Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Историческое обозрение Московских духовных школ в 1832–1844 гг.

28 ноября 2017 г.
В статье представлен исторический обзор состояния Московских духовных академии и семинарии в период обучения в них епископа Иоанна (Соколова). В 1830–1840-е гг. благодаря неустанным заботам свт. Филарета (Дроздова) состояние дисциплины, учебной и хозяйственной части Московских семинарии и академии находилось на высоком уровне. В этот период Московская духовная академия и семинария предоставила благоприятные условия своим воспитанникам для нравственного и научного возрастания. Среди воспитанников был также будущий преосвященный Иоанн (Соколов), который научными и проповедническими трудами еще более прославил родную alma mater. Беря за основу линию жизни преосвященного Иоанна, автор данной статьи предпринимает попытку охарактеризовать учебную, воспитательскую и хозяйственную части Московских духовных школ в период обучения в них епископа Иоанна.

План представленной статьи включает в себя следующие пункты: 1) рассмотрение ключевых фигур Московской духовной семинарии и академии в означенный период; 2) выявление характерных особенностей учебного и воспитательского процессов в Московских духовных школах; 3) характеристика печатного органа Московской духовной академии — «Творения святых отцов»; 4) обзор наиболее заметных фигур среди студентов, которые учились вместе с еп. Иоанном.

Во время обучения еп. Иоанна в Московской духовной семинарии (1832–1838 гг.) пост ректора занимали: архимандрит Виталий (Щепетев) (1826–1833 гг.), архимандрит Исидор (Никольский) (1833–1834 гг.), архимандрит Иосиф (Богословский) (1834–1842 гг.).

Первый из вышеперечисленных ректоров — архимандрит Виталий (Щепетев), обучался в Тульской духовной семинарии и С.-Петербургской духовной академии, которую окончил со степенью магистра[i]. Далее он был назначен на должность инспектора и преподавателя философии в Московской духовной семинарии. В 1826 г. был определен ее ректором с возведением в сан архимандрита. В том же году арх. Виталий был назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором располагалась семинария с 1823 по 1844 гг.[ii]. В 1833 г. перемещен на должность ректора С.-Петербургской духовной академии. В 1837 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1842 г. 14 ноября назначен правящим архиереем Костромской епархии, в которой потрудился менее трех лет, после чего был отправлен на покой по состоянию здоровья. Скончался в Ипатьевском монастыре 29 января 1846 г. По замечанию современников, преосв. Виталий был «умным человеком, с твердым характером, с практическим тактом, довольно скромным, умевшим быть ласковым и вежливым, хладнокровным и спокойным»[iii]. У Ростиславова Д.И. мы находим более подробную характеристику еп. Виталия: «К несчастью, на его характер и методу обращения с подчиненными имела влияние десятилетняя служба в Московской семинарии. Находясь там под гнетом одного из самых суровых архиереев, он, как человек самостоятельный, удержал некоторые из своих качеств… Вынужденный в течении десяти лет, так сказать, лавировать ввиду своего тогдашнего грозного повелителя, действовать осмотрительно, чтобы не подвергнуться самым жестким распеканьям, он выработал в себе твердый, сдержанный, и в случае нужды уклончивый характер…»[iv]. Тем не менее, несмотря на те непростые условия, в которых проходило служение еп. Виталия на посту ректора Московской семинарии, ему удалось сохранить себя от излишней жесткости по отношению к своим подчиненным. Что касается его деятельности в семинарии, то в период ректорства владыки Виталия была устроена семинарская библиотека[v]. Также был составлен первый библиотечный каталог.

Далее, после преосв. Виталия (Щепетева), пост ректора занял архимандрит Исидор (Никольский). Он был выпускником Тульской семинарии (1821 г.) и С.-Петербургской духовной академии (1825 г.). В 1829 г. был назначен ректором Орловской семинарии. В июле 1833 г. был перемещен на должность ректора Московской семинарии, каковую занимал один год. В 1834 г. был хиротонисан во епископа Дмитровского, а в 1837 г. был назначен правящим архиереем Полоцкой епархии, откуда был перемещен в Могилевскую епархию в 1840 г. В 1844–1858 гг. занимал должность экзарха Грузии. В 1858–1860 гг. — митрополит Киевский и Галицкий. В 1860 г. митрополит Исидор был назначен правящим архиереем Новгородской и С.-Петербургской епархии и находился на данном служении 32 года — до 1892 г.

