Статья: Так что же такое «гносеология культуры»? (размышления над книгой)
События

Концепция «гносеологии культуры», разработанная в трудах М.А. Розова (1930–2011), имеет методологическим основанием «теорию социальных эстафет», в которой базовые элементы культуры (личность, свобода, социальная память, рациональность) рассматриваются как непрерывно возобновляющиеся процессы, передающие образцы поведения и деятельности, мышления, нравственных или эстетических оценок. Применение этой теории к социокультурным явлениям позволяет выявить закономерности, скрытые от непосредственного наблюдения, общую структуру интеллектуальных процессов, обусловленную содержанием культуры. Гносеология Розова близка идеям Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, понимавших сознание как интериоризацию внешней деятельности. Ему был свойственен конструктивный стиль философского мышления, позволявший рассматривать «социальную память» как процесс передачи социальных эстафет. Аналогичный процесс лежит в основе языка, на базе которого строятся знания, происходит накопление опыта. С той же позиции он решал проблему идентичности «Я». Самотождественность «Я» понимается как постоянно возобновляемый процесс, на поддержание которого работают совместно культура и личность (главная цель и средство реализации культурных потенциалов). Так теория «социальных эстафет» выступала как связующее звено между философией культуры, гносеологией и философией науки. В русле своей теории Розов рассматривал проблемы роста научного знания, научной рациональности, а также проблемы этики, психологии творчества и социально-культурного развития, не останавливаясь перед неожиданными обобщениями ради построения «гносеологии культуры».

Полный текст статьи

Источник vphil.ru

Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru. Поддержим проект развивающий семейное чтение

Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский).


Другие публикации на портале:

Еще 9