Новая мозаичная фреска в Святых Вратах Троице-Сергиевой Лавры
События

Инициатором создания мозаичной композиции явился известный иконописец, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии и руководитель Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева (ЦХИАР) Александр Николаевич Солдатов. Он обратился с идеей к наместнику Лавры владыке Феогносту, который нашел такое предложение весьма своевременным. Необходимость замены старой росписи на новую «живопись в камне», более качественную и износостойкую, уже назрела давно.

Вначале был утвержден сюжет будущей композиции. Дело в том, что Красная башня и находящиеся в ее нижнем ярусе парадные Святые Врата расписывались в разные временные промежутки, в силу чего произошло искажение общей сюжетной линии: изображенный на фасаде вратной надстройки образ Живоначальной Троицы был «повторен» в более поздней по времени внутренней росписи врат с добавлением образов преподобного Сергия и Никона по бокам. Поэтому было принято решение изменить композицию убранства входной арки, не нарушая общей концепции. В мозаичной иконе преподобных основателей Лавры изобразили предстоящими в молитве к Пресвятой Богородице, восседающей на престоле с Предвечным Младенцем на руках. Таким образом, все образы стали представлять стройную и иерархически правильно выстроенную систему. В композиционном замысле создатели мозаики отталкивались от канонов византийской иконописи. Благодаря авторской интуиции и профессионализму А.Н.Солдатова образ приобрел характерные черты русской иконописной традиции. Это особенно заметно в ликах, силуэтах фигур, цветовой гамме и форме орнамента. Создание мозаики заняло полтора года: в течение шести месяцев разрабатывался сам проект и год ушел на его исполнение. Работы шли непрерывно, иногда даже по ночам. В качестве материала использовалась смальта, природный камень, а также золотая смальта, которую пришлось заказывать в Италии, так как у российских производителей недостаточно широкая палитра цветовых оттенков. 

Изготовление мозаики происходило в несколько этапов. Сначала был выполнен предварительный эскиз. Потом по нему был сделан рабочий картон в реальном размере. На отдельные фрагменты композиции начали выкладывать наколотую смальту «сухим набором», то есть без закрепления на растворе, подбирая нужные цветовые оттенки. Определившись с цветами, стали фиксировать смальту на раствор методом «прямого набора». Это было настоящей проверкой на выносливость и терпеливость, поскольку в такой работе требуется максимальная осторожность, все делается медленно и скрупулезно. Собранные по отдельности фрагменты фигур переносили из мастерской на место и закрепляли на стене.

Над мозаикой трудился коллектив из десяти человек. Для них этот проект явился увлекательной, интересной и полезной практикой. "Как и в любом деле, и у нас были свои трудности, – замечает Петр Слободниченко – но, с Божией помощью, мы все преодолели и закончили работу точно в срок. Такая слаженность действий была тоже чудом по молитвам Преподобного: если хотя бы один человек не пришел вовремя, мы бы не успели". Создателям мозаики удалось достигнуть удивительного результата – мозаичное изображение настолько гармонично вписалось в общий архитектурный ансамбль монастыря и окружающих росписей, что многие восприняли новый образ, как исконно находящийся на этом месте, а работу бригады сочли всего лишь его реставрацией.

Лаврская мозаичная мастерская существует с 2012 года. За сравнительно небольшой период времени с момента открытия она набрала богатый опыт. Мастерами было изготовлено множество различных по масштабам и стилю мозаичных изображений – престолы, жертвенники, отдельные иконы, вставки в иконостасах, мозаичные полы, элементы внутреннего и внешнего храмового декора. Сейчас мозаичная техника постепенно набирает в России свою популярность, открыто большое количество мастерских в различных регионах. Но мастерская Троицкой обители заметно выделяется из общего числа в силу своего большого потенциала, а также реальной причастности к лучшим традициям. Обучение в Московской иконописной школе, являющейся форвардом современной церковной живописи, сформировало в ее выпускниках правильный вкус и чувство гармонии. Впереди большое поле для творчества и работники мастерской полны новых идей и проектов. Есть желание довести начатое благое дело до логического завершения, выполнив в технике мозаики образы преподобных Кирилла и Марии Радонежских в проемах Святых врат и расположенный выше надвратный образ Пресвятой Троицы.
 
Илиодор Губертов, 
пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры

Фото: мозаичная мастерская под руководством Петра Слободниченко.


Другие публикации на портале:

Еще 9