Книжная суббота. Представляем новинку Христианство: pro et contra, антология
События


Христианство сыграло существеннейшую роль в формировании российской государственности и важнейших черт российской цивилизации и культуры. Настоящая антология представляет собой собрание наиболее показательных текстов, а также исследований, раскрывающих место христианства в истории ценностных систем российского общества.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.

 

Серия
«Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырев (председатель), В. Е. Багно, С. А. Гончаров,
А. А. Ермичев, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, Р. В. Светлов,
В. Ф. Федоров, С. С. Хоружий

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырев

Составители:
Д. К. Богатырев, А. М. Прилуцкий

Исследование выполнено за счет гранта
Российского научного фонда (проект № 15-18-00106,
Русская Христианская Гуманитарная Академия)

 

В оформлении обложки
использована картина Ф. А. Бронникова
«Крещение князя Владимира» (1883)

 


 

Содержание

От издателя . . . . 5
Д. К. Богатырёв
Новозаветное откровение
во встречах с религиями и культурами . . . . 7
I
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ТЕКСТЫ
Повесть временных лет <Фрагменты> . . . . 57
Е. Е. Голубинский
Сказание о посещении Руси апостолом Андреем
<Фрагменты> . . . . 76
<Митрополит Иларион>
Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона . . . . 86
<Нил Сорский>
Предание старца Нила Пустынника своим ученикам;
и всем полезно его иметь <Фрагмент> . . . . 97
Иосиф Волоцкий
Просветитель <Фрагменты> . . . . 103
Стоглав <Фрагменты> . . . . 117
Повесть о новгородском Белом Клобуке . . . . 127
<Протопоп Аввакум>
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное,
и другие его сочинения <Фрагменты> . . . . 145
Челобитная протопопа Аввакума <Фрагменты> . . . . 149
Павел Алеппский
<Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву>
<Фрагменты> . . . . 155
Сигизмунд Герберштейн
<Религия русских> . . . . 193
Де ла Невилл
Любопытные и новые известия о Московии <Фрагменты> . . . . 211
Адам Олеарий
Описание путешествия в Московию <Фрагменты> . . . . 215
А. С. Хорошев
«Батыевщина» и церковная проповедь непротивления . . . . 240
Пер-Арне Бодин
Взгляд на русскую церковь
в Швеции эпохи великодержавия . . . . 252
Духовный Регламент 1721 года <Фрагменты> . . . . 263
<Пространный Катехизис
митрополита Филарета Дроздова> . . . . 270
Определение Святейшего Синода,
от 20–22 февраля 1901 года № 557,
с посланием верным чадам Православной
Греко-российской Церкви
о графе Льве Толстом . . . . 280
Послание святейшего Патриарха Тихона
об анафематствовании. большевиков . . . . 283
Декларация митрополита Сергия (Страгородского). 1927 г.
о признании им советской власти . . . . 286
Деяние Освященного Поместного Собора
Русской Православной Церкви…
об отмене клятв на старые обряды
и на придерживающихся их . . . . 291
II
ФИЛОСОФСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
П. Я. Чаадаев
Философические письма. Письмо первое <Фрагмент> . . . . 297
А. С. Хомяков
Церковь одна
(Опыт катехизического изложения учения о Церкви) . . . . 304
П. Д. Юркевич
Сердце и его значение в духовной жизни человека
по учению Слова Божия <Фрагмент> . . . . 324
Л. Н. Толстой
Христианское учение <Фрагменты> . . . . 335
Содержание1027
В. С. Соловьев
Россия и Вселенская Церковь <Фрагменты> . . . . 355
Г. П. Федотов
Трагедия древнерусской святости . . . . 373
С. Л. Франк
Духовная пустота и встреча с живым Богом . . . . 393
И. А. Ильин
О духовном компромиссе . . . . 411
Об очищении души . . . . 419
Н. А. Бердяев
