НИИ реставрации и Кирилло-Белозерский музеей-заповедник. 50 лет сотрудничества
События

Герольд Вздорнов, один из самых авторитетных специалистов в области древнерусского искусства, несколько десятилетий возглавлял работы по исследованию и реставрации иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 

«Вы когда там были последний раз? Весной? Видели уже? Впечатляет? Воплощенная красота», - заметил член-корреспондент Российской академии наук, доктор искусствоведения Герольд Вздорнов.

Этот иконостас, созданный в конце XV века, уникален. Над ним работали иконописцы нескольких школ: новгородской, московской и ростовской, и, тем не менее, им удалось создать единый ансамбль. Именно в нем русские мастера наиболее полно воплотили идею о связи земного и небесного мира через молитву святых. И, наконец, иконостас Кирилло-Белозерского монастыря не имеет себя равных по числу сохранившихся икон. Однако сегодня туристы и паломники видят фотокопии. Часть образов хранится в Русском музее и Третьяковской галерее. Герольд Вздорнов считает, что пора вернуть шедевры туда, откуда они в свое время были изъяты.

«Это внутренняя реституция. Пусть они находятся на инвентарном хранении в столичных музеях. Но экспонироваться они все-таки должны там, где были созданы», - добавил он.

Еще один памятник Кирилло-Белозерского музея-заповедника, над которым долгие годы работают сотрудники института реставрации, - собор Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменитые фрески Дионисия. Чтобы зафиксировать сохранность, еще недавно приходилось из десятков фотоснимков составлять вот такие мозаики.

Реставраторы разработали уникальную методику укрепления красок. Для этого использовалась гашеная известь с мелко рубленным льном. Но там, где был утрачен красочный слой, его не восстанавливали. Ни миллиметра не дописывать за великого русского изографа. Таким был главный принцип. Это подлинные краски Дионисия. 

«Нам методсовет, наши выдающиеся исследователи, искусствоведы с самого начала запрещали. И мы были с этим согласны. Потому что здесь подход по лучшим стандартам европейской консервации», - отметил реставратор Николай Брегман.

В советские годы в Ферапонтово собирались устроить склад картошки. Однако памятник удалось отстоять.
Сегодня музей фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы и сам комплекс монастыря включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и являются эталоном сохранения древнерусского наследия в России.

Источник: tvkultura.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9