Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

«Мы живем в состоянии раскола»

12 октября 2017 г.
Феликс Разумовский представил книгу «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!»

Презентация книги Феликса Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!» состоялась 10 октября в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения». Книга создана как литературная версия популярной телевизионной исторической программы Ф.Разумовского «Кто мы?» и выпущена Издательством Московской патриархии Русской Православной Церкви к 100-летию Всероссийского церковного собора и восстановления патриаршества.

В презентации приняли участие и. о. главного редактора Издательства Московской патриархии епископ Балашихинский Николай, историк Олег Айрапетов, публицист и общественный деятель Армен Гаспарян. Презентация переросла в дискуссию, в которой участвовали присутствующие. В качестве модератора встречи выступила Анна Шафран, ведущая радиостанции «Вести ФМ», телеканала «Россия».

Первым автора приветствовал и поздравил с выходом книги – «своевременным событием» – председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Иерарх высоко оценил программу Феликса Разумовского «Кто мы?», в которой автор «не просто делится своими взглядами и мыслями всякий раз, когда обращается к пласту истории, а рассматривает их через призму нашей собственной идентичности, и каждый раз передача является ответом на вопрос «Кто мы?». Споры показывают, продолжил митрополит, что мы до сих пор не знаем, кто мы такие, и почему так произошло. Здесь высказываются подчас противоположные оценки; многие считают, что «не надо ворошить прошлое». «Мы не должны быть «иванами, не помнящими родства», отметил митрополит Иларион, однако, отвечая на нынешний призыв к примирению, должны задуматься: «А кто с кем должен примириться? Или кто с чем должен примириться?». «Должны ли мы примириться с тем, что миллионы людей подвергались незаконным репрессиям, когда вся страна была опутана сетью лагерей? Надо с этим мириться, или все-таки надо возвращаться мыслями к тому периоду времени и размышлять о том, что произошло?». Говоря о гонениях на Церковь, которые власть ослабила только в середине Великой отечественной войны, митрополит Иларион также сделал вывод: «Главный урок, который стоит извлечь из трагической истории, – невозможно построить счастье человека на земле, отказавшись от Бога».

Феликс Разумовский рассказал о книге. «Это не энциклопедия, не научная монография. Она для чтения. Нам хотелось, чтобы сегодняшний  современник получил возможность узнать о событиях не только в концепции Великого октября, но и познакомиться с православным  взглядом на эти события», – сказал он. Первая часть книги посвящена первой мировой войне – «Преданная война», которая была «сознательно вычеркнута из нашей истории». А вычеркнута потому, что «здесь предателем выступает часть народа, которая отказалась защищать родину», убежден автор. Отказалась защищать потому, что в это время Россия провалилась в смуту. По мнению Ф. Разумовского, гражданская война началась не после революции, а до; большевистская концепция – революция, потом гражданская война – не выдерживает критики. Первые проявления гражданской войны историк относит к 1902 году – когда тысячи усадеб были разграблены и сожжены. «Это была война белой и черной кости. Как только царь отрекся от престола, эта война, которую Столыпин и другие пытались сковать, выплескивается наружу, это океан злобы и ненависти, война всех против всех, – считает он. – На этой волне власть берут большевики. Большевики, в отличие от всех других, делают ставку на гражданскую войну, потому что они готовы к торжеству зла». Главный фронт гражданской войны – крестьянский. Далее автор приходит к выводу: в результате войны были ликвидированы все слои русского общества, все традиции, кроме одного – Церкви. «Было возрождено патриаршество, проходит церковный собор... После переворота октября 1917 года начался подъем церковной жизни. А потом… начинается Голгофа», – подытожил историк. Феликс Разумовский выразил несогласие с высказыванием А.Солженицына «Мы потеряли ХХ век». «Россия дала тысячи мучеников за веру. Главные герои ХХ века были не стахановцы, а новомученики», – отметил автор книги.

В спор с Феликсом Разумовским вступил историк Олег Айрапетов, доцент МГУ им. Ломоносова. В революции сводятся не личные счеты, а исторические, отметил он: «Александр Блок был потрясен тем, что разгромлена его усадьба. Это историческая память о той социальной несправедливости, которая существовала». В то же время О. Айрапетов отметил, что с удовольствием смотрит передачи Ф. Разумовского, которые  «пропитаны любовью к русскому слову, русской культуре и не могут не радовать», особенно в то время, когда происходит «разгром образования». Также важно, отметил Айрапетов, чтобы «был диалог светских и церковных историков и, если возможно, чтобы хотя бы не было конфликта».

Епископ Балашихинский Николай выступил в поддержку взгляда Феликса Разумовского на события церковной жизни после революции: «Это важное событие. Собор сделал много в жизни Церкви, помог переосмыслить исторический путь, это был ответ на все вызовы времени». Говоря о книге в целом, епископ отметил ее неповторимый авторский стиль, широту охвата. «Книга позволяет осязаемо представить описываемые события и войти в исторический контекст», – подчеркнул он.

Публицист Армен Гаспарян выразил сожаление, что, несмотря на 100-летие события, число работ по этой теме крайне мало – несопоставимо больше исследований русской революции издано в Германии и Англии.

В ходе дискуссии со стороны присутствующих прозвучали вопросы: «В чем причина «войны белой и черной кости»? Какую роль сыграла реальная власть, которая не могла этого не видеть? Можно ли было решить аграрный вопрос? В чем состояла Голгофа и что было после нее? Как относиться к русскому коллаборационизму? А закончилась ли вообще революция?..

Отвечая, Феликс Разумовский подчеркнул, что одна из главных проблем – раскол единого русского мира на «европеизированную верхушку и на остальное традиционное население». Элита оторвана от национальной почвы. Раскол нарастал весь XVIII и XIX век и привел к катастрофе. Мы его не преодолели. Мы живем в состоянии раскола. Эту проблему осмысляла русская литература, но до «русской власти она не дошла». Автор также не уверен, что даже такой деятель, как Столыпин, понимал эту проблему. «Иначе крестьянская реформа была бы другая», – убежден он.

Историк Олег Айрапетов, участвуя в дискуссии со своей стороны, указал на важность реформы 1861 года и крестьянского вопроса. Трудно представить перспективы развития страны при крепостном праве. Земля, которую получили крестьяне, была недостаточна при росте крестьянского населения. Дихотомия «крестьяне – дворяне» не была главной проблемой; но «аграрный вопрос был проблемой проблем».  

По мнению Феликса Разумовского, аграрный вопрос можно было решить, но его нельзя было решить по-европейски. Говоря о русской Голгофе, историк напомнил: Голгофа заканчивается спасением. Если бы ее не было, Россия бы из-под этих глыб не выбралась. Никто никогда не ставил такого эксперимента. «Голгофа имела тот итог, что мы, несмотря на все, еще живы, разговариваем о России, кого-то эти вопросы волнуют... Без Голгофы это было бы невозможно». Он вернулся к вопросу о примирении, поднятому в начале презентации митрополитом Иларионом. «Примириться надо с Россией. К тому, что разрушили, мы все причастны», - подчеркнул Разумовский.

На вопрос о том, закончилась ли революция, Феликс Разумовский ответил, что ни разу не употребил слова «революция». В Европе революция созидает нацию. «Наша революция нас раздавила, пропустила через мясорубку. Закончилась ли мясорубка?»  По мнению Ф. Разумовского, нет. Она работает дальше. И хотя это уже «не испанский сапог», как это было вначале, подытожил автор, но «перемалывание остатков русского сознания продолжается». 

Книга состоит из трех частей: «Преданная война», «Кровь на русской равнине», «Русская Голгофа». Сопровождается иллюстративным материалом. 

Елена Бажина


Источник http://blagovest-info.ru


Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru

Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский).

Поддержим передвижную библиотеку на колёсах http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75680

Другие новости раздела История Русской Православной Церкви
Другие новости
октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс  
1  
2 3 4 5 6 7 8  
9 10 11 12 13 14 15  
16 17 18 19 20 21 22  
23 24 25 26 27 28 29  
30 31  

добавить на Яндекс добавить на Яндекс