Правильное чтение: Мартин Хайдеггер
События

Крайне сложно дать простую аннотацию или тезисное описание философии Хайдеггера, которая представляет из себя, пожалуй, сложнейшее и глубочайшее прозрение в сущность западного мышления, философии и бытия. Бытие (Sein/Seyn) — это ключевое и многозначное понятие в трудах шварцвальдского профессора. Хайдеггер ставит жирную точку в конце европейской философии уже после того, как она окончательно закончилась на Ницше. После Хайдеггера философии нет вообще, только распад структур Логоса и брожение обломков. Но Мартин Хайдеггер не просто ставит точку, он осмысляет все, что было сказано и воплощено в западной истории и философии, а главное — почему было помыслено именно это, именно так и привело именно к такому упадку и забвению бытия? Масштаб мысли Хайдеггера охватывает весь историал западной метафизики от досократиков, которые первыми начали философствовать, и до Ницше, который осознал, описал и завершил их посыл.

В ХХ веке Хайдеггер совершает онтологический поворот, который оказывается поворотом к языку и вопросу об истине бытия. Хайдеггерианский метод работы с языком неподражаем и необычен, он возвращает нас к временам, когда философские термины только-только становились концептами и какие семантические поля они охватывали, а какие ошибочно отсекались и ограничивали будущие ведущие слова философии.

Наконец, Хайдеггер не ограничивается глубинным описанием того, что было, но воплощает в себе тот тип «единичного» мыслителя, который он сам описывал: стоящего между Первым Началом западного мышления и Другим Началом, которое единичные философы и поэты должны подготовить к свершению и Событию (Ereignis). Здесь стоит предупредить читателя от рефлекторных аналогий относительного Первого Начала и Другого Начала философии — их не следует мыслить линейно или циклично, как смерть-и-рождение и постоянное вечное вращение и «возвращение». Другое Начало — радикально Иное относительно всего того, что было. Здесь Хайдеггер не похож ни на кого и ни на что из известных нам традиционных или научных картин циклов времени и смены вех. Учение о Другом Начале является собой высший полет мысли в самом сердце Бездны.

Бытие и время.

«Бытие и время» — ранний и самый известный труд Мартина Хайдеггера, который является пробой постановки проблемы его философии. Издание этой книги в 1927 году в одночасье вывело Хайдеггера на философский Олимп Европы, но сам он позже и в дневниках не раз признавался что эта работа была слишком сырой и отягощенной феноменологическим подходом Гуссерля, учителя Мартина.

На русском языке хорошего перевода «Бытия и времени» нет. И с этим надо смириться. Есть перевод Бибихина, который содержит неточности и большое количество идей самого Бибихина, а не Хайдеггера, поэтому читать вторичное переложение сложного хайдеггерианского языка и мысли не следует. Следует выучить немецкий язык и прочитать «Sein und Zeit» в оригинале.

Двоякое положение.

Так как Хайдеггер окончательно констатировал конец западного мышления — это стало и концом парадигмы Модерна, апофеоз которой пришелся на Вторую Мировую войну. Как следствие мы можем увидеть, что Хайдеггер стоит в основании развилки последующего пост-военного и пост-Западного, пост-современного мышления.

Первое направление — это то, которое усвоило Хайдеггера неправильно и взяло курс на Постмодерн. Хайдеггер — один из прекурсоров постмодернистской философии. Перевод его книги «Бытие и время» на французский стал тем основанием, на котором воздвиг свою экзистенциальную философию левый мыслитель Жан-Поль Сартр. Сартр настолько не понял Хайдеггер и увел свою мысль не туда, что немецкий философ позже был вынужден выступить с защитой своих тезисов от неверного толкования в «Письме о гуманизме».

