Книжная суббота. Энциклопедия альтернативных идей и дополнительные приметы Нового Начала
События

У каждой фазы века — началa, середины, конца — есть свое мироощущение. Пока что лучше всего осмыслен феномен конца, т.н. «fin de siecle», поскольку он уже дважды повторился на памяти хронометрически сознательного человечества, в XIX и XX веках1. Предыдущие «концы веков», вплоть до XVIII, не носили характера каких-то особых календарных и философических торжеств, не вызывали наплыва обобщений, прогнозов и предчувствий, хотя бы потому, что в «счастливом» доиндустриальном обществе вообще не было привычки «наблюдать часы» и подчиняться ходу времени за пределом каких-то конкретных функциональных единиц, типа карнавала или сбора урожая. Веком больше или меньше — какая разница? Люди лишь постепенно входили во «вкус истории» по мере того, как само историческое время ускорялось, вмещая в астрономическую единицу все больше информационных единиц и событий... И чем больше люди дорожили каждой минутой, тем более внушительными им представали такие вехи, как смена десятилетий и столетий. 
«Fin de siecle» указывает на особую атмосферу последних десятилетий XIX века, не просто «конца века», но «времени конца» — состояние усталости, безнадежности, имморализма, неврастении, утонченного распада, зачарованности болезнью и смертью. Вот определение Томаса Манна: «Вне зависимости от того, какое содержание вкладывали в модное тогда по всей Европе выражение fin de siecle, считалось ли, что это неокатолицизм или демонизм, интеллектуальное преступление или упадочная сверхутонченность нервного опьянения, — ясно было, во всяком случае, одно: это была формула близкого конца, «сверхмодная» и несколько претенциозная формула, выражавшая чувство гибели определенной эпохи, а именно — буржуазной эпохи» («Мое время»). 
В последние десятилетия XX века атмосфера fin de siecle повторилась, но уже в форме не декадентства, а постмодернизма. Не было утонченного, щекочущего нервы распада, опьянения болезнью и гибелью, но было скептико-гедонистическое чувство завершенности и исчерпанности всех культурных форм: остается только играть ими, по-новому сочетать, повторять — уже в кавычках — то, что было сказано другими. Главной стала приставка «пост-»: постмодернизм, постиндустриализм, постгуманизм, посткоммунизм, постколониализм, постструктурализм, постутопизм... На исходе XX века опять главенствует тема конца: Нового времени и Просвещения, истории и прогресса, идеологии и рационализма, субъективности и объективности. Конец века воистину располагает себя в конце всего: после авангарда и реализма, после индустриализма и коммунизма, после идеологии и тотальных дискурсов, после колониализма и империализма... Смерть Бога, объявленная Ницше в конце XIX века, откликнулась в конце XX целой серией смертей и самоубийств: смерть автора, смерть человека, смерть реальности, смерть истины... 
Джон Барт, ведущий прозаик американского постмодерна, назвал словесность этого нового fin de siecle «литературой истощения» («the literature of exhaustion»), поскольку она осознает «исчерпанность», «изнуренность» («used-up-edness») всех своих форм и невозможность далее рассказывать «живые, подлинные истории». Пародия, пастиш, эклектизм, ученая (александрийская) словесность — автокомментарий и метатекст, критика оригинального и индивидуального, эстетика цитатности и симулякра... 
Мне это мироощущение было близко примерно до 1992–1993 годов, после чего я почувствовал притяжение нового века. Одна из моих статей середины 1990-х называлась «Прото-, или Конец постмодернизма»2. Теперь появилось множество дополнительных примет Нового Начала — и хочется продолжить набросок «прото»-мировоззрения, определить основы не только «финального», но и «дебютного» ощущения эпохи — то, что можно назвать «началом века», de’but de siecle*.

Михаил Эпштейн ( 1.Fin de siecle)
"De’but de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века".Полностью:
http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/epsh.html
___________________________________________ 
Михаил Наумович Эпштейн (1950, Москва) — философ, культуролог, литературовед, эссеист.Автор 30 книг и более 700 статей и эссе, переведенных на 18 иностранных языков. 
http://www.topos.ru/article/1729 

Основные темы исследований: методология гуманитарных наук, постмодернизм, поэтика, философия модальностей, семиотика повседневности, проективная лингвистика, перспективы развития мышления и языка, религия в современном обществе. 

Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна: 
http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html

- Эпштейн М. - Книга книг.-1997

Книга Книг - это энциклопедия альтернативных идей и антология избранных текстов в следующих гуманитарных областях: философия, теология, этика, эстетика, лингвистика, теория культуры, классификация наук. 
Книга состоит из множества виртуальных книг, представленных фрагментами, которые могут быть авторизованы всеми желающими и перерасти в самостоятельные книги, статьи, эссе, учебники, монографии. 
Книга Книг - это Рай для мыслителей и -ведов: собрание новых, никогда не использованных идей и цитат. Заготовки для множества книг, которые ждут своих авторов. 
Книга Книг является третьей, заключительной частью Комедии Идей. 
Комедия Идей задумана как третья часть цикла, начатого "Божественной Комедией" Данте и продолженного "Человеческой Комедией" Бальзака. 

Содержание: 
Введение в Книгу Книг 
Позитивная деконструкция 
Философия и фэнтези 
Из тоталитарной эпохи - в виртуальную. СССР и WWW 
Интелнет и мир Диснея 
Книги в поиске авторов 
Альтернативные предисловия: 
Игра Метафизика 
Самая захватывающая игра, ставка в которой - и меньше, и больше, чем жизнь. 
Множимость мысли 
Философские руины и симуляции. 
Учения Алфавистов 
Книга как процесс: 
Как писалась Книга Книг. Видение Словаря. 
Замысел и устройство Книги. Круги сознания. 
Как читать Книгу Книг? 
Необходимые объяснения: 
Что такое персонажное мышление? 
Что такое обратная цитата? 
Что такое виртуальная книга? 
Что такое "третья комедия"?

- Эпштейн М. (сост.). - Мыслители нашего времени.Антология

В этой антологии представлены сочинения двух мыслителей: Якова Абрамова (1893-1966) и его ученика Ивана Соловьева (1944-1990?). 
Основные темы их мысли - личность, творчество, язык, любовь, религиозное призвание. 
При жизни их тексты не публиковались и впервые собраны в этой книге. 
Их наследие не только открывает неизвестные страницы интеллектуальной истории России 20-го века, но и очерчивает пути в будущее. 

Содержание: 
Учение Якова Абрамова в изложении его учеников 
Иван Соловьев: 
Размышления об Эросе 
Поэзия как состояние 
Мессианские речи

- Эпштейн М. - Все эссе.В 2-х томах.Том 1.В России (1970-1980-е гг.).-2005
- Эпштейн М. - Все эссе.В 2-х томах.Том 2.Из Америки (1990-2000-е гг.).-2005

- Эпштейн М. - Проективный словарь гуманитарных наук.-2017

Словарь содержит системное описание понятий и терминов гуманитарных наук, включая философию (в том числе этику и эстетику), культурологию, религиоведение, лингвистику, литературоведение, а также гуманитарные подходы к природе, истории, обществу, технике. Словарь состоит из 440 статей, размещенных в 14 тематических разделах в алфавитном порядке. Особое внимание уделяется развитию новой терминологии, отражающей культурно-социальные процессы ХХI века и методы интеллектуального творчества. Автор и составитель Словаря - известный российско-американский культуролог, философ, филолог Михаил Эпштейн, профессор университета Эмори (США) и почетный профессор Даремского университета (Великобритания). Разработанный им уникальный подход позволяет значительно расширить понятийную систему гуманитарных наук, связать их друг с другом и с теми творческими практиками, которые возникают на их основе. В словаре раскрывается конструктивный потенциал... 

- Эпштейн М.Н. - От знания - к творчеству.Как гуманитарные науки могут изменять мир.-2016

М.Н. Эпштейн — известный филолог и философ, профессор теории культуры (университет Эмори, США). Эта книга — итог его многолетней междисциплинарной работы, в том числе как руководителя Центра гуманитарных инноваций (Даремский университет, Великобритания). 
Задача книги — наметить выход из кризиса гуманитарных наук, преодолеть их изоляцию в современном обществе, интегрировать в духовное и научно-техническое развитие человечества. В книге рассматриваются пути гуманитарного изобретательства, научного воображения, творческих инноваций. Основные разделы посвящены становлению гуманитарных технологий в области философии, культурологии, лингвистики, литературоведения, а также взаимодействию гуманистики и техники. 
Книга адресована не только гуманитариям, но всем, кого интересуют проблемы интеллектуального творчества.


Ссылка на источник, разместивший текст книги

Другие публикации на портале:

Еще 9