Кумрана: праздники Нового вина и Нового масла. «Эти даты стали продолжением праздника Шавуот, который, как мы о нем знаем сегодня, празднуется как день нового урожая пшеницы», – сказали они.

«Согласно этому календарю, праздник Новой пшеницы наступает через 50 дней после первой субботы после Песаха; праздник Нового вина наступает еще через 50 дней; и после дополнительного интервала в 50 дней празднуется праздник Нового масла.

Благодаря исследованиям также были обнаружены другие находки. Исследователи узнали из предыдущих свитков о том, что члены секты отмечали переход между сезонами, добавляя особый день для каждого из четырех изменений сезона. Однако до сих пор название этих особых дней осталось неизвестным. Настоящий свиток показывает, что в эти дни упоминалось слово «текуфа», которое переводится с иврита как«период». «Этот термин известен из более поздней раввинской литературы и мозаики, относящейся к талмудическому периоду, и мы могли предположить, что он также будет использоваться с этим значением в свитках, – объяснил Ратсон и Бен-Дов. – Но это первый раз, когда он был обнаружен».

В настоящем свитке также содержится дополнительная информация о обычаях его авторов. «Похоже, что человек, который написал свиток, вероятно, один из лидеров секты, знакомый с секретным шифром, забыл упомянуть о нескольких праздниках, отмеченных общиной», – отметили они. В результате другой писец был вынужден исправить ошибки, добавив недостающие даты в поля между столбцами текста. «Свиток написан шифром, но его фактический контент прост и хорошо известен, и не было причин скрывать его, – сказали они. – Эта практика также встречается во многих местах за пределами Земли Израиля, где лидеры пишут шифром, даже когда обсуждают общеизвестные вопросы, как отражение их статуса». По традиции исследователи объясняли, что это означает, что автор был знаком с шифром, а другие – нет. «Однако этот настоящий свиток показывает, что автор допустил ряд ошибок, – отметили они. – Этот свиток содержит многочисленные слова и выражения, которые мы находим позже в обзоре Мишны. Это еще раз доказывает, что многие темы, которые обсуждались книжниками несколько столетий спустя, были затронуты еще в предшествующий период Второго Храма», – заключили они.

Источник: Jerusalem Post / lechaim.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9