Главные новости религиозной сферы Украины в августе 2017 года
События

Каноническая украинская православная церковь

 

Публицист портала «Религия в Украине» Денис Таргонский пишет о тенденции, всё более распространяющейся на Украине — принадлежность к канонической УПЦ теперь приходится скрывать. «Мои друзья и крестились у нас [в УПЦ] и повенчались так, чтоб никто из родни не знал и детей у нас крестили, хотя вся семья ходит в КП [т.н. Киевский патриархат]». Его пример отнюдь не одинокий и даже не самый радикальный. Гораздо сложнее приходится тем людям, чьи родственники имеют отношение к организациям типа «Азов» (добровольческий батальон и партия «Национальный корпус», организованная на его основе). Многие из боевиков батальона и членов партии и вовсе исповедуют язычество, поэтому их религиозные диспуты с родственниками протекают несколько острее: приходится скрывать не факт крещения ребенка у священника УПЦ, а в принципе само крещение.

 

Впрочем, скрываются не все. К очередной годовщине крещения Киевской Руси УПЦ организовала крестный ход Каменец-Подольский — Почаевская Лавра. Событие успело стать традиционным, чтобы принять в нём участие, съезжаются верующие со всех уголков Украины. Участники крестного хода за 6 дней (19—25 августа) прошли 210 км. Организаторы отмечают, что в этом году в мероприятии приняли участие 20—25 тыс человек, среди них много молодёжи.

 

Непростое положение православной церкви на Украине стало предметом беседы Государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина и председателя ОВЦС РПЦ митрополита Волоколамского Илариона. В ходе беседы до представителя Ватикана были донесены отдельные факты участия представителей Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в травле, развязанной властями Украины в отношении УПЦ. Стороны коснулись и т.н. «антицерковных законов»: мало у кого есть сомнения в том, что новый политический сезон актуализирует проблему. Кардинал согласился с тем, что политики не должны вмешиваться в религиозную жизнь, а уж тем более быть застрельщиками религиозной вражды в обществе — как это происходит сейчас на Украине.

 

Греко-католики

 

Украинские греко-католики, которые в подобных противоправных действиях всегда были на вторых ролях, глядя на бесчинства «Киевского патриархата», начинают помалу брать с него пример. В начале августа ряд информационных ресурсов, дружественных УГКЦ, перепечатали материал, посвящённый 195-летию со дня освящения Успенского собора Почаевской Лавры. В материале в подробностях излагается, какие здания Лавры строились греко-католиками и сколько времени она находилась под контролем УГКЦ. С явными намёками на то, что неплохо бы вернуть эти славные времена. В ответ на это заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич также напомнил, что Лавра несколько древнее, чем её отдельные строения, и основана ещё в 1240 году, когда об УГКЦ никто не слыхивал. И недолгий (110 из 777 лет истории) греко-католический период — ещё не повод выдвигать претензии на одну из святынь православия на Украине.

 

Недовольны жители сёл Львовской области. Всё чаще священники УГКЦ облагают их «церковным налогом» (ежемесячным добровольно-принудительным пожертвованием). Очередной подобный скандал случился в селе Коропужа Львовской области. Священник-униат подошёл к делу с выдумкой и руководствуется логикой «всё равно придёте». А когда приходят (крестины, свадьбы и т.п.) — отказывается проводить обряд до уплаты всех недоимок. «Крестины в воскресенье были, я была крестная мама. Священник сказал: «Пока не заплатите за целый год, я ребенка [к крещению] не допущу», — жалуется журналистам «5 канала» жительница села Наталья Рочняк. Селяне жалуются на священника в епархию, однако там делают вид, что ни о чём не знают.

 

Журналисты «Радио Мария» пообщались со священником УГКЦ Николаем Мединским (один из недавно назначенных Генштабом Украины капелланов для Нацгвардии). Он рассказал много интересного об особенностях своего понимания служения и христианства: «Например, если я привожу цитату из Евангелия, то потом я соединяю ее с цитатой идеологов украинской национальной идеи, и наоборот». Только так, по его мнению, «…можно воплотить в жизнь две заповеди Христа — люби Бога и люби ближнего». Если же капеллан просто учит любить Бога, Николай его сурово поправит: это пророссийское влияние. «…придет время, когда один на Западе скажет «Слава Украине» и миллионы на Востоке «Героям слава», — резюмирует этот, с позволения сказать, священник. Любопытно, что это дикость даже по канонам УГКЦ — покойный кардинал-униат Любомир Гузар говорил, что «национализм… не может быть христианской добродетелью — он делает человека несколько ограниченным, ведь националист любит лишь своё». Аналогичной позиции придерживается и Ватикан.

 

Впрочем, даже без националистических «закидонов» его учение мало похоже на проповедь Евангелия. Скажем, конфликт в Донбассе горе-капеллан считает скорее благом («…это процесс очищения организма украинской нации. Мы много теряем, но еще больше приобретаем»), а его отношение к боевикам т.н. «АТО» напоминает скорее исламистские представления о джихаде («…эти воины, эти дети, которые погибли в борьбе за государство, защищая жизнь на нашей украинской земле, — они приобщаются к лику святых украинского народа»).

Читать статью полностью на https://regnum.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9