Тем не менее, начиная с Сартра, в поствоенной Франции властителями дум и мод становятся интеллектуалы левого толка. Вопросы онтологии, истины, экзистенции и языка будут интересовать таких гениев постмодернизма и постструктурализма, как М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез и Ф. Гваттари и Ж. Бодрийяр. Все они так или иначе опираются на Хайдеггера и Ницше, предлагая свой вариант «Другого Начала» и абсолютно горизонтальной, имманентной и виртуальной философской топики [деконструированной, без вертикального Логоса].

Второе направление — это консервативное и традиционалистское прочтение Хайдеггера, который при жизни был близок кругам Консервативной Революции и имплицитно воплощал консервативный образ жизни в провинции — об этом смотри его очерк «Философский ландшафт».

Но глубина и оригинальность мысли Мартина Хайдеггера не позволяют просто вписать его в один ряд с теми или иными консерваторами, или традиционалистами, которые в силу самого значения слов опираются на образцы прошлого или Традиции. Такой подход будет лукавством и упрощением смыслов, чего нельзя допустить.

Для наглядности контраста попробуем привести пример:
Представим себе обычного современного молодого человека, почти обывателя с обычным кругом интересов в рамках его ежедневного жизненного мира. Максимально обычного человека. И вот, каким-то чудом или невозможным стечением обстоятельств, этому молодому человеку попадают в руки книги Эрнста Юнгера, Юлиуса Эволы и сборник священных текстов европейских традиций. И он усваивает традиционализм как философию своей жизни, с ним происходит преображение всего его естества и экзистенции. Ещё вчера он был никем, обычным безликим «некто» (das Man у Хайдеггера), но сегодня он уже носитель идей и идеалов, он религиозен, его мышление работает, он переживает свою жизнь как бытие-в-сердце-ада Модерна и Постмодерна. Фактически, он наконец-то стал ближе к Человеку и понятию того, что такое Жизнь вообще. До этого момента он вовсе не жил, а спал уютным сном забвения в неосознанности.

Так вот, если традиционализм делает из обывателя Человека, то философия Хайдеггера для консерватора и традиционалиста работает так же радикально, как традиционализм ошеломляет обывателя. Корректное усвоение посыла Хайдеггера выбивает твердую опору политического консерватизма и традициоанилизма из-под ног человека. Не возвращает назад к глупому состоянию обывателя, но бросает вызов и посыл к совсем другому, отличному от привычных нам схем и «вилок» выбора. В этом заключается огромная сложность усвоения хайдеггерианской философии. Относительно консерватизма и традиционализма есть возможность навести некие мосты и нащупать связи между этими идеологиями и Хайдеггером, но до некоего предела. Известно, что в книге «Оседлать тигра» Ю. Эвола критикует Хайдеггера за экзистенциализм, но здесь барон совершает ошибку и скорее критикует Сартра за спиной Хайдеггера. Тем не менее при недавнем анализе новых изданий черновиков Хайдеггера под названием «Черные тетради», итальянские исследователи нашли у него непрямую, но характерную цитату из Эволы, о чем сообщает Джованни Сесса в статье «Хайдеггер — читатель Эволы».

Поэзия.

Хайдеггер считал, что только два типа людей способны к подлинному вопрошанию и опрашиванию Бытия и человеческой экзистенции — это философы и поэты. Среди поэтов он особенно выделял Гёльдерлина, Рильке и Тракля, которым посвятил свою работу «Язык поэзии». Позднее он хотел добавить к триптиху фигуру Паля Целана, но этим планам не суждено было воплотиться. Особого внимания заслуживает анализ стихотворения Стефана Георге «Слово» (Das Wort).

По мнению Хайдеггера, философы и поэты поднимаются на одну высоту мысли, но на разных пиках, вершинах. Согласно одной из энигматических записей в его дневниках, «переход с одной вершины на другую совершается не через спуск в долину и подъем, а через скачок с пика на пик».

Настроения

Одним из ключевых понятий в философии Хайдеггера является Dasein, что переводится как «вот-бытие» применительно к человеку. Одним из экзистенциалов Dasein является Stimmung — Настроение.

Хайдеггер утверждает, что сегодня Dasein пребывает в состоянии глубокой скуки, настолько глубокой, что она уже не осознается как таковая. Если античная философия начиналась с удивления, то сегодня она закончилась тотальной скукой, тяжелым долгим временем в котором ничего не происходит.
Подробно виды скуки он разбирает в книге «Основные понятия метафизики», уделяя внимания модусам бытия человека, животного и камня.
Другим важным настроем является Ужас, Angst. Ужас об осознания конечности своего бытия, от смертности человека (Sein-zum-Tode).
Вхождение человеком в настрой Dasein способно привести его к правильному аутентичному проживанию и мышлению.

Хайдеггер и нацизм.

Тема является излюбленным и избитым жупелом лево-либеральной интеллигенции, которая осознает про-консервативный настрой философии Хайдеггера и пытается раздуть «скандал» с целью «забыть и исключить» философа из истории мысли, дабы сохранить постмодернистский статус кво.

Итак, Хайдеггер был современником Третьего Рейха и был членом партии. В 1933 году Хайдеггер становится ректором Фрайбургского университета и желает кардинально реформировать кафедру философии и всю философскую науку при поддержке режима. Но он будет занимать кафедру менее года, постепенно дистанцируясь от НСДАП и их идеологии. Для Хайдеггера она слишком отягощена почившей метафизикой и его интересы в философии было невозможно свести до пропагандистских агиток.

Тем не менее после войны Хайдеггер отказывается от публичного покаяния, как того требовали оккупационные власти и левая диктатура. Никогда до своей смерти он не признал себя виновным в том, что был временным попутчиком в партии на заре 1930-х годов. К сожалению, такова судьба почти всех консервативных революционеров и всего движения — остаться испачканными тенью национал-социализма, которая падает на них как клеймо в мире победившей посредственности.

После всего сказанного у читателя назреет вопрос: Так что же почитать из Хайдеггера?
Во-первых, настоятельно рекомендуется прочитать подготовительную литературу:
— Учебник по истории западной философии (не Рассел), желательно континентального автора или пост-советский;
— Книгу А. Дугина «Мартин Хайдеггер. Последний Бог» — лучшее на сегодняшний день введение в проблематику;
— Книгу А. Дугина «Метаполитика и эсхатология Бытия» — не бесспорная попытка вывести из философии Хайдеггера политическую теорию будущего;
— Книгу Askr Svarte «Приближение и окружение» — синтез германо-скандинавского традиционализма и хайдеггерианства;
— Статью О. Цендровского «Понятие бытия (Seyn) в философии М. Хайдеггера и её методологические особенности»;
— Статью М. Хайдеггера «Конец философии и задача мышления» — уловите посыл когда он рассказывает про «просвет» и «алетейю».
— Настоятельно НЕ рекомендуем читать никакие труды Н. В. Мотрошиловой из-за нижайшего качества и стиля текстов;
— Рекомендуем читать предисловия переводчика Шурбелева, под его редакцией и с его комментариями вышли очень неплохие переводы.

Из самого автора:
— «Что зовется метафизикой?»;
— «Основные понятия метафизики»;
— «Время и бытие» — поздний сборник и второй том «Бытия и времени»;
— Семинарский двухтомник «Гераклит», один от Мартина Хайдеггера, другой совместно с Ойгеном Финком — отличные книги для ознакомления с методом лингвистической герменевтики Хайдеггера и погружением в философию;
— «Язык поэзии»;
— «Черные тетради II» — том черновиков, внутренняя лаборатория мысли автора, уже для углубленного чтения;
— Sein und Zeit на немецком.


Источник Парето


Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.

Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком (свт. Иоанн Златоуст).

Поможем детям с ограниченными возможностями встретить Рождественские праздники в коллективе сверстников http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75684



Другие публикации на портале:

Еще 9