Антропологический выпуск №7. Профессии будущего
События

В процессе работы с существующей моделью компетенций мы обнаружили, что она построена по принципу матрешки и состоит из трех слоев, где ядро отведено техническим навыкам, второй слой формируют soft skills – командная работа, презентационные навыки или, например, эмоциональный интеллект, и годам к 60 человек превращается в мудрого аксакала, обладающего третьим слоем – слоем мета-навыков, таких как интегральное мышление, эмпатия, безоценочность и т.п.
 
Это следствие индустриальной модели общества и образования. Индустриализация прокралась в язык настолько, что самым частым ответом на вопрос «кто ты?» является формулировка «я – инженер» или «я – программист». Для того чтобы быть востребованным специалистом завтра, сегодня необходимо изменить деятельностную модель, а она зашита глубоко внутри, где «я – инженер» – это самоидентификация.
 
Мы часто говорим, что «хороший человек» станет профессией. Для этого необходимо, чтобы в ядре содержались ценностные основания, связанные с этикой, моралью. Ценности определяют наш выбор в самых различных ситуациях – это может быть проблема вагонетки (мысленный этический эксперимент: на пути неуправляемой вагонетки находятся пять человек, привязанных к рельсам; можно переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по запасному пути, на котором находится один привязанный к рельсам человек) или решение переводить/не переводить бабушку через дорогу. Вторым уровнем становятся навыки, связанные с развитием soft skills: умение учиться и переучиваться, мотивировать себя, лидерство, работа в команде. Третий слой матрешки, самый верхний, – это как раз технические навыки, которые в текущем мире должны очень быстро меняться – отказался от старых и получил новые.
 
О чем говорить и думать с ребенком? Я намеренно избегаю слово учить, потому что навыкам будущего взрослые люди научить не способны. Современные дети со своими обзорами игр и летсплеями зарабатывают больше денег, чем их родители вместе взятые. Этот путь должен быть совместным: нужно быть открытым к своему ребенку, уметь его слышать, уважать то, кем он является, и развивать нутро. Объективно, нам есть что сказать, но не с точки зрения профориентации.
 
Наша основная задача – перезагрузить систему профориентации в стране. Сейчас ребенка сканируют супер-тестами, чтобы определить его в гуманитраии или технари, а нужно превратить профориенирование в карьерное ориентирование, где каждый умеет самостоятельно строить свою траекторию развития.
 
Сегодня абсолютно каждый человек цифрово грамотен – мы все немного технари. Но, с другой стороны, мы все гуманитарии, потому что нам приходится общаться с людьми. Если посмотреть на по-настоящему сильных лидеров – будь то Сергей Брин или Стив Джобс – это не технари. Это люди, отлично владеющие гуманитарными навыками. Они прекрасные ораторы, коммуникаторы, умеют работать в команде. Чтобы сделать первый шаг к масштабной трансформации, мы с командой единомышленников создали игровую коробку «Мир будущих профессий».
 
Комплект «Мир профессий будущего» выпущен в помощь педагогам. В комплект входят несколько десятков уроков - всего около 50 часов работы педагога - и четыре настольные игры: «Компас профессий», «Профессиональное лото», «Курьер, прощай!», «Специалист будущего». Основная задача коробки – помочь школьникам понять, кем они хотят стать. Мы решили подготовить не отдельные уроки про взрослую жизнь, а систематизировать знания и материалы по всем отраслям.
 
К примеру, «Компас профессий» – это игра про вымышленного персонажа, которому предстоит прожить отрезок своей жизни от 13 до 40 лет. В процессе игры школьники составляют свой жизненный и профессиональный проект, отрабатывают стратегию и тактику принятия групповых решений. Существует ряд профессий, которые может выбрать персонаж. Для того чтобы получить специальность, игроку необходимо приобретать надпрофессиональные навыки – ребенок должен понимать, что в жизни помимо учебы есть такие аспекты, как развитие, карьера, семья, финансы, общение.
 
Чем больше навыков необходимо для получения той или иной профессии, тем больше денег она приносит. В ходе игры происходит имитация взрослой жизни – персонажа ожидают сложности, подъемы и падения, он будет получать профессию, зарабатывать и тратить деньги, чтобы, в конце концов, достичь успеха.
 
Все специальности, которые мы используем в игре, взяты из «Атласа новых профессий». В «Атласе» их представлено свыше 200 – от медицины до медиаразвлечений, от металлургии до энергетики. Среди них дизайнер эмоций или носимых энергоустройств, генный инженер, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации и многие другие. В течение нескольких лет мы проводили множественные форсайт-сессии, участие в которых приняло больше пяти тысяч экспертов. По большому счету, они разговаривали о том, какие технологии появятся в будущем и к каким изменениям они приведут.
 
Мы хотим показать, что мир будущего намного интереснее, чем мир менеджеров и юристов. Мир профессий меняется, но при этом он становится сложнее. В середине 19 века Жюль Верн мог лишь мечтать об освоении космоса, а 100 лет спустя космический аппарат поднял человека на околоземную орбиту. Мы говорим: «Ребята, если вы мечтаете о чем-то, ищите себя в этом. Ищите себя в том, что вас подкупает, звенит у вас в душе».
 
Дмитрий Судаков, эксперт бизнес-школы СКОЛКОВО, руководитель проекта «Атлас новых профессий»

Источник telegra.ph

Другие публикации на портале:

Еще 9