Коммунизм и хpистиaнство . . . . 428
Христианство и история . . . . 447
О христианской истории и историческом христианстве . . . . 461
В. В. Розанов
Люди лунного света
(Метафизика христианства) <Фрагмент> . . . . 471
О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира . . . . 475
П. А. Флоренский
Записка о христианстве и культуре . . . . 486
А. В. Луначарский
Христианство или коммунизм.
Диспут с митрополитом А. Введенским . . . . 499
III
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ
А. Н. Радищев
Путешествие из Петербурга в Москву <Фрагменты> . . . . 547
А. И. Герцен
Былое и думы <Фрагмент> . . . . 554
М. Е. Салтыков-Щедрин
История одного города <Фрагменты> . . . . 559
Ф. М. Достоевский
Дневник писателя. 1876 год. Глава вторая
<Фрагмент> . . . . 576
Дневник писателя. 1877 год. Глава первая
<Фрагмент> . . . . 578
Дневник писателя. 1873 год <Фрагмент> . . . . 580
Дневник писателя. 1880 год <Фрагменты> . . . . 583
А. И. Куприн
Анафема . . . . 591
IV
РЕЛИГИЯ, ХРИСТИАНСТВО, ЦЕРКОВЬ
В ДИСКУРСАХ СОВЕТСКОГО АТЕИЗМА
В. И. Ленин
Отношение социалистического государства
и коммунистической партии к религии и церкви.
Полное отделение церкви от государства —
требование пролетариата . . . . 601
Религия не есть частное дело по отношению к рабочей партии . . . . 602
Атеистическая пропаганда должна быть подчинена борьбе за уничтожение социальных корней религии . . . . 605
Об отношении рабочей партии к религии . . . . 606
Система атеистического воспитания трудящихся.
Организация широкой антирелигиозной пропаганды . . . . 610
Воинствующий атеизм и материализм . . . . 610
О. М. Фрейденберг
Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии) . . . . 614
Ем. Ярославский
Библия для верующих и неверующих <Фрагменты> . . . . 663
История и теория атеизма <Фрагменты> . . . . 671
А. Ф. Горин
Критика православного учения о нравственном идеале
(Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. 1970 г.) <Фрагмент> . . . . 682
Г. П. Щепин
Методологические проблемы научной критики
Библии и библиолатрии
(Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. 1981 г.) <Фрагмент> . . . . 690
Ю. П. Лунгу
Научно-техническая революция
и формирование атеистической убежденности
(Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. 1974 г.) <Фрагмент> . . . . 699
А. А. Кусакин
Становление и развитие массового атеизма на Дальнем Востоке СССР
(Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. 1983 г.) <Фрагмент> . . . . 714
А. А. Осипов
Откровенный разговор с верующими и неверующими.
Размышления бывшего богослова . . . . 723
Н. С. Гордиенко
Атеизм и религия в современной борьбе идей.
Критика клерикального антикоммунизма <Фрагмент> . . . . 746
Л. Н. Семашко
К анализу содержания понятия
«эффективность атеистического воспитания» . . . . 759
С. И. Шевченко
Из опыта атеистического воспитания молодежи . . . . 767
А. А. Гайдис
Особенности эволюции католического
клерикального антикоммунизма . . . . 774
Исторический материализм.
Учебник для Высших партийных школ <Фрагмент> . . . . 786
ПРИЛОЖЕНИЕ
В. Н. Захаров
Русская литература и христианство . . . . 797
И. А. Есаулов
Религиозный вектор советской культуры . . . . 805
С. Л. Фирсов
Христианство и Русская Православная Церковь
в посткоммунистической России:
новые вызовы и старые проблемы . . . . 839
В. Ю. Лебедев
Модернизм в христианстве . . . . 870
Ф. Н. Козырев
Христианство и половой вопрос . . . . 898
Д. А. Головушкин
Христианский фундаментализм:
концептуально-терминологическое пространство дискурса . . . . 936
А. М. Прилуцкий
Христианство в постконфессиональном мире . . . . 962
Комментарии . . . . 977
Указатель имен . . . . 1014


 