Что касается трудов преосв. Исидора в Московской семинарии, то источники о предшествовавшем месте служения (в Орловской семинарии) свидетельствуют о следующем: «Своею педагогической деятельностью и блестящим состоянием вверенной ему семинарии архимандрит Исидор обратил на себя внимание высшей администрации и, по ходатайству приснопамятного Московского митрополита Филарета, 21 июля 1833 г. был перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Московскую духовную семинарию»[vi]. Однако тут же автор замечает, что последнее место служения было лишь «переходной ступенью к архиерейству»[vii]. Несмотря на малый срок ректорства в Московской семинарии, воспитанники последней на долго сохранили память о ревностном и заботливом ректоре[viii].

Следующим ректором Московской духовной семинарии, при котором обучался преосв. Иоанн (Соколов), являлся архимандрит Иосиф (Богословский). Получил образование в Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1828 г. С 1829 г. занимал должность инспектора и наставника философских наук в Московской семинарии. В ноябре 1834 г. был назначен ректором Московской духовной семинарии. Как и двое предыдущих ректоров, был хиротонисан во епископа Дмитровского по ходатайству свт. Филарета (Дроздова) в 1842 г. В период с 1849 по 1853 гг. — епископ Оренбургский и Уфимский. В 1853 г. был переведен на Воронежскую кафедру, на которой трудился до 1864 г.[ix]. Из-за слепоты вынужден был уйти на покой. Умер 19 февраля 1892 г. в воронежском Митрофаниевском монастыре[x].

Далее рассмотрим состояние воспитательской, учебной и хозяйственной частей Московской духовной семинарии в период обучения в ней преосв. Иоанна (Соколова).

Что касается воспитательской части в Московской духовной семинарии, то данной функцией занимались преимущественно инспекторы из числа монашествующих. Удобным фактором, послужившим более успешной воспитательской деятельности администрации семинарии, по словам Кедрова Н., явилось то, что, по переезде в Заиконоспасский монастырь Москвы, многие воспитанники получили возможность жить в родительских домах, где они могли видеть положительные примеры своих отцов-священнослужителей[xi]. Гиляров-Платонов Н.П. о нравах, царивших в Московской семинарии, писал следующее: «Вели себя исправно, держали в порядке тетрадки, учили уроки, подавали письменные упражнения, вдаль не заносились. К чести московских семинаристов, водка не считалась поэзией жизни, как в других семинариях… Нравственно-воспитательная сила сосредотачивалась в священнослужительском мире, и притом столичном. Поповичи задавали тон, приучали к благопристойности, в которой дома воспитаны, и к чувству нравственного достоинства»[xii]. Таким образом, замкнутость в Перерве, где до этого располагалась семинария, и отсутствие родительского влияния были одними из основных причин, которые усложняли воспитательский процесс. Что касается инспекторов, говоря о тех из них, которые занимали данную должность в период обучения в Московской семинарии преосв. Иоанна (Соколова), а именно — архимандрит Иосиф (Богословский) (1829–1834) и архимандрит Евсевий (Орлинский) (1834–1838), то Н. Кедров замечает, что память о них за их труды во благо семинарии не должна угаснуть[xiii]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, в период обучения еп. Иоанна в Московской семинарии последняя была оплотом высокой нравственности и благородства. Именно этими качествами были руководимы ее воспитанники.

Необходимо упомянуть и о другой важной составляющей жизни любого учреждения, а именно об экономическом состоянии Московской семинарии в описываемый период.

