Увидеть древность глазами реставратора
События

Иконотека — собрание изображений, посвященных русской иконописи, —демонстрирует результаты многолетней работы старейшего сотрудника Центра Грабаря, художника-реставратора и исследователя древнерусской живописи Адольфа Николаевича Овчинникова. Начиная с 1960-х годов на протяжении четырех десятилетий он занимался изучением и копированием древнерусской монументальной живописи. Именно благодаря его точным копиям в 1960-е годы Министерство культуры СССР выделило финансирование на реставрацию церкви Успения в Мелётове под Псковом — ее восстановление и спасение фресок актуальны вновь. Овчинников полностью скопировал фресковые комплексы восьми храмов VIII–XV веков в Новгороде и Старой Ладоге, в Армении и Грузии. Всего же собрание его работ, переданное Центру Грабаря, насчитывает более 1,5 тыс. изображений.

Здание по адресу Пречистенский переулок, 5а было построено как дом-мастерская знаменитого скульптора по ее собственному проекту при участии не менее прославленного архитектора Ивана Жолтовского. Вера Мухина переехала сюда в 1947 году и работала в мастерской до конца жизни. Строительство частично финансировала сама скульптор, получившая за свою жизнь пять сталинских премий, и частично — советское государство. Поэтому после смерти Мухиной в 1953 году здание естественным образом оказалось в ведении государства, а жилую часть до сих пор занимают ее наследники. В 2013 году оно было передано Центру Грабаря.

Нынешняя экспозиция представляет наиболее яркие памятники — Георгиевский храм в Старой Ладоге и пещерные храмы Грузии, два из которых частично разрушены, так что выставленные копии — единственная возможность увидеть их первоначальный облик. Хрестоматийные образы XII века — «Чудо Георгия о змие», «Архангел Гавриил», купольная роспись «Вознесение Господне» из Старой Ладоги — соседствуют с древними брутальными ликами VII–VIII веков из Давидо-Гареджийской пустыни — пещерного монастыря в Сабереэби неподалеку от Тбилиси. Часть из них представлена в виде калек-прорисей, снятых непосредственно с фресок, что помогает понять профессиональную кухню реставратора и копииста. Часть — в виде копий-реконструкций, выполненных темперой в технике, наиболее приближенной к оригиналу, и позволяющих представить себе эти памятники в первоначальном виде. Небольшой второй этаж воспроизводит интерьер мастерской иконописца — тут показаны копии значимых икон, выполненные Овчинниковым (в том числе «Деисус» XIV века из псковской церкви Святой Варвары, «Вознесение» XIII века из Сванетии и «Ангел „Златые власы“» из Государственного Русского музея), и материалы мастера, в том числе натуральные минералы, которые художник перетирает для получения красок.

В официальной церемонии открытия 6 декабря приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский и директор Центра Грабаря Дмитрий Сергеев, а для широкой публики Иконотека А.Н.Овчинникова будет открыта после Нового года — здесь планируется проводить экскурсии по экспозиции, научные конференции, лекции по истории искусства, мастер-классы по реставрации и копированию фресок. По словам Адольфа Овчинникова, таким образом наконец-то исполнено желание самой Веры Мухиной, которая просила не превращать мастерскую в музей, а сделать ее пространством творчества для молодых художников.

Организация иконотеки — яркий пункт в чреде мероприятий к 100-летию ВХНРЦ, основанного по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря. В преддверии юбилея центр планирует ребрендинг и расширяет сферу деятельности, в частности здесь подготовлено несколько образовательных программ для реставраторов, и в следующем году центр намерен обратиться за получением лицензии на их проведение.


Другие публикации на портале:

Еще 9