Наследный принц Мухаммад бен Сальман столкнулся с трудностями в модернизации традиционного общества
События

"Младоаравийцы" со своими амбициозными проектами, вольно и невольно, позиционируют себя по отношению к безраздельно господствующему в Саудовской Аравии ваххабизму. Модернизация невозможна при тотальном господстве в обществе религии. И Сталин в России, а также Мао Цзэдун в Китае, Кемаль Ататюрк в мусульманской Турции модернизацию сочетали с ограничением, а то и подавлением религии. Некоторые "младоаравийцы" прямо заявляют о своих нерелигиозных (чтобы не сказать: антирелигиозных) настроениях. В июле 2017 года посол ОАЭ в США Юсуф аль-Утайба в интервью американскому телеканалу PBS заявил, что "антитеррористическая четверка", возглавляемая Саудовской Аравией, стремится к установлению светского, секулярного правления в аравийских государствах.

Любое действие "младоаравийцев" проверяется мощным и влиятельным классом ваххабитского духовенства и массой консервативных аравийских верующих-салафитов на соответствие господствующей религии. В Эр-Рияде в октябре 2017 года на международной конференции по инвестиционным инициативам, которую вел бен Сальман, он, стремясь продемонстрировать иностранным инвесторам готовность королевства к восприятию нового, предоставил саудовское подданство роботу-андроиду Софии. У ваххабитов эта их новая "соотечественница" ассоциируется с Аллат, одной из племенных богинь доисламских арабов, а этот жест принца Мухаммада расценивают как преступное "вероотступничество".

В ноябре 2017-го на аукционе в Нью-Йорке картину "Спаситель мира" Леонардо да Винчи приобрел за 500 млн долл. саудовский принц Бадер Аль Сауд, друг, однокашник (они вместе учились в королевском университете в Эр-Рияде) и сподвижник Мухаммада, чтобы передать в созданный эмиратскими "младоааравийцами" Лувр-Абу-Даби. На картине изображен Иисус Христос, которого христиане почитают как Сына Божьего и Бога, Спасителя мира ("Salvator Mundi" - так названа картина). И это - открытый вызов салафизму.

Бен Сальман призывает вернуться к настоящему, толерантному исламу, лишенному нетерпимости. На той же октябрьской конференции он заявил: "Мы были раньше не такими. И мы сейчас возвращаемся к тому, на чем мы стояли, - к исламу, открытому всем религиям, традициям и народам". "Мы хотим жить естественно - в соответствии с принципами нашей толерантной религии, с нашими добрыми обычаями и традициями". Возвращение к толерантному исламу, открытому миру, предполагает борьбу против экстремизма. Принц заявил: "Мы не станем терять 30 лет нашей жизни, взаимодействуя с экстремистскими идеями. Мы их уничтожим прямо сегодня".

"Младоаравийцы" в Саудовской Аравии борются против религиозного экстремизма на системной основе. Объектом этой борьбы в первую очередь является суннитский экстремизм "Братьев-мусульман" (запрещены в России). Но, как оказалось, объектом этой борьбы стал и саудовский ваххабизм.



Александр ИГНАТЕНКО "Независимая газета"

Источник interfax-religion.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9