От издателя

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Вы держите в руках очередную антологию cерии «Русский Путь» — «Христианство: pro et contra». Она выделяется из общего ряда изданий серии.
Во-первых, число публикаций «Русского Пути» превысило отметку в 100 томов, это своеобразный юбилей.
Во-вторых, книга не совсем обычна в тематическом плане. «Русский Путь» открылся в 1994 году антологией «Н. А. Бердяев: pro et contra», и в дальнейшем подавляющее большинство изданий серии были посвящены персоналиям. Сначала это были творцы отечественной культуры — философы, писатели, государственно-политические деятели. Позднее предметом стала российская рефлексия зарубежных персоналий (Платона, Данте, Сервантеса, Паскаля, Руссо, Ницше и др.). Однако важнейшей задачей серии нам представляется переход от персоналий к реалиям. В числе таковых — конфессии, формы государственности, идеологии, универсалии культуры. Работа в этом направлении ведётся. Опубликованы книги, посвящённые культурологической рефлексии христианских конфессий — православию, католицизму и протестантизму. Идёт работа над антологиями по ключевым идеологиям — либерализму, социализму, национализму и консерватизму («Анархизм: pro et contra» уже опубликован). При поддержке Российского научного фонда (РНФ) организована подготовка книг, каждая из которых посвящена социокультурным рефлексиям важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Первая, отображающая отношение к христианству в истории российской цивилизации, перед Вами. В данном случае речь идёт не о конфессиональном разнообразии внутри христианства, а о рефлексии более фундаментальной, собственно религиозной идентичности. В том же ключе предполагается выстроить и книги об иудаизме, буддизме и исламе, чтобы они дополняли друг друга, создавая целостную картину восприятия религиозных влияний в российской культуре.
В-третьих, антологию можно рассматривать как попытку культурологического осмысления того, что не вписывается в ряд обычных явлений истории и культуры. Христианство — по крайне мере, с точки зрения самих христиан — метаисторично. Христианство — это вечность, раскрывающаяся во времени. Перед нами противоречие, которое также можно назвать антиномией или парадоксом. Богословие претендует на то, что может, зная сокровенную Истину, осмысливать и оценивать время и историю с точки зрения вечности — sub specie aeternitaties. Наш подход скромнее, он нацелен на выявление реакций культурной среды — как положительных, так и отрицательных. Этим обусловлен вполне соответствующий методологии исследования подзаголовок книги — «pro et contra».
Тем не менее книга подготовлена в РХГА. Поэтому, предваряя вопросы о самой возможности публикаций аргументов «contra» по отношению к христианству в издательстве вуза, декларирующего приверженность христианским ценностям, отметим следующее. Истина христианства невместима без остатка никаким отдельным народом, никакой определённой культурой. Аргументы «против» были, есть и будут. В отношении фундаментальных вопросов веры у нас нет доказательств истинности, но имеются аргументы в пользу, которые человек свободно отвергает или принимает, руководствуясь при этом и разумом, и сердцем. Вера должна быть зрячей, в этом её принципиальное отличие от мифологической или идеологической убеждённости. В нашей стране, к сожалению, слишком долго поднимали на щит веру «простую», «не книжную», «детскую». Закончилось всё, как известно, большевистской катастрофой.
Структура настоящей антологии соответствует основным эпохам восприятия христианства в России. Долгое время Россия была православным царством. Секуляризация привела в конце концов к относительно короткому периоду диктатуры государственного атеизма. Ныне мы живём в ситуации, которую можно оценить как постсекулярную.
Сложности формирования раздела «pro» были связаны с обилием интересных текстов, а раздела «contra», напротив, с малочисленностью таковых. Российская культура пока ещё не породила оригинальной противохристианской аргументации. Критика христианства имела в большей степени «практический» характер. Христианские и противохристианские мотивы, имевшие место в русской и советской художественной литературе, получили отражение в аналитических статьях современных исследователей.
Современный дискурс дан абрисно, более подробно его, как и материалы других разделов антологии, планируется представить на сайте по адресу: URL: http://religio.rhga.ru/. Современный этап исторического развития России характеризуется стремлением обрести новую культурную идентичность в новых геополитических условиях. В стране и в мире меняется отношение к христианству и к религии в целом. Отношение к Абсолютному выступает важнейшим элементом культурной идентичности, в какого Бога верит человек, таков он сам и есть. История, с одной стороны, не повторяется в смысле конкретных событий и процессов, а с другой стороны, периодически воспроизводит в обновлённых условиях некие парадигмальные, или матричные, установки мысли и действия. Вопрос об отношении к христианству является ключевым в формировании новой российской идентичности. Мы рассматриваем данную книгу как наш посильный вклад в тот «творческий консерватизм», о важности которого для судьбы России писали русские философы и богословы.

Источник http://irhga.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9