После упомянутого выше переезда из Николо-Перервинского монастыря в Заиконоспасский экономическое положение семинарии значительно улучшилось. Данный фактор может быть связан с тем, что, находясь в городских условиях, на виду у горожан, последние стали проявлять больше заботы о духовном учебном заведении. Увеличилось количество пожертвований, из которых постепенно откладывались средства, которые в дальнейшем использовались для улучшения условий проживания и обучения воспитанников семинарии. Особенную рачительность в расходовании и сбережении средств проявил ректор архимандрит Виталий (Щепетев)[xiv]. Также в 1836 г. всем преподавателям в связи с переводом Московской семинарии во второй класс по окладу жалованья была повышена зарплата с 600 руб. в год до 1000 руб.[xv]. Данное событие стало возможным благодаря заботам и попечениям свт. Филарета (Дроздова), личность которого требует особого упоминания в контексте его отношения к Московской семинарии.

По своем прибытии на Московскую кафедру свт. Филарет обратил особое внимание на местоположение Московской семинарии, которое он считал во многих отношениях неудобным. Данное мнение у него сложилось еще при посещении с ревизионной комиссией семинарии в 1815 г. Сохранилось следующее свидетельство Исмайлова Ф.Ф. по этому предмету: «После экзаменов у ректора был обед, <…> за обедом зашла речь о неудобстве Московской семинарии быть не в Москве: многим отцам трудно содержать детей на квартирах; многие из учеников семинарии имеют в уездных и приходских училищах братьев, которых они могли бы руководить; сами же, не видя кроме деревни ничего, грубеют и отвыкают от общения с людьми хорошего тона. Все эти суждения, с которыми и соглашался ревизор, я слышал находясь в комнатах ректора»[xvi]. Таким образом, благодаря усилиям свт. Филарета 1 сентября 1823 г. Московская семинария была перемещена в Москву. С этой сменой улучшились быт и материальное положение духовенства и их детей. Помимо всего прочего, нахождение семинарии в Москве позволяло более успешно изучать многие науки, в том числе новые языки, носители которых проживали в Первопрестольной.

Что касается учебного процесса в Московской семинарии, то после переезда структура его не претерпела существенных изменений. По-прежнему курс семинарии состоял из трехступенчатой системы. Обучение на каждой из ступеней продолжалось в течение двух лет. На первом этапе обучения воспитанники изучали риторику, дополнением к которой являлась всеобщая история; на втором этапе осваивалась философия, к которой присоединялась математика; на третьем — богословие с историей Русской Церкви[xvii]. Огромное влияние на образование в Московской семинарии оказывала личность свт. Филарета (Дроздова), чьи проповеди и труды были примером для воспитанников и преподавателей учебного заведения. Помимо него, большие труды в деле повышения научного престижа семинарии были положены: архимандритом Виталием (Щепетевым), который последовательно приводил в жизнь идеи свт. Филарета Московского в семинарии; арх. Исидором (Никольским), чье преподавание надолго запомнилось в качестве образцового; арх. Иосифом (Богоявленским), показавшим беспримерное трудолюбие. В то же время значительными фигурами в научной жизни семинарии являлись такие профессора, как: преподаватель философских наук прот. Феодор Голубинский, преподаватель риторики Ефимовский А.М., Алексинский Е.М., преподававший философию, и т. д.

Характерной чертой учебного процесса в Московской семинарии являлись «публичные испытания», проводившиеся после обычных экзаменов. Для проверки знаний студентов собирались ректор и преподаватели семинарии, московское духовенство. Все это собрание возглавлял сам свт. Филарет. Испытание длилось два дня, в первый из которых проводился опрос по богословию, а во второй — по всем остальным предметам. В том случае, если ученик не мог ответить на вопрос, то отвечал за него преподаватель, знания которого также проверялись. Нередко сам московский святитель делал ценные замечания и разъяснения, которые записывали слушатели[xviii]. Таким образом, попечением митр. Филарета Московского уровень образовательной деятельности в подведомственной ему духовной школе регулярно возрастал, что сказывалось на качестве обучения воспитанников и профессионализме преподавателей Московской семинарии.

