Византийское искусство. Образы и стиль.
События

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

Периодизация византийского искусства:
раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I—III века); 
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I (527—565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (IV—VII века); 
иконоборческий период (VIII — начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом христианизации Западной Европы; 
период Македонского возрождения (867—1056). Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации; 
Комниновское возрождение при императорах династии Комнинов (1081—1185); 
Палеологовское возрождение, возрождение эллинистических традиций (1261—1453).

Формирование византийской художественной традиции:
Пер­вые сто­ле­тия су­ще­ство­ва­ния Ви­зан­тий­ско­го го­су­дар­ства можно рас­смат­ри­вать как важ­ней­ший этап в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зре­ния ви­зан­тий­ско­го об­ще­ства, опи­рав­ше­го­ся на тра­ди­ции язы­че­ско­го эл­ли­низ­ма и прин­ци­пы хри­сти­ан­ства. Фор­ми­ро­ва­ние хри­сти­ан­ства как фи­ло­соф­ско-ре­ли­ги­оз­ной си­сте­мы было слож­ным и дли­тель­ным про­цес­сом. Хри­сти­ан­ство впи­та­ло в себя мно­гие фи­ло­соф­ские и ре­ли­ги­оз­ные уче­ния того вре­ме­ни. Хри­сти­ан­ская дог­ма­ти­ка сло­жи­лась под силь­ным вли­я­ни­ем ближ­не­во­сточ­ных ре­ли­ги­оз­ных уче­ний, иуда­из­ма, ма­ни­хей­ства. Оно яв­ля­лось син­те­ти­че­ской фи­ло­соф­ско-ре­ли­ги­оз­ной си­сте­мой, важ­ным ком­по­нен­том ко­то­рой яв­ля­лись ан­тич­ные фи­ло­соф­ские уче­ния. На смену непри­ми­ри­мо­сти хри­сти­ан­ства со всем, что несло клей­мо язы­че­ства, при­хо­дит ком­про­мисс между хри­сти­ан­ским и ан­тич­ным ми­ро­со­зер­ца­ни­ем. Наи­бо­лее об­ра­зо­ван­ные и даль­но­вид­ные хри­сти­ан­ские бо­го­сло­вы по­ня­ли необ­хо­ди­мость овла­де­ния всем ар­се­на­лом язы­че­ской куль­ту­ры для ис­поль­зо­ва­ния её в со­зда­нии фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций. Такие мыс­ли­те­ли, как Ва­си­лий Ке­са­рий­ский, Гри­го­рий Нис­ский и Гри­го­рий На­зи­ан­зин, за­кла­ды­ва­ют фун­да­мент ви­зан­тий­ской фи­ло­со­фии, ко­то­рый ухо­дит кор­ня­ми в ис­то­рию эл­лин­ско­го мыш­ле­ния. В цен­тре их фи­ло­со­фии на­хо­дит­ся по­ни­ма­ние бытия как со­вер­шен­ства. Рож­да­ет­ся новая эс­те­ти­ка, новая си­сте­ма ду­хов­ных и нрав­ствен­ных цен­но­стей, ме­ня­ет­ся и сам че­ло­век той эпохи, его ви­де­ние мира и от­но­ше­ние к все­лен­ной, при­ро­де, обществу.

+Видео в источнике

Ольга Сигизмундовна ПОПОВА
Телевизионный проект телеканала «Культура» ACADEMIA

Источник: сообщество Библеистика

Другие публикации на портале:

Еще 9