Календарные заметки на 25 января: память святой мученицы Татьяны" >
Календарные заметки на 25 января: память святой мученицы Татьяны
Сегодня Православная Церковь чтит память  святой мученицы Татьяны
Статья

Первое упоминание о Татьяне в исторических источниках содержится, по-видимому, в Итиренарии (букв. «Описание паломничества» (лат.)), включенном в сочинение Вильяма Мальмсберийского «Истории английских королей» (1-ая половина XII века). Там ко 2-ой половине VII в. отнесено сообщение анонимного паломника, путешествовавшего к святыням Рима, что «на горе Нола у святой Татьяны [остановились во время богослужебной процессии]»[1]. Так как никакого холма или горы под таким названием в период раннего средневековья в Риме неизвестно, то исследователи выдвинули предположение, что, скорее всего, имеется в виду Квиринал (Quirinale; один из холмов Рима), то есть «гора Нола» — это по недоразумению искаженное указание на Квиринал. Такое предположение подкрепляется тем, что римская церковь, посвященная святой мученице Татьяне, действительно существовала, но была разрушена в XV веке; она была недалеко от церкви святой Сусанны, о которой точно известно, что она находилась на Квиринале[2]. Вероятно, церковь, посвященная Татьяне, могла быть отождествлена анонимным паломником с церковью, посвященной святой Сусанне. Впрочем, не исключается возможность, что по ходу передачи и письменного фиксирования сведений о церкви святой Татьяны близ Квиринала была примешана информация о почитании святого Феликса из Нола (городок в Компании, к северо-востоку от Везувия), древняя церковь которого находилась в том же районе Рима и память которого праздновалась 14 января[3] (даты приводятся по старому стилю).

Вплоть до времени составления Ц.Баронием Римского Мартиролога в XV в., в западно-христианских источниках не содержится никаких определенных сведений о мученице Татьяне.

Иначе на Востоке — в Синаксаре Константинопольской Церкви X века содержится краткое (судя по всему, сжатое изложение пространной версии, до нас не дошедшей) повествование о мученичестве святой Татьяны[4]. В нем рассказывается, что Татьяна была римлянкой, жившей и пострадавшей в правление императора Александра Севера. Отец ее был из сенаторского сословия и трижды выбирался на должность консула. Сама Татьяна несла служение диаконисы в римской церковной общине. «За исповедание Христа, она была приведена к императору; придя вместе с ним для совершения жертвоприношений в храм, полный статуй богов, сокрушила и низвергла их на землю своей молитвой. За это была избита по лицу и крючьями терзаема в районе глаз[5]. Затем ее подвесили и строгали, а после обрили голову. После всего этого преданная огню и на растерзание зверям, она осталась невредима, и в конце концов была усечена мечем»[6]

Как уже давно замечено исследователями[7], греческая короткая версия мученичества почти полностью совпадает с основными моментами мученичества почитаемой в Католической Церкви святой Мартины Римской (память — 1 января). Как указывает архиепископ Сергий (Спасский), «кроме того, что описания мучения ее (Татьяны — П.Л.)[8] буквально согласно с мучением Мартины, в мартирологах имя ее меняется с именем Мартины так, что где стоит имя Мартины нет Татьяны, и наоборот»[9]. Поэтому приходится согласиться с разделяемой подавляющим большинством ученых точкой зрения, что в случае с Татьяной и Мартиной речь идет об одной и той же святой.


[1] Латинская цитата в переводе автора заметок приводится по: A. Amore. Taziana // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 12. Roma,1969. Col. 160.

[2] A. Amore. Taziana, col. 160-161.

[3] Ibid., col. 160.

[4] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 385; это, насколько мне известно, самый ранний на сегодняшний день источник сведений о Татьяне на греческом языке.

[5] Не очень понятно, что имеется в виду; возможно - наказание, известное из более позднего, чем обозначенный в мученичестве, периода гонений на христиан, - выкалывание одного глаза в качестве наказания за неподчинение эдиктам императоров (См. В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. II. М., 1994. С. 152).

[6] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae, col. 385.

[7] См. Acta Sanctorum. Januarii. T. 1. Antverpiae, 1643. P. 11, 720-721.

[8] Скорее всего, и созданного на основе латинского Мученичества святой Мартины, датируемого VIII-IX веками (см. A. Amore. Martina // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 8. Roma, 1966. Col. 1220-1221).

[9] Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 21. При этом смешение имен, скорее всего, это следы поздней редактуры.
 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9