Во второй день Итальянской недели в ПСТГУ состоялись встречи социологов, искусствоведов и филологов
События

Особенную остроту тема "Семья как ресурс общества"приобретает в ситуации полемики сторонников естественной, или нуклеарнойсемьи и ее противников, считающих, что семья мешает развиваться социальным связям индивидуума. Рассматривая конфликт двух взглядов на семью в современной европейском сообществе, профессор Джованни Росси приходит к выводу об уникальности семьи как социального института, функции которого не могут быть выполнены никаким другим сообществом.

Выступление основывалось на данных социологических опросов в Италии, Испании, Америке, Польше, Бразилии и Аргентине. Профессор Джованни Росси привела мнения опрошенных о преимуществах семьи, крепости семейных отношений и ее экономическом потенциале, обращая между тем внимание на различия взглядов европейцев и американцев в этом вопросе и на некоторые социологические парадоксы.

Отвечая на обвинение в том, что семья не создает общественного блага, Д. Росси почеркнула, что семья сама по себе является не только частным, но и социальным субъектом, оставаясь благом не только для индивида, но и для общества в целом.

Историки искусства из Италии и России провели круглый стол «Понятие «Священное» в западном и восточном христианском искусстве».

Профессор UCSC Марко Росси выступил с сообщением «Полемика вокруг священного образа: противостояние между Григорием Двоесловом и иконоборцами». Своими трудами Григорий Великий, чтимый Церковью как учитель, в значительной степени помог формированию позиции католической церкви в отношении иконоборчества. Благодаря ему почитание изображений Христа, Богоматери и святых не прерывалось в тот период, когда императоры-иконоборцы на Востоке инспирировали гонения на иконопочитателей.

Профессор Алессандро Роветта рассказал о церковном искусстве и архитектуре после Тридентского собора. В этот период католическая церковь боролась с протестантизмом, требовавшим сократить расходы на церковное украшение и оплату художников. По мнению католических богословов XVI века, «посредством образа наш дух воспаряет к духовному созерцанию невидимого». Результатом решений Тридентского собора стало рождение нового европейского стиля в искусстве – стиля барокко, пышного и разнообразного по форме, яркого и выразительного в образах и пластике.

От ПСТГУ с докладами выступили заведующая кафедрой иконописи Екатерина Шеко, старший преподаватель кафедры теории и истории христианского искусства Нина Секачева и доцент кафедры философии Наталья Ваганова.

Доклад Нины Секачевой об «Образе Христа в картинах русских художников XIX века» содержал сравнение творческих поисков Александра Иванова и Николая Ге. Если в работах Иванова наряду с новаторством сохраняется классическое понимание форм и образов, то работы Н.Ге были революционны для своего времени и вызвали большую полемику в русском обществе конца XIX века.

Наталья Ваганова выступила с докладом «Образы и символы Священного в философии отца Павла Флоренского: трансформация в контексте культуры модерна». Идеи отца Павла, несомненно, интересны, но во многом спорны. Они являются источником разномыслия не только в церковной среде, но и в светском обществе.

Доклад Екатерины Шеко о церковном искусстве и архитектуре после II Ватиканского собора показал истоки и процессы трансформации архитектурных форм в католической церкви начиная с эпохи Тридентского собора до нашего времени. Решение II Ватиканского собора «открыть Церковь для мира» привлекло современных художников-модернистов к работе по строительству и украшению храмов в Европе. Однако это вмешательство видоизменило церковь не только внешне, но и внутренне – в части, касающейся основ христианской веры. В православной художественной традиции сегодня тоже происходят изменения под влиянием идей отечественных реформаторов.

Выступление Екатерины Шеко вызвало интересную дискуссию между представителями православной традиции и итальянскими гостями. Профессор Алессандро Роветта высказался против новаций в сакральной архитектуре, вызванных крайне модернистскими и нехристианскими проектами современных церквей Рима. Однако он поддерживает идеи архитектора Борромини, открывшего пространство церковных алтарей для мирян.

Протоиерей Георгий Ореханов, основываясь на мнении святителя Игнатия Брянчанинова, высказался о постепенной утрате христианского духа начиная с первой половины XIX века. Эта трансформация становится все более очевидной в наше время.

Завершился второй день Итальянской недели публичной лекцией профессора UCSC Марии Терезы Джирарди «Между словом и молчанием. Поэтический опыт Клементе Ребора в годы Первой мировой войны». Миланский поэт Клементе Ребора (1885-1957) является одним из самых значимых участников обновления итальянского поэтического языка в ХХ веке. На него оказали влияние и русские писатели, которых он переводил между 1919 и 1922 гг., в первую очередь это Гоголь и Толстой.

Клементе Ребора прошел путь от атеистических взглядов к глубокой вере и принятию священного сана. Его взгляды на войну претерпели коренную трансформацию от восприятия вооруженного конфликта как возможности нравственного очищения людей до создания гротескных поэтических образов, выражающих полное и жесткое неприятие войны. Опыт службы в пехоте, тяжелого ранения и лечения в психиатрической больнице был для поэта личным трагическим переживанием Первой мировой войны.

Обращение к религии становится для Клементе Ребора смертью старой личности и ее возрождением. Он пишет воспоминания, похожие по форме на «Исповедь» святого Августина. Хотя много сочинений были им собственноручно уничтожены, сохранились религиозные стихи, созданные уже пожилым поэтом. Их образный строй сильно отличается от ранних сочинений.

Творчество итальянского поэта Клементе Ребора свидетельствуют о сильном нравственном и духовном напряжении, за которым следует смиренное молчание как условие обращения к христианской вере, которая одна может утолить потребность человека в абсолютной истине.

Текст: Александр Филиппов

Источник pstgu.ru

Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru. Поддержим организацию сестринского служения в психоневрологическом интернате http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75170

Твоё только то, что ты отдал другим (свт. Иоанн Златоуст).


Другие публикации на портале:

Еще 9