В 1838 г. выпускник семинарии Владимир Соколов был переведен в Московскую духовную академию, в которой обучался до 1844 г. В данный период ректорами академии были архимандрит Филарет (Гумилевский) (1835–1841 гг.) и архимандрит Евсевий (Орлинский) (1841–1847 гг.).

Что касается свт. Филарета (Гумилевского), то он родился 23 окт. 1804 г. в Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). В 1829 г. он был пострижен в монашество свт. Филаретом (Дроздовым), который дал ему свое имя, что является уникальным случаем. В 1833 г. был назначен инспектором, а в декабре 1835 г. стал ректором Московской Академии. Затем, в 1841 г. был хиротонисан во епископа Рижского. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. стал правящим архиереем Черниговской епархии. Умер от холеры во время объезда своей епархии в 1866 г.[xix]. Свт. Филарет Черниговский известен своими научными трудами, прежде всего в области догматического богословия и истории Русской Церкви. За свои труды и подвижническую жизнь в 2009 г. был прославлен Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых.

На смену свт. Филарету Черниговскому на пост ректора пришел архимандрит Евсевий (Орлинский). Обучался в Белевском духовном училище, Тульской семинарии и Московской духовной академии, куда его забрал прот. Феодор Голубинский из Тульской семинарии, которую ревизовал в 1826 г. В 1832 г. окончил академический курс и был назначен преподавателем церковной истории и греческого языка в Вифанской духовной семинарии. В том же году был пострижен в монашество, рукоположен во диакона и священника. В ноябре 1834 г. был назначен на должность инспектора и преподавателя философии в Московской семинарии. В 1838 г. стал инспектором и преподавателем богословия в Московской духовной академии, в том же году получил сан архимандрита. В 1840 г. стал читать лекции по совершенно новому предмету — каноническому праву, что косвенно может указывать на то, что именно архимандрит Евсевий повлиял на будущий научный интерес преосв. Иоанна (Соколова) к данной области церковной науки. В следующем году был назначен на пост ректора Московской духовной академии, который занимал в течение семи лет. В 1847 г. переведен на ту же должность в С.-Петербургскую духовную академию. В том же году был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. В 1850 г. стал первым епископом новооткрытой кафедры в Самаре. В 1856 г. назначен епископом Иркутским. Через четыре года переведен на Могилевскую кафедру, которой управлял до 1882 г. В 1883 г. скончался на 77-м году жизни, похоронен в г. Могилеве внутри церкви Спаса Нерукотворного при Архиерейском доме[xx].

Архиеп. Евсевий был известен в качестве незаурядного проповедника. Его проповеди печатались во многих журналах, а некоторые из них были удостоены чести быть помещенными в «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами»[xxi].

Как и семинария, большое влияние своего архипастыря на всем строе жизни испытывала и Московская духовная академия. В 1835 г. свт. Филарет уволил арх. Поликарпа (Гайтанникова) с должности ректора академии и назначил на его место инспектора Московской духовной академии архимандрита Филарета (Гумилевского)[xxii]. Одной из первых задач, стоявших перед новым ректором, являлась ревизия хозяйственной части академии, которая пришла в упадок при его предшественнике. Так, свт. Филарету в 1836 г. был представлен доклад о наличности необходимых припасов и различной собственности академии. На это донесение последовала следующая резолюция: «Взять на замечание леность эконома, который о ветхостях и утратах сам не донес, а только вступлением нового ректора обличился»[xxiii]. В результате этих проверок обнаружились значительные нарушения в финансовой дисциплине при ректорстве арх. Поликарпа[xxiv]. Однако, как следует из отзывов свт. Филарета о новом ректоре, экономические дела академии стали более упорядоченными и прозрачными[xxv]. Относительно воспитательной части жизнь в академии была относительно свободной, так как администрация относилась к академистам как к взрослым людям[xxvi].

