Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Николай Тарнакин. Анализ статей по библейскому богословию в журналах Московской Патриархии с 1946 г. по 1991 г

7 ноября 2017 г.
В настоящей статье предпринята попытка анализа ряда статей по библейскому богословию, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и в журнале «Богословские труды» в период с 1946 по 1991 год. Обнаружилось, что в указанный период в журналах было опубликовано весьма значительное количество таких статей. Поэтому, в связи с характером настоящей работы, предмет исследования был искусственно ограничен сравнительно небольшой (от 8 до 35) выборкой.

Статьи, включенные в выборку, в свою очередь, были сгруппированы в блоки: личности Нового Завета, темы библейского богословия и события Нового Завета. Наиболее объемным получился блок личностей — 35 статей. В настоящей работе в этом блоке рассматриваются лишь несколько наиболее характерных статей, принадлежащих перу известных церковных авторов (архиепископ Михаил (Мудьюгин), протоиерей Михаил Сперанский, священник Александр Мень). Блок, посвященный событиям, включает в себя 9 статей и также подробно не рассматривается, за исключением нескольких публикаций. Более подробно в статье рассматривается блок (8 статей), посвященный темам библейского богословия.

Личности Нового Завета

Из тридцати пяти статей, составляющих блок, посвященный личностям, рассмотрим подробнее три публикации церковных авторов, оста- вивших значительный след в истории Русской Церкви второй половины ХХ века.

Статья архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) «Вера в богословии святого апостола Павла» (текст выступления владыки Михаила на встрече профессоров и преподавателей МДА с делегацией Совета Евангелической Церкви в Германии 15 июня 1982 года) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 12 за 1982 год. Статью отличает строго логическое изложение материала, что является характерной особенностью как письменного стиля, так и публичных выступлений архиепископа Михаила[1] . В статье используются методы экзегетики: приводя слова апостола Павла (Кор. 11: 31-32), автор заключает: «для каждого из нас открыт путь самоотчуждения, то есть покаяния»[2]. В заключении делается вывод, что «оправдание и спасение совершаются через веру»[3].

Статья профессора-протоиерея Михаила Сперанского «Первоверховные апостолы Петр и Павел (К 1900-летию со времени мученической кончины)»[4], опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 7 за 1967 год. Статья содержит значительное количество элементов экзегезы и является научно-популярной. Автор проводит детальное рассмотрение личности и деятельности апостолов Петра и Павла. Рассматривая событие обращения Савла, автор отмечает, что «все попытки подвести естественно-психологическую базу для объяснения не выдерживают критики»[5]. Следует отметить использование автором в качестве одного из источников статьи Н. Н. Глубоковского из журнала «Христианское чтение» № 1-2 за 1896 год[6].

Статья священника Александра Меня «Святой апостол Лука как дееписатель Церкви»[7] опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 12 за 1963 год. Автор выражает несогласие с точкой зрения, рассматривающей творения апостола Луки как чисто исторические, считает «Евангелие от Луки» и «Деяния святых апостолов» историко-дидактическими, поскольку их основная цель «дать «твердое основание» христианского учения (Лк. 1:4) через описание жизни и проповеди Господа Иисуса Христа и трудов Его апостолов»[8]. Также отмечается, что творениям ап. Луки свойственен «Павлов универсализм»: «участие язычников в Царствии Божием»[9], ведение родословия «от начала человеческого рода»[10].

Следует отметить, что статьи более раннего периода (40-е — 50-е гг.), принадлежащие таким авторам, как прот. С. Савинский, Н. Попов, прот. Н. Харьюзов, носят в целом подчеркнуто описательный характер, содержат авторские комментарии к библейским текстам, однако не являются строго научными.

Темы библейского богословия

Статьи митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) «Любовь по учению Нового Завета»11 (1956 г.), священника Г. Бежгу «Дружба по Священному Писанию»[12] (1957 г.), священника Михаила Мудьюгина «Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете»[13] (1964 г.) в целом носят описательный, литературный характер, при этом содержат элементы научного рассуждения: авторский комментарий, толкования и многочисленные цитаты Священного Писания. Возможно, такая форма изложения материала в те годы выбиралась авторами не случайно, поскольку позволяла донести свою мысль до читателя в наиболее доступной форме.

Статья священника Петра Трохина «Надежда и спасение в Священном Писании Нового Завета»[14] (1984 г.) по форме изложения напоминает вышеуказанные, и отличается от них лишь более научным стилем изложения.

Статья митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко)[15] «О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию»[16] (1981 г.) в целом является описательной, с элементами экзегезы. Автор анализирует облик Христа в историческом контексте эпохи с использованием исторических источников. В своих рассуждениях автор опирается не только Священное Писание, но и на труды святых отцов. Также статью отличает использование многочисленных научных терминов и оборотов: «борьба против внешнего формально-юридического понимания…»[17], «любовь Христа сочетается с объективным знанием психологической обусловленности человеческих действий»[18].

Статья митрополита Макария (Невского) (1835-1926) «О великих делах Божиих по Священному Писанию Нового Завета»[19] (1991 г.), является перепечаткой дореволюционной публикации, носит описательный характер и представляет собой краткий пересказ библейской истории. Статья производит впечатление послания к новообращенным или собирающимся вступить в Церковь. Это тем более вероятно, что митр. Макарий был выдающимся миссионером на Алтае, «крупным духовным писателем и переводчиком»[20].

Стоит особо отметить публикации в журнале «Богословские труды» текстов выступлений на Богословских собеседованиях 1971 и 1973 гг. между Евангелическо-Лютеранской и Русской Православной Церквями: профессор Л. Гоппельт (Гамбург) «Примирение через Христа по Новому Завету»[21], профессор А. Т. Николайнен (Хельсинки) «Евхаристия в свете исследований Священного Писания Нового Завета»[22]. Статьи посвящены достаточно узким темам и отличаются строго научным характером. В своих исследованиях авторы опираются не только на Священное Писание и труды святых отцов, но и на современные им западные научные исследования по истории и библеистике, а также текстологию.

Таким образом, в статьях блока обнаружены общие тенденции в стиле, языке и форме изложения, каковыми являются: описательный характер, авторские комментарии, элементы толкования, общая публицистическая направленность в сочетании с научностью. Также характерными особенностями являются: опора прежде всего на Священное Писание Ветхого и Нового Заветов; цитирование трудов святых отцов, таких как: свт. Иоанн Златоуст (цитируется большинством авторов), свт. Василий Великий, свт. Афанасий Великий, свт. Филарет Московский (Дроздов), свт. Игнатий Брянчанинов; использование авторами способа изложения материала по пунктам, что встречается достаточно редко в блоке статей, посвященном личностям.

События Нового Завета

Статья архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне»[23] (1953 г.) не является строго научной, представляя собой экзегетическое рассуждение автора, построенное в форме «стих-толкование», «вопрос-ответ». Какие-либо исагогические сведения и ссылки в статье отсутствуют.

Статья диакона Александра Меня «Фавор и Голгофа. (Земная жизни Христа Спасителя)»[24] (1960 г.), написана в ярком литературном стиле, что характерно для автора. Сноски и ссылки в статье отсутствуют, рас- суждения автора опираются исключительно на Священное Писание.

Статья протоиерея Н. Никольского «Великий Пяток в евангельских повествованиях»[25] (1964 г.) рассматривает евангельские события в историческом контексте того времени, используя солидную научную базу: римское право, исторические источники (труд Иосифа Флавия) и труды святых отцов.

Статья протоиерея Стефана Жила «Проблема глоссолалии в русской православной экзегетике»[26] (1989 г.) написана в строго научном стиле, что можно признать характерной особенностью, выделяющей ее фоне аналогичных статей того времени. Автор опирается на Священное Писание, научные исследования других авторов и труды святых отцов. Стремясь к максимально глубокому рассмотрению проблемы, автор подвергает критическому разбору теорию западного библеиста Шульца. В целом статья посвящена рассмотрению отечественных теорий, анализирующих проблему глоссолалии.

В целом обращает на себя внимание тенденция изложения авторами материала в описательной, литературной форме. Несмотря на это, ряд статей совмещает такое изложение с использованием научного аппарата.

Заключение

В результате изучения статей по библейскому богословию, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и в журнале «Богословские труды» в период с 1946 по 1991 год, сделаны следующие выводы:

  • В публикациях, посвященных личностям Нового Завета, обнаружена закономерность. Статьи, написанные в период в с 1946 по 1965 гг. (во времена правления И. С. Сталина и Н. С. Хрущева) носят преимущественно описательный характер, содержат множество исторических сведений и подробностей, дополняющих евангельскую историю, написаны в ярком, художественном стиле. Статьи, опубликованные после 1965 года (во время правления Л. И. Брежнева и позднее) носят более научный характер, их авторы чаще прибегают к методам экзегетики. Ряд авторов — архиеп. Михаил (Мудьюгин), прот. Михаил Сперанский, свящ. Василий Строганов, прот. Александр Ветелев — целиком посвящают свои работы толкованию Священного Писания. Возможно, эта закономерность связана с влиянием на исследователей исторических событий, личностей и политической обстановки в целом.
  • Публикация в конце 50-х — начале 60-х гг. весьма значительного количества статей, посвященным личностям, объясняется празднованием памятных дат, связанных с апостолами. Также в начале 70-х годов заметно возвращение интереса исследователей к личностям Нового Завета. Очевидно, это связано с проводившимся в то время диалогом между Русской Православной и Евангелической (Лютеранской) Церквями[27].
  • В отличие от статей по личностям, в публикациях, посвященных темам и событиям Нового Завета, не наблюдается заметной связи с историческими периодами в СССР. Большинство статей построено по принципу «описание — комментарий — толкование».
  • В статьях, посвященным темам библейского богословия, обнаружены общие тенденции в стиле, языке и форме изложения. В целом большинство публикаций, посвященных дружбе, прими- рению, любви, надежде и спасению, носят описательный характер, содержат авторские комментарии с элементами толкования. Очевидно, авторы при сохранении общей публицистической направленности статей стремятся, в тоже время, придать им научный характер.
  • Стоит отметить, что в исследованиях по темам библейского богословия авторы прежде всего опираются на Священное Писание, широко используя при этом труды святых отцов, источники по истории (Иосиф Флавий), отечественные и западные научные исследования по библеистике. Еще одной характерной чертой большинства статей блока является изложение материала по логически выстроенным пунктам, что встречается достаточно редко в блоке статей, посвященном личностям.
  • Также в блоке тем библейского богословия строгой научностью выделяются статьи, опубликованные в журнале «Богословские труды». Прежде всего это относится к статьям с текстами выступлений на Богословских собеседованиях 1970-1973 гг.
  • В блоке статей, посвященных событиям Нового Завета, можно увидеть явное движение авторов от чистой публицистики к строго научному стилю изложения материала. Так, в 1953 году публикации носят описательный характер[28]; в 1960, 1964, 1966 гг. авторы[29] используют научный аппарат (сноски, ссылки); в 1987, 1989 гг. авторы[30] публикуют статьи уже строго научного характера.
  • В целом публикации по библейскому богословию в 1946-1991 гг. отличаются использованием авторами научно-популярного стиля изложения материала. Очевидно, это связано с тем, что для публикации результатов исследований в этот период были доступны всего два церковных издания: «Журнал Московской Патриархии» и «Богословские труды», и такая форма подачи материала позволяла сделать информацию для читателя более понятной и доступной.

Источник: http://spbda.ru/


Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru

Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский).

Поможем проекту «Православная музыкальная студия» http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75682


Другие новости раздела Библейское богословие
Другие новости
ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс  
1 2 3 4 5  
6 7 8 9 10 11 12  
13 14 15 16 17 18 19  
20 21 22 23 24 25 26  
27 28 29 30  

добавить на Яндекс добавить на Яндекс