Почему наличка остается священной в американских церквях
События

Одна мысль об этом заставляет меня улыбаться. Я — часть того поколения, которому нужно было стоять по сорок пять минут в очереди, чтобы обналичить или пополнить счет в банке в до-банкоматную эпоху. Я помню, как на меня кричали, когда я пытался пролезть на велосипеде в очередь для автомобилистов, чтобы не стоять в еще большей очереди внутри национального банка Детройта. Я был одним из первых, кто наконец получил волшебную пластиковую карточку с круглосуточным обслуживанием.

Позже, в моих трудах в качестве историка американской религии, я подробно изучал роль, которую деньги сыграли в религиозной жизни Америки. В своей книге «В погоне за неуловимым долларом: история денег и американского протестантизма» я пересказал историю самого активного религиозного движения США с точки зрения того, как происходил поиск средств на религиозные служения и другие общинные нужны.

Итак, как же автоматические кассовые аппараты повлияли на церковную жизнь Америки?

Отдавая в церковь

Отделение Церкви от государства в позднем 18-м — начале 19-го века в США значило в историческом контексте больше, чем просто утверждение свободы вероисповедания. То, что до тех пор в Европе было общественным благом и финансировалось государством, перешло в частные руки. В Штатах религиозным лидерам пришлось начать полагаться на добровольные пожертвования и активно призывать к ним свою паству.

На протяжении 19 века были испробованы и оставлены различные схемы материального обеспечения общин.

То, что в Европе выглядело как добровольное пожертвование денег в специальные ящики, скромно висевшие на задней стене церкви, в Америке стало важнейшим ритуалом, центральной частью служения.

На американских еженедельных собраниях по рядам стали передавать тарелки для пожертвований — таким образом, этот процесс стал публичным, и каждый мог видеть, кто, если не сколько, жертвовал на нужды общины.

С приходом эпохи банкоматов этот ритуал как нечто сакрализованное попал в зону риска. В церквях появились банкоматы, и люди получили возможность жертвовать с их помощью, а не в рамках передачи тарелок и мешков по рядам.

Природа денег

Так почему тогда некоторые верующие так цеплялись за то, чтобы жертвовать именно наличные деньги? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять природу денег в церковной жизни.

Немецкий социолог Георг Зиммель заметил, что существенное, почти магическое свойство денег — это их способность быть обменянными на совершенно несоизмеримые друг с другом вещи. Отдельный человек может потратить одни и те же сто долларов на наркотики, на то, чтобы кормить бедную семью в течение недели, на дизайнерский шарф или отдать их как пожертвование в церковь.

Однако, хотя мы и знаем, что с этой точки зрения деньги универсальны, всё же не все деньги одинаковы, как пишет социолог Вивьен Зелизер в своей известной книге «общественное значение денег: карманные деньги, чеки, помощь бедным и остальная валюта». Есть моральные и социальные аспекты отношения к деньгам — и это достаточно занятно.

Как иллюстрацию, Зелизер приводит историю о члене популярной в 50-е филадельфийской банды Марти, который как-то раз пожертвовал в церковь 25 центов, которые дала ему мать, не пожертвовав больше. Когда его спросили, почему он пожертвовал так мало, он ответил: «Я бы не смог пожертвовать из других денег — это были нечестные деньги.» Деньги же, которые Марти получил от матери за честный труд, он пожертвовал. Когда Марти спросили: «А кто бы вообще узнал?», Марти ответил: «Бог бы узнал». Таким образом, каждый отдельный человек может иметь свои личные понятия о «чистых» и «грязных» деньгах, об «уместных» и «неуместных».

Вот тут в повествование и включаются банкоматы.

Пожертвования в эпоху банкоматов

Банкоматы впервые появились в холлах церквей около 12 лет назад. Было важно, чтобы люди жертвовали деньги фактически, а не в качестве кредитов, и чтобы они имели возможность сделать это в церкви, даже если они носили с собой не кошельки, а банковские карточки. Таким образом, банкоматы позволили евангеликам не стесняться, когда по залу проходила тарелка для пожертвований, а у них не было с собой кошелька или чековой книжки.

Марти Бейкер, пастор в Церкви Stevens Creek в Джорджии, широко известен как первый, кто в 2005 году установил в холле церкви два банкомата. В первый год пожертвования составили 100 000 долларов. Во второй их стало более чем вдвое больше — превыше 200 000 долларов. Идея с включением в игру банкоматов была такой успешной (пожертвования возросли на 18% сравнительно с до-банкоматной эпохой), что пастор сделал еще один шаг: он установил в холле новоизобретенные «десятинные банкоматы», которые направляли деньги с банковских счетов прихожан прямо на церковные счета, минуя банковские системы. Это нововведение стало началом виртуализации пожертвований.

Пожертвованиями, однако, считается традиционная для консервативных американских протестантов десятина, десятая часть от семейного дохода, которую жертвуют в знак благодарности за Божьи дары. Это священный долг, и наличные деньги имеют здесь большое значение.

Есть два аспекта, в которых можно рассмотреть отношение верующих к появлению банкоматов в церквях. Один из них — это приверженность консервативных евангеликов именно наличным средствам. Для многих евангеликов использование кредитной карты — это форма зависимости, так проповедует в еженедельных радио-программах формата «часто задаваемые вопросы» десяткам миллионов слушателей финансовый гуру консервативных протестантов Дэйв Рамзи из Financial Peace University. Рамзи учит: «Отбросьте кредитные карты — планируйте бюджет, стройте свое благосостояние и живите лучше, чем когда-либо!» Строить благосостояние можно, только тщательно остерегаясь кредитной системы, учит Рамзи, только так христианин может быть финансово свободным и богоугодным.

Дело в том, что для таких христиан деньги — не утилитарное средство, которым можно оплатить любые, самые разные вещи, для них они — что-то сакрализованное.

Мы верим в наличные

Второй аспект для рассмотрения — это то, что появление «десятинных банкоматов» в холлах церквей послужило сигналом — Америка начала становиться обществом безнала. До этого кредитные карточки могли быть использованы американцами наравне с наличными, в любых условиях, однако в священном месте, в церкви, уместны были именно бумажные купюры.

Как и в древнем мире, когда иудеи-паломники со всего света обменивали светскую валюту с изображениями властителей на валюту без изображений во Дворе Язычников во Втором Храме в Иерусалиме, чтобы иметь возможность купить жертвенных животных и делать пожертвования, современным верующим тоже нужно было совершать этот обмен — «кредитные» деньги на наличные.

Верующие древности подчинялись Второй Заповеди («не делай себе изображения», Исход 20:4–6), американцы, напротив, были привержены именно зеленым банкнотам с надписью «Мы верим в Бога» на них.

Кто бы мог подумать 50 лет назад, что новое изобретение человечества сыграет такую причудливую роль в коммуникации между Творцом и Творением?
Оригинал: James Hudnut-Beumler, “Why Cash Remains Sacred in American Churches”, RealClearReligion

Перевод: Дина Тархова специально для Misanthropic Church

Источник: https://medium.com/


Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru

Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский).

Поможем организовать отдых для детей-инвалидов http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75541


Другие публикации на портале:

Еще 9