Книжная суббота. 5 книг о Средних веках
События

1) Блок М. Феодальное общество. М.: Издательство имени Сабашниковых, 2003.
Книга основоположника знаменитой «школы Анналов», Марка Блока, впервые опубликованная в 1939-1940 гг., до сих пор остается одним из самых красочных и при этом точных описаний средневекового общества. На обширном документальном материале Блок создает сложный и живой образ Западной Европы IX-XIII веков, где феодализм представлен движущей силой общества и его структурирующим элементом. Блок подчеркивает, что этот строй был преимущественно западноевропейским феноменом и нельзя говорить о нем как об универсальной стадии развития общества.
Особая ценность книги заключается в том, что историк не боится пойти дальше общей «теории формирования» статичных феодальных институтов, но посвящает целые главы описанию их динамики. Блоку удается объяснять сложносоставные общественные явления в движении, не теряя ясности их деталей.
Книга породила широкую дискуссию в научных кругах и входит в число наиболее влиятельных трудов в медиевистике XX века.

2) Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. М., 2000.
Жорж Дюби относится уже к третьему поколению «школы Анналов», представители которого отказались от геоистории и экономики в пользу теории ментальностей. Для Дюби ментальность – это система образов и представлений, присущая некоей социальной группе; она определяет поведение членов этой группы и отражает их представление о мире в целом и об их месте в этом мире. Именно «представлениям средневекового общества о себе самом» и посвящена эта книга.
В ней Дюби задается вопросом о том, почему на севере Франции в XI-XII вв. была принята теория, представлявшая общество разделенным на три «сословия» («молящихся», «воюющих» и «трудящихся»). Он утверждает, что наиболее значимой причиной формирования этой ментальной структуры стала так называемая «феодальная революция». Дюби видел ее корни в распространении нового вида сеньории (сеньории бана), которой сопутствовал переход части королевских прерогатив в руки сеньоров, что способствовало их усилению.
Данная работа будет интересна не только медиевистам, но тем, кто задается вопросом о роли воображаемых структур в организации общества.

3) Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII - XIII вв. преимущественно в Италии. Пг., 1915; СПб., 1997.
Работы Льва Платоновича Карсавина, которого в СССР считали «мракобесом» и почти не публиковали, в последние годы вызывают живой интерес историков, философов, богословов и просто читающей публики. Эта книга, которую Карсавин защитил в качестве докторской диссертации в 1916 году, является, пожалуй, его ключевым историческим трудом.
В ней ученый, интересовавшийся историей сознания и религиозного мышления, совершил попытку реконструкции «среднего религиозного человека», представителя «религиозного фонда» эпохи. «Религиозный фонд» Карсавин понимает как особую форму сознания, совокупность религиозных навыков и реакций человека.
Многие современники Карсавина узнавали в мечущемся между аскезой и мистицизмом человеке XIII века представителей своей эпохи. Это не случайно, поскольку ученый считал «психичность» необходимой чертой исторических сочинений и полагал исторический процесс неотделимым от душевного развития ученого, его изучающего.

4) Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
В 1919 году, когда вышла в свет эта книга, вся Европа переживала последствия катастрофы Первой мировой войны. Возможно, именно поэтому Хёйзинга обратился к изучению «Осени Средневековья», эпохи, в которую так же, как и в начале XX века, рушилось все привычное.
Историк описал некий рубежный период, момент заката Средневековой цивилизации, на смену которой пришла цивилизация Нового Времени. Но не стоит преувеличивать пессимизм ученого и представлять себе Позднее Средневековье как время одного лишь упадка и разложения. Сам Хёйзинга писал, что созданная им картина получилась «более мрачной и менее спокойной», чем он рассчитывал вначале.
Отличительной чертой этого исследования является обилие цитат, что стилистически сближает его со средневековой литературой, создатели которой мыслили текстом Библии и постоянно вплетали его в свое повествование.
Эта книга читается как художественное произведение, персонажи с ее страниц оживают, плачут и смеются, молятся и грешат. Хёйзинга любит то навсегда ушедшее время, о котором пишет, и читатель едва ли сможет устоять и не разделить его чувства. Это прекрасная и печальная книга, с которой, как это ни парадоксально, можно начать знакомство со Средневековьем.

5) Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. СПб., Александрия, 2012.
Мишель Пастуро является одним из создателей нового течения в исторической науке, символической истории. Эта книга (которую стоит рассматривать не как исчерпывающий рассказ о средневековых символах, а как демонстрацию метода молодой дисциплины) посвящена роли воображаемого в жизни средневекового общества. 
Воображаемое так тесно переплеталось с реальным, что порой было невозможно провести четкую границу между ними. Символическое мышление было настолько присуще средневековым авторам, что, не умея расшифровывать этот богатый метафорами язык, мы не можем надеяться на глубокое понимание их сочинений.
Эта книга может не только помочь по-новому взглянуть на свои источники профессиональному историку, но и подарить несколько часов приятного чтения человеку, далекому от Средневековья, о том, как создавались гербы, о том, как возникла игра в шахматы, об археологии и семантике цвета, о «чистых» и презираемых профессиях, о том, почему Иуду изображали с рыжей бородой и о многом другом.

Ссылка на источник разместивший текст книг


Другие публикации на портале:

Еще 9