Вопросы взаимоотношений науки и религии обсудили участники международного семинара в храме мц. Татианы при МГУ
События

В своем приветствии, направленном участникам семинара, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академииархиепископ Верейский Евгений, в частности, отметил: «На протяжении истории университет и академия поддерживали тесные отношения... Даже в советское время, в эпоху государственного атеизма, выпускники Московского университета приходили в Московскую духовную академию и становились блестящими преподавателями, повышая ее научный и образовательный уровень. В свою очередь, представители академии на практике доказали, что теология, церковная история, церковное право ― полноценные научные дисциплины, основанные на тех же методах, что и все гуманитарные науки. Уверен, что при уважительном и заинтересованном диалоге светские и церковные научные школы могут не только найти общие точки соприкосновения, но и обогатить друг друга многовековыми достижениями».

Перед началом семинара в актовом зале храма мученицы Татианы открылась фотовыставка, посвященная русским ученым, чья судьба была связана с Московским университетом и Академией наук.

Настоятель храма протоиерей Владимир Вигилянский напомнил, что 16 выпускников Московского университета были причислены к лику святых Русской Православной Церковью, более 45 университетских выпускников и преподавателей пострадали за веру в XX веке. В Татианинском храме отпевали писателя Николая Гоголя, здесь молились профессора университета Михаил Погодин и Василий Ключевский, крестились сестры Цветаевы ― Марина и Анастасия, праздничный хор храма также составляли университетские профессора. «Миф о непроходимых противоречиях веры и науки Московский университет опроверг своим существованием», ― резюмировал отец Владимир.

От Национального исследовательского фонда Греции участников семинара приветствовал директор Института византийских исследований профессор Критон Хрисохоидис, отметивший, что взаимоотношения науки и веры ― предмет исследований многих современных ученых. В то же время автокефальные Православные Церкви сегодня следуют различным национальным традициям, и как следствие, взаимоотношения науки и религии в православных странах могут быть самыми разными. Цель проекта «Православие и наука в мире» ― проследить существующие проблемы, собрать необходимую информацию и попытаться представить общую картину в этой сфере.

Доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Паршин в своем выступлении подчеркнул, что взаимоотношения науки и веры ― «не просто вопрос размышлений, но и вопрос раскола в нашем обществе, который все более и более нарастает». В качестве примеров он привел реакцию некоторых ученых-биологов на защиту первой в России диссертации по теологии, признанной государством, и «Письмо десяти академиков» с критикой преподавания Основ православной культуры в средней школе.

По словам академика Паршина, подобный антагонизм веры и знания обозначился еще в эпоху Просвещения. Академик Паршин также выделил три главных темы, где идет «спор» науки и христианской религии: столкновение христианского учения о творении, боговоплощении и конце света и исторической науки в ее нынешнем состоянии; противоречия представления о создании мира Богом и эволюционной теории; конфликт религиозного учения о появлении человеческой личности в момент зачатия и медицинской практики прерывания беременности при выявлении генетических заболеваний на ранних стадиях развития эмбриона. Эти острые вопросы нуждаются в публичном обсуждении, полагает исследователь. При этом он критически оценил попытки напрямую «согласовать» науку и богословие, напомнив, что в истории это привело к обновленчеству. В заключение выступавшим были приведены примеры взаимодействия науки и религиозного опыта Церкви.

Второй докладчик семинара, кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии Николай Гаврюшин обратил внимание аудитории на то, что конфликт или диалог науки и религии часто происходит внутри человека. Профессор призвал не смешивать научный и религиозный способы познания мира, напомнив слова Михаила Ломоносова: «Нездраворассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии».

Докладчик также отметил, что между отцами Церкви и Александрийской научной школой конфликта не было, и само понятие науки в истории менялось; в то же время существовала «драма эллинизации христианского откровения»: ученые пытались «обрабатывать то, что получили в откровении». И когда в определенный момент времени западные ученые (глубоко верующие, но вооруженные новыми приборами) открыли, что Вселенная не соответствует представлениям Птолемея, иерархи Католической Церкви решили связать форму представления мира с сущностью христианской веры. «Возможно изменение формы, но истина Христова всегда одна и та же. В центр нужно ставить то, что должно быть в центре, а то, что менее принципиально ― не отстаивать, как инквизиторы», ― заключил профессор Московской духовной академии.

С начала 2016 года Национальный исследовательский фонд Греции (National Hellenic Research Foundation) при финансовой поддержке Всемирного благотворительного фонда Темплтона (Templeton World Charity Foundation, Inc.) реализует международный научно-образовательный проект «Наука и Православие в мире» («Science and Orthodoxy around the World»). В проекте участвуют более 50 ученых из Греции, Великобритании, США, Канады, России, Украины, Грузии, стран бывшей Югославии, Болгарии, Румынии, Франции и Австралии, работающих как в области естественных наук и математики, так и в сфере истории, философии, педагогики, богословия.

В течение трех лет планируется подготовить более 45 монографий и статей в ведущих международных журналах, создать онлайн-ресурс, предоставляющий доступ к большому числу научных и научно-популярных источников по теме проекта. С проектом сотрудничает ряд крупных университетов и научных организаций, а также Поместные Православные Церкви. В странах-участницах проводятся конференции, семинары и открытые лекции.

«Татьянин день»/Патриархия.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9