Что касается научной части Московской духовной академии, то перед ней в 1840 г. была поставлена масштабная задача по составлению учебных пособий для всех семинарий по всему курсу предметов. Конспект по догматическому богословию был составлен самим свт. Филаретом (Гумилевским)[xxvii]. Стоит отметить, что качество составленных конспектов послужило ярким свидетельством расцвета научной жизни Московской духовной академии в указанный период. Помимо этого, благодаря поддержке ректора в академии была открыта кафедра патрологии. В труде Смирнова С.К. «История Московской духовной академии…» можно обнаружить, что в период с 1835 по 1844 гг., наблюдалось большое количество оригинальных работ ее преподавателей, что сопоставимо с лучшими периодами научной деятельности в Московской духовной академии.

Также необходимо упомянуть об академических печатных органах: «Творения святых отцов» и «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе». «Творения святых отцов» выходили периодично с 1843 г. до 1891 г.[xxviii]. Совместно с «Творениями» было положено начало академическому журналу — «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе», который включал в себя статьи на богословско-исторические темы и проповеди. Выпуски «Творений святых отцов» явились уникальным явлением для своего времени, как по масштабу, так и по сложности. Переводы творений публиковались в строгой последовательности и в полном виде, а не выборочно, что поставило данное издание на первое место в ряду научных серий по патрологии в Русской Церкви.

В заключение данного обзора необходимо привести сведения из отчета ревизионной комиссии во главе со свт. Филаретом (Дроздовым), ревизовавшей Московскую духовную академию в 1842 г. В данном отчете содержится характеристика не только разных областей академической жизни, но и представлена оценка деятельности год назад назначенного ректора арх. Евсевия. Об учебной части и о ректоре говорится следующее: «Удовлетворительные ответы студентов показали, что новый ректор возымел ожидаемое от него действие на студентов и на утверждение их в знании и на возбуждение в них ревности»[xxix]. Что касается экономической части академии, митр. Филарет выразил удовлетворение ее состоянием: «Библиотека найдена в порядке, <…> в хозяйстве также усмотрен должный порядок и попечительство»[xxx].

Вместе с преосв. Иоанном в Московской академии обучались талантливые однокурсники, среди которых многие стали видными иерархами и учеными: Миролюбов Н.И. (архиеп. Донской и Новочеркасский Макарий); Краснопевков Л.В. (архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид); Казанский П.С. — богослов и историк, преподаватель Московской духовной академии; Полисадов В.П. — протоиерей, профессор Санкт-Петербургского университета; Соколов А.К. — протоиерей, духовный писатель, преподаватель Московской духовной академии.

Из всего вышесказанного можно заключить, что еп. Иоанн (Соколов) обучался в Московских духовных школах в один из самых лучших ее периодов. В это время руководство семинарии и академии, помимо ректоров, осуществлялось свт. Филаретом (Дроздовым), который уделял своим школам усиленное внимание. В связи с этим состояние воспитательской, учебной и хозяйственной части находилось на высоком уровне. Таким образом, Московская духовная академия и семинария дала все возможности своим воспитанникам для духовного и научного возрастания.

Автор статьи выражает надежду на то, что данная работа послужит делу устранения белых пятен в истории Московских духовных школ в первой половине XIX в. и сподвигнет современных историков к более внимательному изучению жизни наших духовных учебных заведений в указанный период.

Литература

1. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: Автобиографические воспоминания. Том 1. Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2009.

2. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород: Паровая тип. И.И. Игнатовского, 1897.

3. Зеленина Я.Э. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилёвский и Мстиславский // Православная энциклопедия. М.: Издательство Православная энциклопедия, 2013. Т. 17. С. 271–273.

4. Иосиф, архиепископ Воронежский // Русский биографический словарь. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов. 1897. Т. VIII. С. 335.

5. Исмайлов Ф.Ф. Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М.: Унив. тип., 1860.

6. Кедров Н.И. Московская духовная семинария (1814–1889) (краткий очерк). М.: Типо-литогрфия: И. В. Кушнерев и Ко, 1889. 158 с.

7. Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887.

8. Миловский М., прот. Московская духовная академия в 1838–1842 гг. // Русский архив. М.: Тип. Лазаревского института восточных языков, 1893. № 9.

9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 123. Д. 676.

10. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907. 552 с.

11. Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия до графа Протасова. Воспоминания // Вестник Европы. 1872 г. Т. 4. Кн. 7.

12. Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до её преобразования (1814–1870). М., 1879.

13. Троицкий А., прот. Журналы духовные // Православная энциклопедия. М.: 2013. Т. 19. С. 399–406.

14. Филарет Московский, свт. и др. Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами. М.: Типография Лазаревского Института восточных языков, 1861.


[i] См.: Кедров Н.И. Московская духовная семинария (1814–1889) (краткий очерк). М.: Типо-литогрфия: И. В. Кушнерев и Ко, 1889. С. 8.

[ii] См.: Там же.

[iii] Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907. С. 77.

[iv] Ростиславов Д.И. Петербургская духовная академия до графа Протасова. Воспоминания // Вестник Европы. 1872 г. Т. 4. Кн. 7. С. 242–243.

[v] См.: Кедров Н.И. Указ. соч. С. 67.

[vi] Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород: Паровая тип. И.И. Игнатовского, 1897. С. 216.

[vii] Там же.

[viii] См.: Там же.

[ix] См.: Кедров Н.И. Указ. соч. С. 9.

[x] См.: Иосиф, архиепископ Воронежский // Русский биографический словарь. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов. 1897. Т. VIII. С. 335.

[xi] См.: Кедров Н.И. Указ. соч. С. 71.

[xii] Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: Автобиографические воспоминания. Том 1. Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2009. С. 300–301.

[xiii] См.: Кедров Н.И. Указ. соч. С. 72.

[xiv] См.: Там же. С. 74.

[xv] См.: Там же. С. 77.

[xvi] Исмайлов Ф.Ф. Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М.: Унив. тип., 1860. С. 111.

[xvii] См.: Кедров Н.И. Указ. соч. С. 60.

[xviii] См.: Там же. С. 66.

[xix] См.: Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до её преобразования (1814–1870). М., 1879. С. 422.

[xx] См.: Зеленина Я.Э. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилёвский и Мстиславский // Православная Энциклопедия. М.: Издательство Православная энциклопедия, 2013. Т. 17. С. 271–273.

[xxi] Филарет Московский, свт. и др. Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами. М.: Типография Лазаревского Института восточных языков, 1861. С. 396–444.

[xxii] См.: Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887. С. 37.

[xxiii] Цит. по: Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до её преобразования… С. 353.

[xxiv] См.: Листовский И.С. Указ. соч. С. 40.

[xxv] См.: Там же.

[xxvi] См.: Миловский М., прот. Московская духовная академия в 1838–1842 гг. // Русский архив. М.: Тип. Лазаревского института восточных языков, 1893. № 9. С. 53.

[xxvii] Отзыв на данный труд был написан исследуемым нами лицом преосв. Иоанном (Соколовым).

[xxviii] Троицкий А., прот. Журналы духовные // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 19. С. 400.

[xxix] О ревизии Московской духовной академии // РГИА. Ф. 796. Оп. 123. Д. 676. Л. 4.

[xxx] Там же. Л. 6.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (1)

Написать комментарий
#
Антипов Максим Анатольевич, Россия, Санкт -Петербург
4.12.2017 в 10:12
Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка Исидор!
Сердечно благодарю Вас за пробуждение интереса читательской аудитории портала "Богослов.Ру" к истории русской духовной школы XIX века. Многое из описываемого Вами периода можно найти в дневниках первого епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева). Он, к примеру, был учеником архимандрита Поликарпа (Гайтанникова). И очень похоже, что цитируемая в статье М.К. Струменского "Архимандрит Поликарп (Гайтанников)" (БВ. 1914. Т. 3. № 10/11. С. 353-359) неизвестная рукопись с воспоминаниями об этом ректоре МДА принадлежит перу преосвященного Никодима.
Очень надеюсь, что Вы как уроженец Красноярской земли сможете поспособствовать дальнейшему изучению и публикации трудов епископа Никодима (Казанцева), в частности, посвященных истории русской духовной школы в XIX столетии.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс