Книжная суббота: Римская империя, христианство и варвары
События

Будучи частью большого произведения, данный том, вместе с тем, представляет собой самостоятельное произведение, достаточно законченное по форме и может быть предметом специального исторического интереса для специалиста-антиковеда. 

Исследуя период III-VIII вв. и рисуя картину этого перехода как единого целого, Л. П. Карсавин следует традиции западноевропейской науки XVIII-XIX вв. (например, Л. де Тиллемон, Эд. Гиббон, Н. Д. Фюстель де Куланж и др.) и предвосхищает новые направления исторической науки XX в. (Дж. Бьюри, А. Джоунз, Р. Ремондон, Э.Корнеманн, Дж. Эм. Уолесс-Хедрилл). 

содержание

Социально-политический строй поздней империи 
Римская империя представляла собою если и не федерацию городов-государств, то государство с широкой городской автономией. 
Город-государство (civitas) составлял ядро римского государства. 
Политический строй колонии походил на строй самого Рима, а другие города — особенно с возникновением муниципиев — стремились уподобиться Риму. 
Трудно было управлять большим государством без бюрократии. 
Провинциальная аристократия (т. е. наиболее богатые декурионы) была связана с крупнопоместной знатью. 
Экономический строй империи 
Нельзя однако признать хозяйство империи капиталистическим. 
Доминат и гибель Западной империи 
Первая политическая организация империи, так называемый принципат (или диархия) явилась компромиссом между монархией и республикой. 
Реформы Диоклетиана довершили уже Цезарем начатую эллинизацию империи, проявившуюся ив религиозном характере нового государства 
Столица республики и принципата, город Рим лишился былого политического значения. 
Культурный центр Римской империи переместился на Восток; и новой столицей стал Константином основанный Константинополь. 
Доминат Диоклетиана превратился в христианскую деспотию 
Варваризированная армия начинает играть видную политическую роль; ее командующие избирают и низлагают императоров. 
Варваризировалось и само общество 
Духовная культура империи 
Атония общества и атрофия политических и социальных чувств 
Единственно христианская литература отличалась новизной, что выдвигает на первый план проблему истории религии 
Языческое общество и христианство 
Историческое значение христианства и христианского богословия 
Основная догма христианства, догма Троицы 
Христианский аскетизм и Церковь 
В христианском аскетизме нашла свое выражение созидательная и организующая сила христианства. 
Христианское миросозерцание и Церковь на Западе 
Характернейший представитель западного христианства — св. Августин 
Индивидуализмом и антропологизмом отличается и учение Августина о Троице и его изложение теории зла. 
На закате Западной империи, не императорская уже, а папская столица, — Рим вновь приобрел политическое значение. 
Постоянно богатеющая Римская Церковь сделалась покровительницей населения Италии. 
Лев Великий был лишь популярнейшим помощником императора; Григорий Великий — едва ли не самостоятельным правителем 
Рим, лигуры и кельты 
История Европы начинается в период неолита (примерно 3000 г. до Р. X.) 
Кельтам не удалось основать долговечного государства. 
Германцы 
Гибнущая римская культура постепенно сливалась с не исчезнувшими еще кельтской и германской культурами; однако нам дано наблюдать только элементы и результат синтеза, но не сам процесс. 
Религия первобытного германца — натуралистический и, в сравнении с индийским, антропоцентрический пантеизм. 
Англосаксы 
Англосаксонское духовенство занимали не одни вопросы веры, но и наука и литература, не только латинский и греческий, но и англо-саксонский язык. 
Франки, лангобарды и папский Рим 
Политическое объединение Европы выпало на долю франков. 
Франкское королевство с самого начала отличалось сочетанием германских и римских элементов. 
Эдикт (Конституция) Хлотахара II явился компромиссом между королем и знатью. 
Готская власть в Италии не прервала политической традиции, поэтому византийцам даже не пришлось возрождать ее. 
Защищавшие римское вероисповедание папы защищали вероисповедание западное, постоянно ориентализируемое императорами. 
В первой половине VII века догматическая борьба Рима с Византией приобрела и политический смысл; политическая победа осталась за императором, моральная — за папою. 
Римская империя погибла с ростом «индивидуализма».

СПб.: Алетейя, 2003. - 336 с. — (Серия «Библиотека средних веков»). 
Пер. с лит. Т.Алекнене; научная редакция, библиография А.Клементьева.

Ссылка на источник, разместивший текст книги


Делайте добрые дела вместе с порталом Богослов.ru

Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием (прп. Исаак Сирин).

Поможем создать учебное пособие по рождественской прозе в русской классике http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75688 



Другие публикации на портале:

Еще 9